Теоретические аспекты анализа реализации и производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и проведение анализа производства и реализации продукции.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
2) изучение ассортимента и структуры продукции;
3) приобрести навыки проведения анализа финансовой хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...6
1. Теоретические аспекты анализа реализации и производства продукции….8
1.1 Задачи и источники анализа производства и реализации продукции…..8
1.2 Анализ динамики и выполнения плана производства продукции, ритмичности работы предприятия……………………………………...10
1.3 Анализ ассортимента и структуры продукции………………………….14
2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...18
2.1 Анализ производства и реализации продукции…………………………18
2.1.1 Анализ объёма и ассортимента продукции………………………….18
2.1.2 Анализ структуры продукции………………………………………...20
2.1.3 Анализ качества произведённой продукции………………………....21
2.1.4 Анализ ритмичности производства…………………………………..22
2.1.5 Анализ отгрузки и реализации продукции…………………………..23
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов……………………………...26
2.2.1 Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами……………………..26
2.2.2 Анализ использования трудовых ресурсов………………………….28
2.2.3 Анализ производительности труда…………………………………...31
2.2.4 Анализ трудоёмкости продукции…………………………………….34
2.2.5 Анализ фонда заработной платы……………………………………..36
2.3 Анализ использования основных средств……………………………..…39
2.3.1 Анализ технического уровня………………………………………….39
2.3.2 Анализ эффективности использования основных средств………….40
2.4 Анализ использования материальных ресурсов………………………....42
2.4.1 Анализ выполнения плана материально-технического снабжения...42
2.4.2 Анализ использования материальных ресурсов……………………..43
2.5 Анализ себестоимости продукции…………………………………….….45
2.5.1 Анализ общей сумму затрат на производство продукции………….45
2.5.2 Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции………………………47
2.6 Анализ финансовых результатов……………………………………..….49
2.6.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли………………….49
2.6.2 Анализ рентабельности………………………………………………..53
Заключение………………………………………………………………….……57
Список использованной литературы…………………………………………...63

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...6

  1. Теоретические аспекты анализа реализации и производства продукции….8
    1. Задачи и источники анализа производства и реализации продукции…..8
    2. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции, ритмичности работы предприятия……………………………………...10
    3. Анализ ассортимента и структуры продукции………………………….14

2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия……………………………………………………………………...18

   2.1 Анализ производства  и реализации продукции…………………………18

      2.1.1 Анализ  объёма и ассортимента продукции………………………….18

      2.1.2 Анализ  структуры продукции………………………………………...20

      2.1.3 Анализ  качества произведённой продукции………………………....21

      2.1.4 Анализ  ритмичности производства…………………………………..22

      2.1.5 Анализ  отгрузки и реализации продукции…………………………..23

   2.2 Анализ использования  трудовых ресурсов……………………………...26

      2.2.1 Анализ  обеспеченности трудовыми ресурсами……………………..26

      2.2.2 Анализ  использования трудовых ресурсов………………………….28

      2.2.3 Анализ производительности  труда…………………………………...31

      2.2.4 Анализ трудоёмкости  продукции…………………………………….34

      2.2.5 Анализ фонда  заработной платы……………………………………..36

   2.3 Анализ использования  основных средств……………………………..…39

      2.3.1 Анализ технического уровня………………………………………….39

      2.3.2 Анализ эффективности  использования основных средств………….40

   2.4 Анализ использования  материальных ресурсов………………………....42

      2.4.1 Анализ выполнения  плана материально-технического  снабжения...42

      2.4.2 Анализ использования  материальных ресурсов……………………..43

   2.5 Анализ себестоимости  продукции…………………………………….….45

      2.5.1 Анализ общей  сумму затрат на производство  продукции………….45

      2.5.2 Анализ  затрат на 1 руб. товарной продукции………………………47

   2.6 Анализ финансовых  результатов……………………………………..….49

      2.6.1 Анализ  состава и динамики балансовой  прибыли………………….49

      2.6.2 Анализ  рентабельности………………………………………………..53

Заключение………………………………………………………………….……57

Список использованной литературы…………………………………………...63

Приложение А……………………………………………………………………65

Приложение Б……………………………………………………………………66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

            Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения,  осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

  Актуальность курсовой работы заключается в том, что объем производства и    реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и  проведение анализа производства и  реализации продукции. В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

1) оценка степени выполнения  плана и динамики производства  и реализации продукции;

2)  изучение ассортимента  и структуры продукции;

3) приобрести навыки  проведения анализа финансовой  хозяйственной деятельности предприятия.

 

1 Теоретические аспекты  анализа реализации и производства  продукции

 

    1. Задачи и источники анализа производства и реализации продукции

 

Успех или неуспех  хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены  и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость[6, с. 53].

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых  для удовлетворения разнообразных  потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в  те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не удовлетворен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал — это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение[9, с. 112].

Цель анализа производства и реализации продукции состоит  в выявлении наиболее эффективных  путей увеличения объема выпуска  продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа  объема производства и реализации продукции  на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры и  качества продукции;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– разработка мероприятий  по использованию внутрихозяйственных  резервов для повышения темпов роста  продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент и структура  продукции;

– качество продукции;

– ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

– недостатки в организации  производства и труда;

– нерациональное использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов;

– брак продукции.

Таким образом, темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

1.2. Анализ динамики  и выполнения плана производства  продукции, ритмичность работы  предприятия

 

Одним из обобщающих показателей  экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов[7, с. 241].

Производство продукции  оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией.

При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция  характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

– стоимость готовых изделий;

– полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия;

– стоимость переработки сырья и материалов заказчика;

– стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в  основные фонды предприятия;

– стоимость работ  промышленного характера, выполненных на сторону

ТП = ГП + ПФс + СП.С.М.З. + ПВ.Ц + РП.ХАР. (1.1)

 где ТП – товарная  продукция;

 ГП – готовая продукция;

 ПФс - полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия;

СП.С.М.З. - стоимость переработки сырья и материалов заказчика;

ПВ.Ц – продукция  вспомогательных цехов;

РП.ХАР - стоимость работ промышленного характера

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется  валовой продукцией (ВП), которая  зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства:

ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС.М.З (1.2)

 где ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производства;

 СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов  и отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция характеризует  объем производства как по полностью  законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям[8, с. 89].

В процессе анализа проверяется  выполнение плана по выпуску (если имеется  план) и дается оценка изменения  объема продукции по сравнению с  предыдущим годом.

Анализ начинается с  изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анализа используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение  объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа реализации и производства продукции