Анализ договора лизинга как комплексного правового явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа договора лизинга как комплексного правового явления, перспектив развития правового регулирования данной группы отношений, анализ правовых основ лизинга в России и выработка предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) рассмотреть различные нормативно-правовые подходы к определению лизинга;
2) исследовать источники права, направленные на регулирование лизинговых отношений в России и зарубежных странах, и определить пути совершенствования российского лизингового законодательства;
3) выделить основные черты договора финансовой аренды и отношений сторон, возникающих из него, закрепленных в действующих нормативно-правовых актах, дать характеристику правовой конструкции договора лизинга.

Файлы: 1 файл

право.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

В Германии лизинговая компания «Locallease Mietfmanzierung GmbH» с уставным капиталом в 1 млн. марок была учреждена в 1962 г. Необходимо отметить, что в германскую ассоциацию лизинговых компаний входят компании, образованные и до 1962 г., но ранее они не занимались лизинговыми операциями. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в Германии составляет 15%15.

В начале 60-х гг. XX в. лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте. В Японии за 1981–1990 гг. объем этих сделок имел шестикратный рост и достиг 64 млрд. долларов. Характерно, что в эти годы ни одна отрасль японской экономики не имела такой динамики роста. Япония через лизинг решает, в числе прочих задач, проблемы торгово-политического и валютного характера. Так, в 80-е гг. прошлого века японские лизинговые компании при поддержке государственных органов приобрели в США и Западной Европе множество реактивных пассажирских лайнеров и сдали их в аренду западноевропейским фирмам16. Как мы видим, наряду с коммерческими задачами лизинг сыграл роль сокращения дисбаланса в торговле с США и Западной Европой, который создавал для Японии трудности торгово-политического характера и сдерживал ее экспорт. Одновременно японская сторона решила для себя проблему освобождения от избыточных запасов иностранной валюты.

В нашей стране развитие лизинга можно условно можно  разделить на три этапа. Первый ограничивается концом 80-х гг. XX в., когда существовала государственная монополия на внешнеторговые сделки, а коммерческие предприятия не имели свободного доступа к иностранной валюте для оплаты импортного оборудования, транспортных средств. С понятием «лизинг» в СССР познакомились во время Второй мировой войны, в 1941–1945 гг. по lend-lease поставлялась американская техника. Лизинг фиксировался в соглашениях с иностранными фирмами как аренда на срок соответствующего имущества с сохранением права собственности за арендодателем.

По мнению Е.Н. Чекмаревой, К.Г. Сусанян, в России лизинг действовал до начала 90-х гг. XX в. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. В конце 50-х тт. XX в. напрокат давали легковые машины, правда, это продолжалось не долго. Тем не менее, прокат, как отмечает Е.Н. Чекмарева, по своей сущности близок к оперативному лизингу17.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. организациями Министерства путей сообщения СССР и Министерства гражданской авиации СССР были предприняты попытки применить лизинговую схему при долгосрочной и среднесрочной аренде средств транспорта. В этот период лизинг рассматривался советскими организациями прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования.

На втором этапе (конец 80-х гг. XX в. до 1995 г.) внешнеторговые предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи, с чем у них появился источник валюты. Перевод предприятий на арендные отношения и перестройка банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков явились стимулом к развитию лизинга. Данный период характеризовался: 1) созданием специализированных лизинговых компаний; 2) превращением их в универсальные финансовые структуры, причиной чего был значительный спад производства и глубокий инвестиционный кризис; 3) отсутствием специального законодательства, что обусловливало низкую эффективность лизинговых операций и сводило их к обычной аренде.

В октябре 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний – «Рослизинг». В 1994 г. «Рослизинг» стал корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «LEASEUROPE».

Третий этап развития лизинга начался во второй половине 1995 г. В этот период появился ряд регламентирующих законодательных актов (прежде всего Гражданский кодекс РФ). Жесткая политика подавления инфляции привела к дефициту денег в экономике. Лизинг получает государственную поддержку в виде налоговых льгот, которые становятся стимулом для его развития, поиска новых источников инвестиций в экономику и нетрадиционных форм финансирования.

Во многом на развитие лизинга повлияли изменения экономических  условий, а именно: недостаток оборотных  средств, обострение конкуренции; уменьшение прибыли предприятий, ограничивающее их возможности для расширения производства; содействие развитию лизинговых операций со стороны правительственных и финансовых органов в интересах стимулирования экономического роста и, в частности, роста инвестиций. В обоснование правильности нашего утверждения, сошлемся на мнение А.А. Филатова, который считает, что причиной стремительного развития лизинга в западных странах являются заложенные в нем потенциальные возможности для всех участников рынка18. С ростом технического прогресса инвестиционные потребности народного хозяйства могут в полной мере удовлетворяться только при условии использования традиционных и нетрадиционных каналов финансирования. При этом не только происходит смешение приоритетов в источниках (например, в перспективе должен увеличиться удельный вес собственных предприятий и организаций), но и появляются потребности в принципиально новых каналах финансирования19.

Устойчивый рост лизинговых операций в последнее десятилетие  во многом обусловлен его функциями. Функция есть «внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе  отношений20. Функции производны от сущности: они ее выражают, и показывают, как, каким образом реализуется общественное назначение того или иного явления. Применительно к лизингу функции означают проявление его сущности и специфические способы выражения присущих ему свойств в действии. В хозяйственной деятельности лизинг выполняет такие основные функции, как финансовая, производственная, сбытовая. Наиболее наглядно выражена в современных условиях финансовая функция лизинга, позволяющая рассматривать лизинг как форму вложения средств в основные фонды в дополнение к традиционным каналам финансирования.

Лизингополучатель освобождается  от единовременной полной оплаты стоимости  имущества, что выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи  или кредита.

Для лизингодателя лизинг – выгодный способ вложения капитала, позволяющий ему достаточно эффективно размещать свободные денежные активы. Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств и по оценкам рисков является более обеспеченной формой вложения средств. Предприниматели рассматривают лизинг как наиболее надежный вид кредитования, поскольку при нем четко прослеживается целевое назначение кредита21. И хотя в целом лизинг продолжает оставаться финансированием через аренду, формы его реализации заметно диверсифицировались и обогатились разностепенными сочетаниями с традиционными формами финансирования22.

Выгода лизинга для  продавца состоит в возможности  сразу получить полную стоимость  оборудования за счет лизингодателя. Указанное  позволяет сделать вывод о том, что сущность лизинга как сферы экономических отношений и его общественное назначение проявляются, прежде всего, с помощью финансовой функции.

Использование лизинга  как одного из прогрессивных методов  материально-технического обеспечения производства, открывающего доступ к передовой технике в условиях ее быстрого морального старения, выражает его производственную функцию. Мировой опыт свидетельствует, что бурному развитию лизинга способствует ускорение темпов научно-технического прогресса. Лизинг дает возможность использовать в производственной деятельности не только какое-либо отдельное оборудование, но и целые укомплектованные производства. При передаче имущества в лизинг пользователь приобретает определенный набор услуг – от технического обслуживания до услуг по страхованию, маркетингу, обеспечению сырьем, рабочей силой и др. Благодаря таким чертам лизинга, как оперативность и гибкость, пользователь получает возможность удовлетворять свои производственные потребности, связанные с сезонным характером работ (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, строительство).

Таким образом, благодаря  производственной функции лизинга  лизингополучатель решает свои производственные задачи посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность.

Не менее важна и  такая функция лизинга, как сбытовая. Она имеет значение в том случае, если к лизингу прибегают в  целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. С помощью лизинга в число  потребителей вовлекаются те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном обладании им. Для продавца лизинг привлекателен именно возможностями диверсификации предложения: лизинговый рынок непрерывно вовлекает в свою орбиту все более широкий круг предметов.

Все изложенное свидетельствует  о неоднозначности лизинговых операций. Сложность отношений по лизингу  порождает множество противоречий в определении его сущности как реального явления жизни. При этом необходимо учитывать, что лизинг представляет собой не набор каких-либо отдельных частей, элементов, признаков или качеств, а единое целостное явление, развитие которого во многом было обусловлено экономическими условиями. Для России лизинг является заимствованным из зарубежной законодательной и договорной практики институтом, сущностные черты которого позволили занять ему достойное место.

1.2 Юридическая природа договора лизинга

 

Появление и дальнейшее развитие конструкции лизинга в действующем российском законодательстве имеет огромное значение для подъема экономики нашей страны, поскольку надежное правовое обеспечение лизинговых отношений – гарантия успешного развития лизингового бизнеса. Как на Западе, так и в России начальный этап внедрения лизинга показал, что этот процесс пойдет успешно только в условиях высокого уровня правового обеспечения лизинговых отношений. Вопрос о юридической природе договора лизинга и его отграничении от других договоров всегда вызывает дискуссии в кругах, как ученых, так и практиков23. Несмотря на это в России разработан официальный подход к трактовке юридической природы договора лизинга, признающий лизинг разновидностью договора аренды. Поэтому вопрос о юридической природе требует дополнительного исследования. Однозначность законодательной позиции не исключает, тем не менее, многозначности подходов, встречающихся в литературе и свидетельствующих о сложности достижения компромисса по данной проблеме. Например, Е.В. Кабатова в этой связи пишет: «Дальнейшее развитие лизинга, особенно в международной сфере, может привести к появлению новых теорий и концепций. Поскольку разговор о природе лизинга еще далек от завершения». Более того, она указывает, что «взаимоотношения изготовителя и пользователя составляют одно из главных отличительных свойств лизинга, его особенность и сложность… Эти отношения нельзя квалифицировать ни как представительство, ни как поручительство, ни как трехстороннюю сделку с участием изготовителя, лица, предоставляющего оборудование в пользование, и пользователя… И все же доктрина пытается использовать перечисленные институты для объяснения характера взаимоотношений между изготовителем и пользователем»24.

Правовая регламентация в России также определяет договор лизинга как договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Говоря об основной сути лизинговых отношений, следует иметь  в виду не их арендный характер, а  обязательственную связь трех субъектов, возникающую в результате приобретения лизингодателем в собственность  у продавца имущества для предоставления его во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату. Кроме того, неточным представляется сравнение договора лизинга с иными разновидностями аренды с позиций одинаковой степени отклонения от основной сущности договора аренды. Если особенности таких разновидностей аренды, как прокат, аренда транспортных средств и т.п., действительно являются подтверждением наличия некоторой степени их отклонения от картины типичных арендных отношений с сохранением в целом соответствия основной сущности этих отношений, то специфические черты договора лизинга – являют собой подтверждение отсутствия такого соответствия25.

На наш взгляд, лизинг представляет в праве нечто большее, чем просто механическое соединение нескольких традиционных юридических конструкций. Следует признать, что лизинг сочетает в себе элементы, имеющие определенное сходство с другими гражданско-правовыми институтами. Однако существенным является именно то, что эти элементы лишь имеют сходство с другими, но не тождественны иным конструкциям, и, в первую очередь потому, что лизинг осложнен дополнительным элементом, третьим участником отношений – продавцом сдаваемого в лизинг имущества, с которым лизингополучатель, не состоя в договорных отношениях, в ряде случаев вступает в непосредственные отношения в связи с приобретением у этого продавца лизингодателем имущества для сдачи его в лизинг.

Таким образом, рассмотрение договора лизинга в качестве чисто  механического соединения договоров  не соответствует его сущностным чертам, независимо от количества договоров, которые в этот конгломерат включены.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой лизинг трактуется как многосторонняя сделка (трехсторонний договор), в которой  участвуют продавец, лизингодатель, лизингополучатель, причем каждый имеет свои права и несет свои обязанности. Этот подход нашел отражение в Оттавской конвенции26.

В нашей стране есть сторонники этого подхода. В частности, Е.А. Суханов рассматривает лизинг как самостоятельную разновидность обязательств по передаче имущества в пользование, который, однако, «в отличие от обычной аренды, предполагает участие в данных отношениях не только арендодателя и арендатора, но и третьей стороны – изготовителя (поставщика) оборудования, с которым и арендодатель, и арендатор могут вступать в непосредственные отношения»27. Признавая, что в лизинге участники последовательно связаны между собой двумя и более отдельными договорами, Е.А. Суханов, как и авторы Оттавской конвенции, считает, что арендатор получает право требования от изготовителя (поставщика) исполнения его обязанностей перед арендодателем, «как если бы тот являлся стороной этого соглашения и как если бы оборудование поставлялось непосредственно пользователю» (п. 1 ст. 11 Конвенции). Таким образом, «в финансовом лизинге друг с другом одновременно связаны фактически все три стороны (участники) и любое из возникающих здесь договорных обязательств можно представить как обязательство с участием третьего лица»28.

Информация о работе Анализ договора лизинга как комплексного правового явления