Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:55, лекция
Анализ банковской деятельности – это совокупность аналитических процедур, связанных с изучением финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов, влияющих на деятельность банка, выявлением тенденций банковских процессов и обоснованием направлений развития банка.
ТЕМА №1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
Вопросы:
Литература:
Анализ деятельности банков: Учеб. пособие / И.К. Козлова, Т.А. Купрюшина, О.А. Богданкевич, Т.В. Немаева; Под общ. ред. И.К. Козловой. – Мн.: Выш. шк., 2003., стр. 3-20
Анализ банковской деятельности – это совокупность аналитических процедур, связанных с изучением финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов, влияющих на деятельность банка, выявлением тенденций банковских процессов и обоснованием направлений развития банка.
Цель анализа деятельности банка - дать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности и финансовому состоянию, выявить узкие места в банковском менеджменте, выработать стратегию дальнейшего развития исходя из реально складывающихся условий на финансовых рынках.
Функции анализа деятельности банков:
Объектом (предметом) анализа деятельности банка является деятельность банка в целом, и отдельных его структурных подразделений. Можно выделить следующие структурные элементы предмета анализа деятельности банка: миссия банка (то, что данный банк призван и может совершать за время своего существования), стратегия и тактика его развития, результаты деятельности, степень ликвидности, а также факторы, влияющие на данные компоненты.
Объектом анализа также являются следующие уровни и структурные элементы банковского дела:
На уровне конкретного банка можно выделить:
- анализ деятельности коммерческого банка в целом
Субъектами (пользователями результатов анализа) являются коммерческие банки, иные кредитные учреждения, государственные налоговые службы, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти, реальные и потенциальные клиенты, прочие физические и юридические лица.
Каждый из субъектов анализа преследует свои собственные цели.
Деятельность коммерческого
Учреждения Национального
Инспекция по налогам и сборам в процессе анализа осуществляет финансовый контроль за выполнением банками обязательств перед бюджетом.
Перед аудиторами стоит задача проверки
достоверности учета и
Банковские клиенты и
Местные органы власти занимаются развитием экономики в своем регионе, а значит, их будет интересовать место и роль конкретного коммерческого банка в этом развитии.
Основные задачи анализа:
2. Этапы, методы, приемы, виды анализа деятельности банков.
Подготовительный этап. Данный этап является определяющим для дальнейшего анализа и в полной мере определяет его качество и полноту. Его специфика заключается в постановке задач и определении цели исследования. Цель необходимо формулировать четко и точно. При определении исполнителей и ответственных большую роль играют профессионализм специалиста, его навыки, практический опыт работы. При разработке необходимого программного обеспечения изучаются возможности использования программных продуктов с целью максимального сокращения времени на обработку информации. Важный момент – это разработка макета итогового табличного и графического материала с целью достижения максимальной наглядности. При разработке и детализации организационных моментов оговариваются сроки проведения анализа, форма заключительного документа и т.д.
Предварительный этап. На данном этапе осуществляется информационная подготовка анализа: весь объем информации проверяется на достоверность, полноту.
Аналитический этап. Данные группируются, комбинируются с целью выявления закономерностей, структурирования информации. Динамику относительных и абсолютных показателей для наглядности целесообразнее представить в таблице. Выбор показателей зависит от целей анализа и от имеющейся экономической базы. Большой ошибкой на данном этапе является расчет многочисленных показателей как из отечественной, так и из зарубежной практики. Лучше ограничится изучением нескольких показателей, но наиболее существенных и общераспространенных, что обеспечит их сравнимость и сопоставимость с данными других кредитных учреждений. Описание результатов должно в максимальной степени отвечать поставленным целям, быть полным и логическим завершенным, подтверждаться цифровым и графическим материалом. Причем задача специалистов, осуществляющих анализ, выбрать из всего объекта имеющейся информации самую существенную, наиболее четко и точно характеризующую изучаемый аспект.
Заключительный этап. На данном этапе результаты окончательно оформляются, подводятся итоги, готовятся прогнозы и рекомендации. Следует иметь в виду, что на этом этапе ограничится только рекомендациями специалистов нельзя. Следует подключить к работе Совет банка, который должен подготовить окончательный вариант рекомендаций. Результаты анализа оформляются в виде текстового описания и (или) представляются в табличной или графической форме.
В зависимости от специфики решаемой задачи меняется наполнение каждого этапа: оно детализируется или наоборот упрощается.
При анализе деятельности коммерческого банка применяют различные методы. Методы анализа слагаются из совокупности приемов. Прием анализа – это одна или несколько логических операций, используемых для получения конкретного результата. Используемые в процессе анализа деятельности банка методы и приемы представим в следующей таблице:
Традиционные методы |
- метод группировки; - метод относительных и средних величин; - метод сравнения; - построение аналитических таблиц; - прием детализации; - графический метод; - балансовый метод; - эвристические методы; |
Математизированные методы |
- методы детерминированного
факторного анализа (приемы - математико-статистические методы (корреляционный анализ; регрессионный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; дискриминантный анализ; компонентный анализ; многомерный факторный анализ и др.) - методы принятия
решений (имитационное - методы финансовых вычислений (методы оценки денежных потоков; дисконтирование и наращивание) |
Рассмотрим основные из них.
Метод группировок. Группировка информации – это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Данный метод позволяет изучать экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявлять влияние на изучаемый показатель отдельных факторов, обнаруживать проявление тех или иных закономерностей, свойственных деятельности банка. Важно, чтобы в основу группировки была положена экономически обоснованная классификация изучаемых явлений и процессов, а также обуславливающих их причин и факторов.
Метод сравнения. Данный метод необходим для получения исчерпывающего представления о деятельности банка. Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление сопоставляется с уже известным, изучаемым ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяются общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности развития. Наиболее типичными ситуациями, когда используется сравнение являются: сопоставление плановых и фактических показателей; сопоставление фактических показателей с нормативными; сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет и другие. Необходимо помнить, что важным условием применения сравнения является сопоставимость показателей.
Метод коэффициентов. Данный метод позволяет выявить количественную взаимосвязь между различными статьями, разделами, группами. Например: с помощью метода коэффициентов можно рассчитать удельный вес определенной статьи в общей сумме баланса банка или в соответствующем разделе баланса банка. Метод коэффициентов нужен также для контроля за достаточностью капитала банка, уровнем ликвидности, размером рискованности операций и т.д.
Графический метод. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур. Данный метод позволяет визуально оценить происходящие изменения в деятельности банка.
Методы элиминирования. Элиминировать – значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Рассмотрим основные методы элиминирования.
Метод цепных подстановок. Сущность данного метода заключается в последовательной замене базисной величины факторных показателей на фактическую и последовательном измерении влияния каждого из них. Пример:
У = А * В *С
Упл = Апл * Впл * Спл
1 условный показатель У = Аф * Впл * Спл
2 условный показатель У = Аф * Вф * Спл
Уф = Аф * Вф * Сф
Определяем отклонение в показателе У: откл. У = Уф – Упл
Определяем влияние факторов на изменение показателя У:
Проверка: откл. Уа + откл. Ув + откл. Ус = откл. У
Метод абсолютных разниц. При использовании этого метода влияние факторов определяется путем умножения абсолютного отклонения изучаемого фактора на фактическое значение всех факторов, предшествующих рассматриваемому, и на базисное – всех последующих факторов.
Информация о работе Теоретические основы анализа деятельности банков