Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:17, курс лекций
Под предметом АФД понимаются исследования хозяйственных процессов, явлений, ситуаций хозяйствующих субъектов с точки зрения их результативности, т.е. конечных финансовых результатов их деятельности, складывающихся под воздействием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов.
Каждое предприятие имеет свой бизнес-план, содержащий количественные и качественные показатели его деятельности.
Кроме прибыли от реализации
продукции на валовую прибыль
оказывают влияние
Анализ валовой прибыли включает:
1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период.
2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений.
3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
4. Исследование влияния
факторов на прибыль (
Факторы, влияющие на валовую прибыль подразделяются на 2 группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- состояние рынка;
- цены и тарифы на
топливо, энергию,
- нормы амортизации;
- система налогообложения;
- уровень процентных ставок по заемным средствам;
- нарушение платежной
дисциплины со стороны
- природные условия.
Внутренние факторы:
- объем и качество проданной продукции;
- политика ценообразования на предприятии;
- уровень с/с и других затрат;
- качество менеджмента разных уровней;
- уровень организации труда и производства;
- уровень образования и квалификации кадров;
- технический уровень производственных фондов;
- материальное положение
и экономическая заинтересованн
22. Факторный анализ прибыли от реализации продукции и услуг.
Прибыль от реализации продукции находится под воздействием следующих факторов:
- объема реализации продукции;
- структуры реализации;
- себестоимости за счет структурных сдвигов;
- изменение с/с за счет с/с отдельных изделий;
- цены на материалы и сырье;
- отпускных цен на реализованную продукцию.
Анализ проводят в следующем порядке:
5. Рассчитывают влияние на прибыль изменений отпускных цен на продукцию.
Методика расчета факторных воздействий на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги:
1.Расчет влияния
фактора «Выучка от реализации»
Расчет влияния
данных фактора состоит из двух частей.
Так как выручка – это произвед
При проведении факторного анализа учитывают влияние инфляции. Предположим, цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным на 12 %. Тогда индекс цен Iц =
Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах: В1 = B1 , где
Iц
В1 – выручка от реализации в сопоставимых ценах;
B1 – выручка от реализации в отчетном периоде;
Iц - индекс цен;
Прирост выручки от роста цены DВц = (B1 – B1 ) .
Прирост выручки за счет увеличения количества реализуемой продукции DВк = В1 – В0; где В0 – выручка от реализации в базисном периоде. То есть, выручка от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению предыдущем периодом увеличилась:
за счет роста цены на ___ тыс. руб.
за счет увеличения количества продукции на ______ тыс. руб.
Расчет влияния фактора «цена» на изменения прибыли от реализации осуществляется следующим образом:
DПп (ц) = DВц ´ R0т где R0т - уровень прибыли от реализации в % к
выручке от реализации в предыдущем
Расчет влияния
фактора «Количество
DПп (к) = [(В1-В0) - DВц ] ´ R0n где
100
DВц - изменение выручки от реализации под влиянием цены;
R0n – уровень прибыли реализации в % к выручке от реализации в предыдущем (базисном) периоде. (рентабельность продаж в базисном периоде).
2. Расчет
влияния фактора «
DПп (с) = В1 ´ (УС1 – УС0) где
100
УС1 и УС0 – соответственно уровень себестоимости в отчетном и базисном периоде.
Здесь при анализе нужно быть внимательнее, так как расходы – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.
Если себестоимость в отчетном периоде снизилась и ее уровень по отношению к выручке также уменьшился, то полученная экономия приведет к увеличению суммы прибыли от реализации.
3. Расчет влияния
фактора «Коммерческие расчеты»
Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
DПп (кр) = В1 ´ (УКР1 – УКР0) где
100
УКР1 и УКР0 - соответственно уровень коммерческих расходов в выручке в отчетном и базисном периодах.
4. Расчет влияния
фактора «Управленческие
DПп (р) = В1 ´ (УУР1 – УУР0) где
100
УУР1 и УУР0 - соответственно уровень управленческих расходов в выручке в отчетном и базисном периодах.
Совокупное влияние факторов должно дать общее изменение суммы прибыли от реализации.
Полученные в результате расчетов данные влияния факторов на влияние прибыли сводят в таблицу:
Таблица 22.
Показатели – факторы |
Сумма, тыс. руб. |
Количество проданной продукции Изменение цен на реализованную продукцию Себестоимость проданной продукции Коммерческие расходы Управленческие расходы
Совокупное влияние факторов |
|
24. Анализ рентабельности предприятия.
Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хоз.деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Группы показателей рентабельности:
- пок-ли, характеризующие
окупаемость издержек
- пок-ли, характеризующие окупаемость инвестиционных проектов;
- пок-ли рентабельности продаж;
- пок-ли, определяющие доходность кап-ла.
Рентабельность
Рентабельность продаж
характеризует эффективность
Рентабельность капитала
рассчитывается отношением прибыли
к среднегодовой стоимости
В процессе анализа изучают динамику показателей рентабельности и выполнение плана по их уровню.
Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от следующих факторов:
- изменения структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- средней цены реализации.
Уровень рентабельности
отдельных видов продукции
При анализе определяют степень влияния этих факторов на уровень рентабельности. Затем изучают причины изменения среднего уровня цен и их влияние на уровень рентабельности.
Нужно также установить, за счет каких факторов изменилась с/с единицы продукции и как это повлияло на рентабельность. Это позволяет точнее оценить работу предприятия и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности.
25. Факторный
анализ рентабельности
По данным «Отчета о прибылях и убытках»(ф№2) анализируют динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного года, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Rп =В-С-КР-УР/ В*100% = Пп/В*100%
Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, осуществляют следующие расчеты:
1. Влияние изменения выручки от продажи:
dRп(в) =( (В1-Со-КРо-УРо)/В1 – (Во-Со-КРо-Уро)/Во)*100%
где: В-выручка; С-себестоимость; УР- управленческие расходы;
КР – коммерческие расходы. (о-базисный год; 1- отчетный год)
2.Влияние изменения себестоимости продажи:
dRп(с) = ((В1-С1-КРо-Уро)/В1-(В1-Со-
3.Влияние изменения коммерческих расходов:
dRп(кр)= ((В1-С1-КР1-УРо)/В1 – (В1-С1-КРо-УРо)/В1)*100%
4.Влияние изменения управленческих расходов:
dRп(ур)= ((В1-С1-КР1-УР1)/В1-(В1-С1-
Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного года к выручке от продажи:
Rч = Пч/В*100%
На чистую рентабельность
оказывают влияние также
Кроме рентабельности продаж и чистой рентабельности рассчитывают:
Экономическую рентабельность
Rэкон. = чистая прибыль/средняя стоимость имущества*100% или с.190(ф№2)/с.300(ф№1)*100%.
Рентабельность собственного капитала
Rсоб.кап. = чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала*100%
Валовую рентабельность
Rвал. = прибыль валовая/выручка от продаж*100%
Затратоотдачу
Rзатр. = прибыль от продаж/затраты на производство и реализацию продукции*100%
Рентабельность перманентного капитала
Rпк = чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала+средняя стоимость долгосрочных обязательств*100%
Коэффициент устойчивости экономического роста
Rуст = (чистая прибыль - дивиденды, выплаченные акционерам) / средняя стоимость собственного капитала * 100%
26. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
Основные источники увеличения прибыли:
- увеличение объема
реализации произведенной
- снижение с/с продукции;
- повышение качества продукции;
- реализация продукции
на более выгодных рынках
Для определения размера резерва роста прибыли в рез-те увеличения объема реализации выявленный резерв роста продукции умножают на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции.
Подсчет резерва увеличения прибыли за счет снижения с/с продукции производят путем умножения выявленного резерва снижения с/с на возможный объем продаж.
Существенным резервом роста прибыли явл. улучшение качества продукции. Этот резерв определяется умножением удельного веса каждого сорта на его отпускную цену, результаты суммируются, определяется средняя цена, которая умножается на возможный объем реализации.
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.
Методика маржинального анализа прибыли базируется на делении производственных и коммерческих расходов на переменные и постоянные. При этом учитывается взаимосвязь объема производства и ее с/с, т.к. при увеличении объема производства с/с продукции снижается, при уменьшении – увеличивается (пример).
Методика маржинального анализа позволяет определить изменение суммы прибыли за счет:
- кол-ва реализованной продукции;
- цены;
- уровня удельных переменных затрат;
- суммы постоянных затрат.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего продукция начнет приносить прибыль.
Разность между фактическим
кол-вом реализованной
Безубыточный объем продаж и зона безопасности – основополагающие показатели при:
- разработке бизнес-планов;
- обосновании управленческих решений;
- оценке деятельности предприятия.
Тема «Анализ собственного капитала предприятия»
27. Содержание Ф№3 годового отчета, как основного источника анализа движения и структуры собственного капитала предприятия.
Источниками анализа движения собственного капитала предприятия является Бухгалтерский баланс (Ф№1) и Отчет об изменении капитала (Ф№3)