Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 02:18, курсовая работа
Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). В работе приведен ряд цифровых примеров по наиболее сложным вопросам учета, а также бухгалтерские проводки, отражающие основной набор хозяйственных операций. В приложении представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности основных средств.
Ведение
1. Основные средства, задачи учета основных средств
2. Классификация и оценка основных средств
3. Документы для оформления движения основных средств
4. Аналитический учет основных средств
5. Документальное оформление, учет поступления и наличия основных средств
5.1. Источники формирования основных средств
5.2. Учет поступления основных средств
5.3. Учет наличия основных средств
5.4.Учет перемещения объектов основных средств
5.5. Синтетический учет формирования и наличия основных средств
6. Амортизация основных средств
7. Ремонт, реконструкция и модернизация основных средств
8. Выбытие основных средств
9. Инвентаризация и переоценка основных средств
10. Бухгалтерская отчетность по основным средствам
11. Учет использования основных средств
Заключение
Список использованной литературы
Дт 20,23,44 Кт 02,05 – начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству (нематериальному активу)
Дт 98-2 Кт 91-1 – соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов.
Рассмотрим на примере различные варианты начисления амортизации:
Линейный метод
ООО «Фортуна» приобрело станок для использования в основном производстве. Первоначальная стоимость станка составила 120 000 руб. Срок полезного использования – 5 лет.
Годовая норма амортизации составит 20% (100%:5). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 24 000 руб.(120 000 руб. х 20%).
Ежемесячно в течении 5 лет бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 2000 руб. (24 000:12)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
Способ уменьшаемого остатка
Рассчитаем сумму ежемесячных амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.
Годовая норма амортизации, как и в предыдущем случае, составит 20%.
В первый год начисления амортизации
годовая сумма амортизации
Ежемесячно в течении первого года бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 2000 руб. (24 000:12)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 19200 руб. (96 000 руб. х 20%). Остаточная стоимость станка на конец второго года составит 76800 руб. (96 000 – 19 200).
Ежемесячно в течении второго года начисления амортизации бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 1 600 руб. (19200 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.
Способ списания стоимости
по сумме чисел лет срока
В нашем примере срок полезного
использования станка – 5 лет. Следовательно,
сумма чисел лет срока
1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15
В первый год начисления амортизации
годовая сумма амортизации
5:15х120 000 руб. = 40 000 руб.
Ежемесячно в течении первого года начисления амортизации бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 3 333,30 руб. (40 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц
Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит:
4:15х120х120 000 руб. = 32 000 руб.
Ежемесячно в течении второго года начисления амортизации бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 2666,70 руб. (32 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц
В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Первоначальная стоимость
В первый год эксплуатации станка фактический выпуск продукции составил 600 единиц. Годовая сумма амортизации будет рассчитана так:
600:1000х120 000 руб. = 72 000 руб.
Ежемесячно бухгалтер будет делать проводку (предполагаем, что в течении года продукция производилась равномерно):
Д 20 К 02 6000 руб. (72 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц
Во второй год эксплуатации станка фактический выпуск продукции составил 400 единиц. Годовая сумма амортизации будет рассчитана так:
400:1000х120 000 руб. = 48 000 руб.
Ежемесячно бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
Восстановление объекта
Согласно Положению о составе затрат, расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта. Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово–предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.
Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).
Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение – продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта.
Под капитальным ремонтом понимается:
для оборудования и транспортных средств – полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;
для зданий и сооружений – смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мотов и пр.).
Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его сметная стоимость и продолжительность, является дефектная ведомость. На ее основании служба главного механика выписывает наряд–заказ в трех экземплярах: один – цеху-исполнителю, второй остается в указанной службе и используется как основной источник информации для оперативного контроля за выполнением ремонта, а третий – бухгалтерии для осуществления организации его аналитического учета.
Первичными документами при осуществлении работ на отдельные виды ремонта являются:
Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в карточке многографной формы, открываемой на отдельный заказ, которому присваивается свой шифр (код). Под этим шифром в постатейном разрезе формируются затраты в процессе осуществления данного ремонта: стоимость запасных частей, материалов, заработной платы – основной и дополнительной – ремонтных рабочих, начислений на их заработную плату, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Согласно Методических указаний затраты,
производимые при ремонте объекта
основных средств, отражаются на основании
соответствующих первичных
Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений; данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.
Итак, расходы на обслуживание (технический осмотр, уход и т.п.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств включаются в себестоимость продукции, что отражается проводкой:
Д 20,23,25,26,29,44 К 10,60,68,69,70,… |
Отражены затраты на обслуживание и ремонт основных средств |
Ремонт основных средств фирма может провести самостоятельно или поручить сторонней организации.
Расходы на ремонт учитываются при
налогообложении прибыли в
Создание резерва на предстоящий ремонт основных средств отражается проводкой:
Д 20,23,25,26,29,44 … К 96 |
Создан резерв на ремонт основных средств |
По мере осуществления ремонта фактические затраты списываются на уменьшение резерва:
Д 96 К 10,60,69,70,… |
Списаны фактические затраты на ремонт основных средств |
В конце года проводится инвентаризация резервов предстоящих расходов. При этом излишне начисленные суммы резерва сторнируются:
Д 20,23,25,26,44 К 96 |
Сторнирована неиспользованная сумма резерва на ремонт основных средств |
В некоторых случаях излишне
зарезервированные суммы в
Под модернизацией и реконструкцией
принято понимать улучшение качественных
характеристик основного
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации, осуществляемой во время ремонта, осуществляемого с периодичностью более 12 месяцев) объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Такие затраты в себестоимость не включаются, а относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта.
Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется актом №ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств". Если организация осуществляет ремонт (реконструкцию, модернизацию) основного средства самостоятельно, то акт составляется в одном экземпляре. Если основное средство было передано для ремонта подрядной организации – в двух.
Акт оформляют и подписывают сотрудник организации, ответственный за приемку основных средств (чаще руководитель подразделения), и главный бухгалтер. Если ремонт проводила сторонняя организация, то акт подписывает также и ее представитель. Акт утверждает руководитель организации.
Сведения о произведенном
Пример:
ООО «Фортуна» произвело текущий ремонт станка. Расходы на ремонт составили:
- заработная плата рабочих – 1000 руб.
- единый социальный налог,
- стоимость запчастей – 1500 руб.
Бухгалтер фирмы сделал проводки:
Д 20 К 70 – 1000 руб.
- списана на себестоимость
Д 20 К 68 «Расчеты по ЕСН» - 356 руб.
- списан на себестоимость ЕСН;
Д 20 К 10 – 1500 руб.
- списаны на себестоимость
всего на себестоимость ремонта было списано 2856 руб. (1000+356+1500). Эта сумма может быть учтена при налогообложении прибыли.
Пример:
На декабрь 2010 года в ООО «Фортуна» был запланирован дорогостоящий ремонт технологического оборудования собственными силами организации. Учитывая это обстоятельство, в учетной политике на 2010 год было предусмотрено создание резерва на предстоящий ремонт основных средств.
Для учета резерва был выделен субсчет 96-1.
Согласно смете, сумма ремонта должна была составить 120000 руб. Соответственно, ежемесячные отчисления в резерв были запланированы в сумме 10000 руб. Бухгалтер фирмы ежемесячно в течении 2010 года делал проводки:
Д 23 К 96-1 – 10000 руб.
- направлены средства в резерв на ремонт основных средств.
В декабре был проведен ремонт технологического оборудования. Фактическая сумма ремонта составила 96000 руб. В учете это было отражено так:
Д 96-1 К 10,70,69,… - 96000 руб.
- списаны за счет резерва
затраты на ремонт
Неиспользованную сумму
Д 23 К 96-1 – 24000 руб.
- сторнирована неиспользованная
сумма резерва на ремонт
Пример:
ООО «Фортуна» решило улучшить технические характеристики компьютера, заменив процессор на более мощный и установив CD-дисковод. Стоимость работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 10200 руб. (в том числе НДС – 1700 руб.)
Бухгалтер фирмы сделает проводки:
Д 60 К 51 – 10200 руб.
- оплачена стоимость работ
Д 08 К 60 – 8500 руб. (10200-1700)
- учтены затраты на модернизацию
Д 19 К 60 – 1700 руб.
- учтен НДС