Теория игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы. На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределённости, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера.

Файлы: 1 файл

Реферат_телецкая.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

2. Параллельные  и последовательные: В параллельных играх игроки ходят одновременно, или, по крайней мере, они не осведомлены о выборе других до тех пор, пока все не сделают свой ход. В последовательных играх участники могут делать ходы в заранее установленном либо случайном порядке, но при этом они получают некоторую информацию о предшествующих действиях других. Эта информация может быть даже не совсем полной, например, игрок может узнать, что его противник из десяти своих стратегий точно не выбрал пятую, ничего не узнав о других.

3. Полной или  неполной информацией: В игре с полной информацией участники знают все ходы, сделанные до текущего момента, равно как и возможные стратегии противников, что позволяет им в некоторой степени предсказать последующее развитие игры, соответственно в игре с неполной информацией игроки обладают неполным набором необходимой информации.

4. Симметричные и несимметричные: игра будет симметричной тогда, когда соответствующие стратегии у игроков будут равны, то есть иметь одинаковые платежи. Иначе говоря, если игроки могут поменяться местами и при этом их выигрыши за одни и те же ходы не изменятся.

Теория игр  является одной из немногих областей математики, за достижения в которой  можно получить нобелевскую премию. Нобелевскими лауреатами за достижения в области теории игр стали: Роберт Ауманн, РайнхардЗелтен, Джон Нэш, Джон Харсаньи, Томас Шеллинг.

В 1994 году Нобелевскую  премию получает Джон Нэш, который утверждал, что равновесие в теории игр - комбинация стратегий игроков, при которой стратегия каждого оптимальна для игры против других. Харсаньи, в свою очередь, удалось показать, что эта ключевая концепция может быть распространена на игры с недостаточной информацией (то есть такие, где игроки не знают предпочтений друг друга). Зелтен продемонстрировал, что та же концепция работает для динамических (последовательных) игр и игр, где игроки могут совершать ошибки с бесконечно малой вероятностью. Ауманн и Шеллинг получили премию за анализ социальных проблем при помощи теории игр. При этом Ауманн занимался проблемой сотрудничества и конфликтов с точки зрения математики, а Шеллинг - с точки зрения экономики. Так, Шеллингу удалось показать, что многие общественные взаимодействия можно рассмотреть как некоалиционные игры, которые включают в себя как общие, так и противоположные интересы участников. Ауманн, в свою очередь, сумел продемонстрировать, что социальные взаимодействия могут быть проанализированы при помощи формальной теории некоалиционных игр. [2]

Рассмотрим  этапы проведения теории игр.

 

    Выявление наиболее важных участников


 

       Разработка стратегий участниками

     Осуществление участниками действий

                        (ходы)


 

   Конечный  результат (прибыль или убыток)




 

 

 

Рисунок 2.4 – Этапы проведения теории игр

Примером применения теории игр для принятия стратегических управленческих решений можно назвать  решения по поводу проведения принципиальной ценовой политики, вступления на новые  рынки, кооперации и создание совместных предприятий, определение лидеров и исполнителей в области инноваций и т. д. Положения данной теории можно использовать для всех видов решений, если на их принятие влияют другие лица.

Рассмотрим  применение теории игр в деятельности торговой организации. Возьмем торговую организацию, которая уже давно функционирует на рынке и его продукция известна покупателю. И еще одну торговую организацию, продукция которого еще не получила предпочтение потребителей. Предприятие-аутсайдер может принять решение о вступлении или не вступлении на рынок. Предприятие-лидер может отреагировать на появление нового конкурента агрессивно или дружественно. Оба предприятия вступают в двухэтапную игру, в которой первый ход делает предприятие-аутсайдер. В связи с объявлением о подготовительных планах предприятия - аутсайдера  к вступлению на рынок  состоялось “кризисное” совещание руководства предприятия - лидера, на котором были проанализированы мероприятия, направленные на то, чтобы заставить нового конкурента отказаться от намерения проникнуть на новый рынок. Предприятие – аутсайдер, стало известно об этих мероприятиях. Анализ на базе теории игр показал, что угрозы предприятия - лидера из-за высоких затрат безосновательны. Но предприятие-аутсайдер могло бы и выбрать ход “невступление”, если бы предварительный анализ убедил в том, что проникновение на рынок вызовет агрессивную реакцию предприятия - лидера.

Два предприятия  торговой индустрии, представляющие однородную продукцию, стоят перед выбором. В одном случае они могут закрепиться  на рынке благодаря установлению высокой цены, которая обеспечит получение прибыли. При вступлении в жесткую конкурентную борьбу оба получают прибыль. Если один из конкурентов устанавливает высокую цену, а второй – низкую, то последний получает прибыль, другой же несет убытки. Подобная ситуация может, например, возникнуть когда оба предприятия должны объявить свою цену, которая впоследствии не может быть пересмотрена. При отсутствии жестких условий обоим предприятиям выгодно назначить низкую цену. Стратегия “низкой цены” является доминирующей для любой организации: вне зависимости от того, какую цену выбирает конкурирующая фирма, всегда предпочтительней устанавливать низкую цену. Но в таком случае перед фирмами возникает дилемма, так как прибыль не достигается. Стратегическая комбинация “низкие цены/низкие цены” представляет собой равновесие Нэша, при котором ни одному из игроков невыгодно отходить от выбранной стратегии. Подобная концепция равновесия является допустимой при разрешении стратегических ситуаций, но при определенных обстоятельствах она все же требует доработки.[3]

Применение  теории игр с помощью компьютерной технологии является деловая игра, которая называется «Дельта». Смысл  ее заключается в разработке и  принятии стратегии для развития деятельности организации.        

При изучении использования теории игр в торговой организации были сформулированы положительные и отрицательные стороны данного метода. (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Положительные и отрицательные стороны теории игр

Положительные

Отрицательные

1.Теория игр  создает условия для конкурирования стратегий, что позволяет выбрать наиболее предпочтительную стратегию.

2. Разнообразие  типов теорий игр,  позволяет  выбрать наилучший путь осуществления  игры.

3. Упрощает способ принятия решения.

1.Использование  теории при наличии 3 и более игроков затруднительно, поскольку такие способы менее изучены, чем вариант наличия 2 игроков.

2.Теорию нельзя  применять, если у  предприятий  сложились разные представления  об игре или если предприятия  недостаточно информированы о  состоянии

конкурентов.

3.Если ситуация  принятия        стратегических  решений очень сложна, то игроки  часто не могут выбрать лучшие  для себя варианты.




 

Таким образом, можно сделать вывод, что применение теории игр способствует созданию конкуренции, и  позволяет выбрать оптимальную стратегию развития организации. Но участие в игре более двух организаций затрудняет осуществление стратегий. Также необходимо отметить, что использование теории игр невозможно в условиях неполной информации.

2.3 Проблемы практического применения теории игр в деятельности торговой организации

 

Следует, однако, указать и на наличие определенных границ применения аналитического инструментария теории игр. В следующих случаях  он может быть использован лишь при  условии получения дополнительной информации.

Во-первых, это тот случай, когда у торговых организаций сложились разные представления об игре, в которой они участвуют, или когда они недостаточно информированы о возможностях друг друга. Например, может иметь место неясная информация о платежах конкурента (структуре издержек). Если неполнотой характеризуется не слишком сложная информация, то можно оперировать сопоставлением подобных случаев с учетом определенных различий.

Во-вторых, теорию игр трудно применять при множестве ситуаций равновесия. Эта проблема может возникнуть даже в ходе простых игр с одновременным выбором стратегических решений.

В-третьих, если ситуация принятия стратегических решений очень сложна, то игроки часто не могут выбрать лучшие для себя варианты. Легко представить более сложную ситуацию проникновения на рынок, чем та, которая рассмотрена выше. Например, на рынок в разные сроки могут вступить несколько организаций или реакция уже действующих там предприятий может оказаться более сложной, нежели быть агрессивной или дружественной.

Экспериментально  доказано, что при расширении игры до десяти и более этапов игроки уже не в состоянии пользоваться соответствующими алгоритмами и  продолжать игру с равновесными стратегиями.

Отнюдь не бесспорно  и принципиальное, лежащее в основе теории игр предположение о так называемом “общем знании”. Оно гласит: игра со всеми правилами известна игрокам и каждый из них знает, что все игроки осведомлены о том, что известно остальным партнерам по игре. И такое положение сохраняется до конца игры.

Но чтобы  предприятие в конкретном случае приняло предпочтительное для себя решение, данное условие требуется  не всегда. Для этого часто достаточны менее жесткие предпосылки, например “взаимное знание” или “рационализируемые стратегии”.

В конце можно  сделать вывод о том, что теория игр является очень сложной областью знаний. Чтобы ее использовать, нужно четко знать границы ее применения и быть предельно осторожными. Слишком простые толкования, принимаемые организацией самостоятельно или с помощью консультантов, таят в себе скрытую опасность.

При использовании  теории игр в деятельности торговых организаций выявлено как много  положительных, так и достаточное  количество отрицательных сторон. Теория игр приводит к конкуренции стратегий  организации, что, в свою очередь, позволяет выбрать наиболее предпочтительную стратегию. Однако, наличие в игре трех и более игроков усложняет ее использование, так как такие случаи еще мало изучены. Разнообразие типов теории позволяет применять наилучший вариант осуществления игры. Однако ее нельзя применять если у предприятий сложились разные представления об игре или если предприятия недостаточно информированы о деятельности конкурентных предприятий. Однако, использование теории игр упрощает способ принятия решений. Но если ситуация принятия решения сложна, то игроки часто не могут выбрать лучшие для себя варианты.

 Анализ и консультации на основе теории игр из-за их сложности рекомендуются лишь для особо важных проблемных областей. Опыт фирм показывает, что использование соответствующего инструментария предпочтительно при принятии однократных, принципиально важных плановых стратегических решений, в том числе при подготовке крупных кооперационных договоров.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

На практике часто приходится сталкиваться с  задачами, в которых необходимо принимать  решения в условиях неопределённости, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера. Такие ситуации относятся к конфликтным: результат каждого хода игрока зависит от ответного хода противника, цель игры - выигрыш одного из партнеров. В деятельности торговой организации конфликтные ситуации встречаются очень часто.

В последние  годы значение теории игр существенно  возросло во многих областях экономических  и социальных наук. В экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем предприятий, разработок организационных структур и систем стимулирования.

Уже в момент ее зарождения многие предсказали революцию в экономических науках благодаря использованию нового подхода. Эти прогнозы нельзя было считать излишне смелыми, так как с самого начала данная теория претендовала на описание рационального поведения при принятии решений во взаимосвязанных ситуациях, что характерно для большинства актуальных проблем в экономических и социальных науках. Такие тематические области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и неопределенность, являются ключевыми в теории игр и непосредственно связаны с управленческими задачами.

Первые работы по теории игр отличались упрощенностью  предположений и высокой степенью формальной абстракции, что делало их малопригодными для практического  использования. За последние 10 - 15 лет положение резко изменилось. Бурный прогресс в промышленной экономике показал плодотворность методов игр в прикладной сфере.

В последнее  время эти методы проникли и в  управленческую практику. Вполне вероятно, что теория игр наряду с теориями трансакционных издержек и “патрон - агент” будет восприниматься как наиболее экономически обоснованный элемент теории организации.

Следует отметить, что уже в 80-х годах М. Портер ввел в обиход некоторые ключевые понятия теории, в частности такие, как “стратегический ход” и “игрок”. Правда, эксплицитный анализ, связанный с концепцией равновесия, в этом случае еще отсутствовал.

С помощью теории игр предприятие получает возможность  предусмотреть ходы своих партнеров  и конкурентов.

Информация о работе Теория игр