Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Руководителям организаций для выработки и принятия управленческих решений необходима как общая информация по организации в целом, так и детализированная, по внутренним сегментам деятельности - центрам ответственности. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………….3
2.Теоретическая часть…………………………………………………...4
3.Практическая часть……………………………………………………13
4.Заключение…………………………………………………………….16
5.Список используемой литературы…………………………………...17

Файлы: 1 файл

курсовая по анализу данных.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

 

     Центры  прибыли как центры ответственности представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это обычно отдельные предприятия в составе объединения, филиала, дочерние организации, торговые представительства, магазины и т.п. Они имеют возможность контролировать важные компоненты деятельности предприятия, от которых зависит величина дохода и прибыли. Это объемы производства и продаж, их себестоимость, уровень цен. Руководитель несет ответственность за финансовый результат, полученный подразделением, так как в его ведении находятся не только механизмы формирования затрат и дохода, но и механизм ценообразования. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. Менеджеры центров прибыли, в отличие от руководителей центров затрат, не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сокращает их доходы, а следовательно, и прибыль - показатель, по которому оценивается эффективность их работы. Центры прибыли могут включать несколько мест затрат. Общие расходы и результаты их деятельности, отражаемые в системе бухгалтерского учета, позволяют оценивать их деятельность исходя из эффективности и целесообразности принимаемых ими управленческих решений.     

Принимая  прибыль за основной оценочный показатель, руководствуются следующими правилами:

  • рост прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всей фирмы;
  • прибыль каждого подразделения должна быть сформирована объективно, независимо от размеров прибыли всей компании;
  • результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от решений других менеджеров.

 

     Для того, чтобы центр ответственности стал центром прибыли, необходимы следующие условия:

  • следует увеличить объем бухгалтерских записей для измерения продукции в виде дохода, а центры ответственности, получающие эту продукцию, должны учитывать себестоимость приобретенных товаров и услуг;
  • надо предоставить менеджеру центра ответственности больше полномочий в принятии решений по количеству и качеству выпускаемой продукции или по отношению качества продукции к затратам. При этом должен осуществляться контроль руководителя центра прибыли за входами и выходами;
  • не может быть центром прибыли подразделение, предоставляющее другим центрам услуги, так как они предоставляются обычно бесплатно. Например, если руководство проводит внутренний аудит в каком-либо подразделении, то последнее не оплачивает расходы внутренней аудиторской службы, и поэтому подразделение внутреннего аудита не является центром прибыли.

 

     Неэффективно  выделение центра прибыли при  выпуске однородной продукции (например, цемента), где возможно применение натуральных  показателей (например, тонны выпущенного цемента).      

Цель  центра прибыли - получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Рост прибыли структурного подразделения может стимулироваться правильным подбором показателя, характеризующего деловую активность сегмента. Интересно, что некоторые западные фирмы в целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли - сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной ценой. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее определенным механизмом.     

Кроме выделения на предприятии центров  прибыли, управленческий учет допускает  возможность формирования центров  инвестиций. При всех своих преимуществах  центры прибыли не заинтересованы в рачительном использовании выделенных им инвестиций. Этого недостатка лишены центры инвестиций.     

Отчетным документом по затратам центра прибыли являются отчеты об исполнении сметы центров затрат высших уровней (обычно начиная с  цехового уровня).     

Основным же отчетным документом центра прибыли является отчет по прибыли.Содержание этого отчета зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, до налогообложения, от обычной деятельности, чистой прибыли или маржинального дохода.     

Центры прибыли вместо отчета по прибыли могут составлять отчеты о маржинальном доходе.     

Маржинальный доход определяют вычитанием из выручки от продажи  продукции (работ, услуг) переменных расходов, связанных с производством и  продажей продукции; разница между  маржинальным доходом и постоянными  расходами называется остаточным доходом. При этом остаточный доход целесообразно  исчислять с учетом и прямых, и  косвенных постоянных расходов.     

Деление постоянных расходов на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от конкретных условий производственного процесса.     

Например, если оборудование используется только для производства определенного вида продукции, то все  расходы по обслуживанию этого оборудования являются прямыми расходами - заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, сумма амортизации по оборудованию, сумма арендных платежей по нему и т.п.  К косвенным постоянным расходам относят такие затраты, которые распределяют между видами продукции (работ, услуг) только расчетным путем, — расходы на содержание администрации, суммы амортизации по зданиям и т.п.       

Остаточный доход до косвенных  расходов, как правило, позволяет  более точно оценить деятельность центра прибыли по сравнению с  показателем прибыли от производства, поскольку этот показатель не содержит неточностей, которые возникают  при pacпределении косвенных расходов.      

Отчет о маржинальном доходе можно дополнить показателями операционных и внереализационных доходов и расходов, на основе которых возможно определить чистый доход центра прибыли.     

В целом по организации  отчет по прибыли за отчетный месяц  целесообразно составлять по форме  отчета по прибыли в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности с включением в отчет показателей по смете  и отклонений за месяц и с начала года.     

Показатель чистой прибыли (убытка) в отчете определяют при- бавлением к прибыли (убытку) от обычной деятельности чрезвычайных доходов и вычитанием из полученной суммы чрезвычайных расходов. 
  
      

1.4. Отчет центра инвестиций    

 

 

   Центры инвестиций - это экономически обособленные подразделения, ответственные лица которых обеспечивают правильное, надлежащее расходование предоставленных им средств и ресурсов. Процесс инвестирования связан с увеличением объема функционирующего капитала предприятия, увеличением его акционерной стоимости. Задача такого центра обеспечить максимальную рентабельность вложенного капитала, его быструю окупаемость и ответственность за целесообразность понесенных расходов. При этом вложение ресурсов в капитальные активы предприятия, в отличие от других видов затрат, связывает их на длительный срок. Полное возмещение таких затрат предполагает более длительный срок их погашения и получения полезного результата.     

Долгосрочный  характер принимаемых решений связан с прогнозированием денежных потоков с учетом внешних и внутренних факторов деятельности предприятия. Поэтому учетная управленческая информация, поступающая от руководителей, должна обеспечить перспективный анализ затрат и доходов инвестиционной деятельности, обеспечивать минимизацию риска принимаемых инвестиционных решений. Таким образом, руководители центров инвестиций, в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности, обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения.     

Управление  затратами центра инвестиций осуществляют при помощи операционного бюджета, отчета о его исполнении, а также баланса и отчета о денежных потоках. На первых этапах существования центров инвестиций - во время прединвестиционной и инвестиционной фазы - важное значение имеет также график капиталовложений. Часто центры инвестиций совпадают с центрами прибыли, особенно на высших уровнях управления. Комплексные центры ответственности несут ответственность за получение прибыли, эффективность использования инвестиций, в том числе и активы центров ответственности. Управляющие центрами распоряжаются как текущими издержками, так и инвестиционными средствами, принимают самостоятельные инвестиционные решения.      

Применительно к центрам  инвестиций исходят из допущения, что  они являются отдельными организациями. Поэтому центры инвестиций составляют обычные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе отчет  о прибыли.     

При сравнительной оценке деятельности отдельных центров  инвестиций головной организацией абсолютные показатели  прибыли этих центров часто бывают несопоставимыми из-за различий в объемах производства и величины активов центров. В этой связи в настоящее время для оценки деятельности центров инвестиций в странах с рыночной экономикой используют четыре показателя:

  • прибыль;
  • рентабельность активов;
  • остаточная прибыль;
  • экономическая добавленная стоимость (ЭДС).

 

     В качестве первого показателя в  зависимости от конкретных условий  деятельности используют показатели прибыли  до налогообложения, прибыли от обычной  деятельности или чистой прибыли.     

Показатель рентабельности активов определяют отношением прибыли  к активам (П/А).     

Показатель остаточной прибыли  определяют вычитанием из прибыли минимально необходимой прибыли на используемые активы. Последний показатель определяют умножением стоимости активов на норму прибыли по активам, устанавливаемую  администрацией организации.     

Начиная с 80-х годов 20в. во многих странах с рыночной экономикой широко применяется показатель экономической  добавленной стоимости (ЭДС). Он определяется вычитанием из экономической прибыли  отчетного года экономической прибыли  предыдущего года.  Показатель ЭДС показывает прирост стоимости акционерного капитала за отчетный период

 

 

 

 1.5. Трансфертные цены     

 

 

 Трансфертная  цена – это цена, по которой центр  ответственности передает свою продукцию (работы, услуги) другим центрам ответственности внутри организации или продает продукцию (работы, услуги) на сторону (другой организации).      

Трансфертные  цены применяются в основном, в  центрах прибыли и центрах  инвестиций. Иногда их применяют и в центрах затрат.      

Если  продукция (работы, услуги) центров  ответственности потребляется целиком  внутри организации, то трансфертная цена является чисто учетной и не оказывает  влияния на финансовое положение организации. В этом случае трансфертная цена служит средством объективной оценки деятельности центров ответственности.     

Когда центры ответственности имеют право  самостоятельно выходить на внешний  рынок со своей продукцией, выбирать покупателей, определять объемы продаж и цены на свою продукцию, трансфертная цена  становится важным самостоятельным показателем, оказывающим существенное влияние на финансовое положение организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

ООО «ПромТоргСнаб» занимается оптовой продажей соков тор-

говой марки «Depsona», пользующихся повышенным спросом упо-

купателей, и несет такие затраты, как транспортные расходы, рас-

ходы на рекламу, амортизация, покупная стоимость проданных то-

варов, заработная плата  и премии работников организации.

 

1. Определите, к какому  типу относятся перечисленные выше

затраты.

2. По данным, представленным  в табл.1, спомощью метода «мини-

макси» определите переменную ипостоянную составляющие в сос-

таве смешанных затрат.

3. Сформируйте отчет о  прибылях и убытках ООО «ПромТорг-

Снаб» при объеме продаж 4 тыс. штук, используя маржинальный

подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Отчет о прибылях ООО «ПромТоргСнаб» за три месяца

Показатель

Июль

Август

Сентябрь

1. Объем продаж, шт.

3 000

3500

4000

2. Выручка от продаж

400000

450000

500000

3. Покупная стоимость  товара

260000

300000

330000

4. Валовая прибыль

140000

150000

170000

5. Издержки обращения,

в том числе:

134000

139000

147000

расходы на рекламу

21000

21000

21000

транспортные расходы

34000

36000

38000

заработная плата и  премии

71000

74000

80000

амортизация

8000

8000

8000

6. Прибыль

6000

11000

23000


 

Решение

1.  1) Транспортные расходы  – переменные  затраты;

     2) Расходы на рекламу – постоянные  затраты;

     3) Амортизация – постоянные затраты;

     4) Покупная стоимость проданных товаров – переменные затраты;

     5) Заработная плата и премии работников организации – переменные затраты.

2. С помощью метода  « мини – макси » определим  переменную и постоянную составляющую в смешанных затратах.

1) Определим минимальную  и максимальную точку объёма  продаж:

мин – 3000шт., мкс – 4000шт.

Находим отклонения в объёмах  продаж и в затратах максимальной и минимальной точках:

- отклонения в объёмах  продаж

- отклонения в затратах

2) Определим ставку переменных  затрат на 1 единицу товара (коэффициент  реагирования затрат):

Информация о работе Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности