Учет движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Точность показателей объёма, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, как правильно и достоверно проведена их оценка, имея в виду то, что неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину, но и вызвать:
- неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), следовательно, доходности, рентабельности и прибыли;
- искажение сумм причитающегося налога, как с имущества, так и с прибыли;
- неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;
- неверное исчисление ряда технико-экономических показателей, характеризующих использование основных средств: износ, коэффициенты выбытия и поступления, широко применяемые показатели эффективности: фондоотдача, фондоёмкость и фондовооружённость, неверно будет исчисляться и эффективность капитальных вложений.

Содержание работы

Введение
1.Основные средства
2. Учёт поступления основных средств
3. Учёт амортизации основных средств (бухгалтерский и налоговый подходы)
4. Учёт выбытия основных средств
4.1 Продажа основных средств
4.2 Списание объекта основных средств по причине морального или физического износа
4.3 Передача объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации
4.4 Передача объекта основных средств по договору дарения
4.5 Передача объекта основных средств по договору мены
4.6 Выбытие объекта основных средств по чрезвычайным обстоятельствам
5. Учёт наличия и движения основных средств
6. Учёт переоценки основных средств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дальневосточный Федеральный Университет.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Среди хозяйственных  фактов выбытия основных средств можно отметить передачу основных средств товарищества участнику, ведущему общие дела по договору простого товарищества; возврат ранее переданных и распределение вновь приобретённых основных средств в ходе совместной деятельности участником договора простого товарищества; передачу основных средств в долевую собственность полного товарищества; возврат основных средств при прекращении деятельности полного товарищества; изъятие (выкуп) предмета залога (объектов основных средств) для государственных и муниципальных, реквизиции или национализации (списания с баланса залогодержателя); изъятие предмета залога (основных средств) в виде санкций за правонарушения либо при отсутствии у залогодателя права собственности на имущество продажа залогодержателем на торгах основных средств, принятых ранее в залог, поскольку залогодатель не в состоянии погасить ссуду (заём), выданную под залог имущества; другие хозяйственные факты выбытия основных средств.

 Выбытие основных  средств независимо от причины  оформляется в общеустановленном порядке актом на списание основных средств и актом на списание автотранспортных средств типовой формы.

В соответствии с п. 29 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 25-н и п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 г. № 33-н с изменениями от 28.03.2000 г. № 32-н, объекты основных средств могут быть списаны с баланса организации по следующим причинам:

  1. продажа объекта основных средств другому лицу;
  2. списание в случае морального и (или) физического износа;
  3. передача объектов основных средств в виде вклада в уставной капитал другой организации;
  4. ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  5. передача по договорам мены, дарения;
  6. другие причины.

Рассмотрим на конкретных примерах порядок отражения в бухгалтерском учёте и для целей налогообложения выбытие основных средств с баланса организации.

 

4.1. Продажа  основных средств.

Продажа основных средств  оформляется, как правило, договором  купли-продажи. Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). В рассматриваемой ситуации продавцом является организация – собственник объекта основных средств, покупателем – другое лицо (юридические или физическое), приобретающее этот объект. Цена продажи основного средства устанавливается в соответствии с договором.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ цена, по которой продается  основное средство, устанавливается  соглашением сторон. Согласно ст. 40 НК РФ цена продажи объекта основных средств, согласованная между продавцом и покупателем, является рыночной ценой, пока не доказано обратное.

Налоговые органы в праве  проверить уровень цен по договору купли-продажи, если цена по договору отличается более чем на 20% в ту или иную сторону от уровня цен, по которым организация продаёт аналогичные товары. В этом случае для целей налогообложения организация должна использовать рыночный уровень цен на аналогичные товары в сопоставимых условия.

 

4.2. Списание  объекта основных средств по  причине морального или физического износа.

Сроки полезного использования  объектов основных средств определяются в соответствии с Едиными нормами  амортизационных отчислений, утверждёнными постановлением Совмина СССР от 29.12.90 г. № 1072. После истечения срока полезного использования объекта основных средств и полного переноса его стоимости на себестоимость продукции (работ, услуг) начисление амортизации прекращается, и организация вправе списать основное средство с баланса.

 

4.3. Передача  объекта основных средств в  качестве вклада в уставной капитал другой организации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах  с ограниченной ответственностью», а также ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (редакция от 24.05.99 г.) «Об акционерных обществах» взнос в уставной капитал (оплата акций) может производиться как денежными средствами, так и ценными бумагами, имуществом, имущественными либо иными правами, имеющими денежную оценку. В соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества организации в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества не признается реализацией для налогообложения.

Согласно п. 3 ПБУ 10/99 выбытие  имущества организации в связи  с вкладом его в уставные (складочные) капиталы других организаций не признаются расходом в бухгалтерском учете. Таким образом, можно сделать вывод, что при вкладе имущества в уставной капитал учреждаемой организации не возникает финансовый результат (прибыль или убыток) ни для целей бухгалтерского учета. Ни для целей налогообложения.

Счет 58 «Финансовые вложения»  предназначен для обработки информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные  ценные бумаги, акции, облигации и  иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставленных другим организациям займов.

На этом счёте отражается фактически внесенная сумма денежных средств (или иного имущества организации) в уставной капитал другой организации. Отражение в балансе организации её задолженности по вкладу в уставные капиталы других организаций нормативными документами не предусмотрено.

 

4.4. Передача  объекта основных средств по  договору дарения.

В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или  обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь. Если договором предусмотрено встречная передача вещи либо какое-то другое встречное обязательство, то заключенный договор уже нельзя считать договором дарения.

Согласно ст. 575 ГК РФ заключение договоров дарения запрещено  между коммерческими организациями на сумму 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (500 рублей в настоящее время).

Согласно п. 3 ст. 149 НК РФ безвозмездная передача товаров (за исключением подакцизных), выполнение работ или оказание услуг в рамках благотворительной деятельности, производимой в соответствии с Федеральным законом от 11.08.95 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», освобождаются от налога на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2116-1 (редакция от 09.05.01 г.) «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при расчёте налога на прибыль облагаемая прибыль организации подлежит уменьшению на суммы средств, направленные за счёт прибыли организациям и учреждениям здравоохранения.

 

4.5. Передача  объекта основных средств по  договору мены.

Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется  передать в собственность другой стороне один товар в обмен  на другой, при этом, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, признаются равноценными. К договору мены применяются правила о купле-продаже, при этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 2 ст. 567 ГКРФ).

Каждая из организаций выписывает счёт-фактуру на выбывающее имущество исходя из его рыночной цены, по которой и приходует получаемое имущество.

Следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. Это означает, что для целей налогообложения принимается цена сделки, указанная сторонами в договоре. Если же эта цена более чем на 20% отклоняется от рыночной, то для исчисления НДС принимается рыночная цена сделки.

Одновременно в соответствии с п.2 ст. 172 НК РФ при использовании  налогоплательщиком собственного имущества  в расчётах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога. Фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества, переданного в счёт оплаты. Таким образом, сумма НДС, принимаемая к зачёту при расчётах с бюджетом, исчисляется по совершенно иным правилам, чем сумма налога  с выручки от реализации.

 

4.6. Выбытие  объекта основных средств по  чрезвычайным обстоятельствам.

Известно, что  если какое-то неприятное событие может произойти, то оно обязательно происходит. Рано или поздно любую организацию  посещают с проверками торговая инспекция  и налоговая полиция, санэпидемстанция и пожарная охрана (далее этот список может продолжить любой руководитель организации или её главный бухгалтер). Кроме этих событий могут происходить и другие, не менее неприятные, в связи с чем организация фактически теряет право собственности не совё имущество вопреки своему желанию.

Организация может потерять совё основное средство по причине хищения, в результате аварии, другого чрезвычайного события.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. УЧЁТ НАЛИЧИЯ  И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Документальное оформление движения основных средств.

Движение основных средств  связано с осуществлением хозяйственных  операций по поступлению, внутреннему  перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации.

Операциями по поступлению  основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления  капитальных вложений, безвозмездное  поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтённых ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приёмки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта основных средств. После оформления акт приёмки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передачи основных средств другой организации акт  составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).

Поступившие на склад  оборудование для установки оформляют  актом о приёмке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт состав-ляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приёмной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приёмку оборудования при его поступлении на склад акт о приёмке является предварительным, составленным по наружному осмотру.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приёмки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нём монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или  испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нём указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы  для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приёмки законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ – по договору).

 

 

Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приёмку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учёту основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха (производства, одела, участка) в другой, а также  их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приёмки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывают в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остаётся у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Информация о работе Учет движения основных средств