Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:32, реферат
Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы. На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределённости, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера.
Содержание
Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы. На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределённости, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера. Такие ситуации относятся к конфликтным: результат каждого хода игрока зависит от ответного хода противника, цель игры - выигрыш одного из партнеров. В деятельности торговой организации конфликтные ситуации встречаются очень часто и имеют многообразный характер. К ним относятся, например, взаимоотношения между поставщиком и потребителем, покупателем и продавцом, банком и клиентом. Во всех этих примерах конфликтная ситуация порождается различием интересов партнеров и стремлением каждого из них принимать оптимальные решения, которые реализуют поставленные цели в наибольшей степени. При этом каждому приходится считаться не только со своими целями, но и с целями партнера, и учитывать неизвестные заранее решения, которые эти партнеры будут принимать. Для грамотного решения задач с конфликтными ситуациями необходимы научно обоснованные методы. Такие методы разработаны математической теорией конфликтных ситуаций, которая носит название теория игр. Актуальность данной темы очевидна, поскольку с помощью теории игр торговая организация получает возможность предусмотреть ходы своих партнеров и конкурентов. В последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях экономических и социальных наук. В экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем торговых организаций, разработок организационных структур и систем стимулирования. Уже в момент ее зарождения, которым считают публикацию в 1944 г. монографии Дж. Неймана и О. Моргенштерна “Теория игр и экономическое поведение”, многие предсказали революцию в экономических науках благодаря использованию нового подхода. Эти прогнозы нельзя было считать излишне смелыми, так как с самого начала данная теория претендовала на описание рационального поведения при принятии решений во взаимосвязанных ситуациях, что характерно для большинства актуальных проблем в экономических и социальных науках. Такие тематические области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и неопределенность, являются ключевыми в теории игр и непосредственно связаны с управленческими задачами. Объектом исследования является торговая организация. Целью реферата является оптимизация деятельности торговой организации с помощью теории игр. В соответствии с поставленной целью будет решаться ряд задач:
- рассмотрение современного состояния деятельности торговых организаций Республики Беларусь;
- рассмотрение основных понятий теории игр;
- рассмотрение классификации теории игр;
- применение
теории игр для оптимизации
деятельности торговой
Розничная торговля — продажа товаров конечному потребителю. Причём совершенно не важно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через интернет), а также — где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).
В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для непосредственного использования.
Субъекты процесса розничной торговли — продавец и покупатель. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.
Рассмотрим деятельность розничных торговых организаций Республики Беларусь на основании данных сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь [2].
Таблица 1.1 - Основные показатели розничной торговли и общественного питания
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации: |
|||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
52033,0 |
64864,9 |
112898,8 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
103,5 |
115,7 |
109,0 |
Розничный товарооборот общественного питания: |
|||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
2702,6 |
3270,7 |
5573,5 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
98,1 |
110,9 |
100,9 |
Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. |
43,4 |
45,7 |
47,1 |
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. |
11,7 |
12,0 |
12,0 |
Таблица 1.2 – Динамика основных показателей розничной торговли и общественного питания
Показатель |
Отклонение |
Темп роста | ||
2011 от 2010 |
2010 от 2009 |
2011 от 2010 |
2010 от 2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации: |
||||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
48033,9 |
12831,9 |
142,55 |
124,66 |
Продолжение таблицы 1.2 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
-6,7 |
12,2 |
93,85 |
111,79 |
Розничный товарооборот общественного питания: |
||||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
2302,8 |
568,1 |
141,32 |
121,02 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
-10 |
12,8 |
90,09 |
113,05 |
Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. |
1,4 |
2,3 |
102,97 |
105,30 |
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. |
0 |
0,3 |
100,00 |
102,56 |
На рис. 1.1 представлено число объектов розничной торговой сети в 2009, 2010 и 2011 годах.
Рисунок 1.1 – Число объектов розничной торговой сети
На рис. 1.2 представлено число объектов общественного питания в 2009, 2010 и 2011 годах.
Рисунок 1.2 – Число объектов общественного питания
Розничный товарооборот торговли
через все каналы реализации в
январе-августе 2012 г. составил 118,7 трлн.
рублей, или 110,6% к уровню января-августа
2011 г.
Таблица 1.3 - Динамика розничного товарооборота торговли через все каналы реализации
Период |
Розничный товарооборот, млрд. руб. (в текущих ценах) |
В сопоставимых ценах, в % к | |
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
2011 г. |
|||
Январь |
5 693,2 |
121,3 |
81,6 |
Февраль |
5 543,5 |
121,1 |
96,3 |
Март |
6 364,6 |
121,5 |
112,2 |
I квартал |
17 601,3 |
121,4 |
89,3 |
Апрель |
6 739,8 |
115,5 |
100,5 |
Май |
8 299,4 |
118,2 |
105,3 |
Продолжение таблицы 1.3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Июнь |
8 198,4 |
105,7 |
90,0 |
II квартал |
23 237,6 |
112,9 |
106,9 |
1 полугодие |
40838,9 |
107.0 |
- |
Июль |
9 236,6 |
103,5 |
108,3 |
Август |
10 446,4 |
105,1 |
102,6 |
Январь-август |
60 521.9 |
113.7 |
- |
Сентябрь |
11 071,3 |
101.0 |
92,9 |
IIIквартал |
30 754,3 |
103,0 |
101,8 |
Январь-сентябрь |
71 593,2 |
102.0 |
- |
Октябрь |
12 746,9 |
102,7 |
106,7 |
Ноябрь |
12 884,3 |
99.6 |
95,0 |
Декабрь |
15 674,4 |
104.1 |
119,1 |
IV квартал |
41 305,6 |
102,3 |
105,6 |
Январь-декабрь |
112 898,8 |
109.0 |
- |
2012 г. |
|||
Январь |
12 049,3 |
103,7 |
77,6 |
Февраль |
12 379,5 |
107,5 |
101,6 |
Март |
14 560,7 |
111,5 |
116,1 |
I квартал |
38 989,5 |
107,7 |
93,0 |
Апрель |
14 146,9 |
106,8 |
95,7 |
Май |
15 490,5 |
108,5 |
107,8 |
Июнь |
15 862,0 |
116,2 |
101,2 |
II квартал |
45 499,4 |
110,8 |
111,9 |
1 полугодие |
84 488.9 |
109.5 |
- |
Июль |
16 772,1 |
112,8 |
104,6 |
Август |
17 404,0 |
112,9 |
102,3 |
Январь-август |
118 665.0 |
110.6 |
- |
Таким образом, проанализировав данные таблицы 1.3 можно говорить о том, что величина розничного товарооборота выросла в 2012 году в сравнении с 2011 годом (сравнивая ежемесячно и ежеквартально), но темпы его роста сравнительно невелики. Так, если взять объём розничного товарооборота за первое полугодие 2012 года, то он увеличился всего на 9,5% по сравнению с 2011 годом, в том числе за первый квартал розничный товарооборот увеличился на 7,7%, а за второй квартал на 10,8%, в то время, как объём розничного товарооборота в 2011 году увеличился на 7% по сравнению с 2010 годом, в том числе за первый квартал рост составил 21,4 %, а за второй квартал - 12,9%. В целом же за 2011 год рост розничного товарооборота составил +9% . А за январь - август 2012 года он увеличился на 10,6%.
На рис. 1.3 представлена динамика розничного товарооборота торговли через все каналы реализации в % к соответствующему периоду предыдущего года; в сопоставимых ценах.
Рисунок 1.3 - Динамика розничного товарооборота торговли через все каналы реализации в % к соответствующему периоду предыдущего года; в сопоставимых ценах
Проценты увеличения
объемов товарооборота примерно
одинаковые в сравнении с предыдущими
годами. Так в 2010 году по сравнению с 2009 годом розничный
товарооборот увеличился на 15,7%, в 2011 году
по сравнению с 2009 годом - на 9%. а в сентябре
2012 года составил 10,6%. Анализируя график
рисунка 1.3 можно увидеть, как ежемесячно
изменялся размер розничного товарооборота.
Так, наибольшее увеличение товарооборота
было в марте 2011 года и составило +21,4%, а
наименьший рост товарооборота пришелся
на январь 2012 года и составил всего +3,7%.
Также, можно сказать о значительном росте
числа объектов розничной торговли.
Общее число объектов розничной торговли
в 2011 году составило 47100 объектов, что на
2300 объектов больше по сравнению с 2010 годом
и на 3700 объектов больше по сравнению с
2009 годом. Число же объектов общественного
питания за 2011 год совсем не увеличилось
по сравнению с 2010 годом, осталось неизменным
и составило 12000 объектов. По сравнению
с 2009 годом число таких объектов увеличилось
на 300. Рассматривая показатели деятельности
торговых организаций, можно сказать,
что они в настоящий момент развиваются
стабильно.
2 Оптимизация деятельности
торговой организации с помощью теории
игр
2.1 Основные положения теории игр
Ознакомимся с основными понятиями теории игр. Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, - игроками, а исход конфликта - выигрышем. Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая: 1) варианты действий игроков; 2) объем информации каждого игрока о поведении партнеров; 3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий.