Анализ федерального бюджета РФ с целью оценки объёмов финансовой помощи, предоставляемой государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы является рассмотрение понятия финансовая помощь федерального бюджета и основные вопросы, связанные с важностью данного вопроса, применением и использованием.
Основные задачи, которые предполагается решить в ходе курсовой работы:
- рассмотреть структуру бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе;
- рассмотреть виды финансовой помощи и условия ее оказания;
- отследить динамику предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России за последние 3 лет;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
1. Федеральный бюджет как часть бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………………5
1.1 Особенности бюджета и бюджетной системы РФ………………….……5
1.2 Уровни бюджетной системы………………………………………………9
2. Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета РФ……………………………………………………………………14
2.1 Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ………………………………………………………………………………14
2.2 Анализ динамики предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России в период с 2010-2013 гг. ………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

КР_Щемелева А.В. Ми-Зом-201.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

6) жесткость бюджетных  ограничений: утверждение всего  объема финансовой помощи конкретным  регионам (муниципалитетам) законом  о соответствующем бюджете (в  абсолютных цифрах), ограничения  на перечисление в течение  бюджетного года средств, не распределенных  между регионами (муниципалитетами) законом о бюджете;

7) максимально возможная  стабильность (предсказуемость) объема  и принципов распределения финансовой  помощи, позволяющая субъектам Федерации (муниципальным образованиям) самостоятельно  прогнозировать для себя основной  объем получаемой финансовой  поддержки на среднесрочную перспективу;

8) установление на федеральном  уровне общих принципов и требований  к формам и механизмам выравнивания  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований.

В соответствии с этими требованиями финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации будет предоставляться через 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд со финансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - регионов (ФФПР) является в качестве основного по объему, методологии и формированию исходных данных канала распределения финансовой помощи субъектам Федерации.

Созданный в 2001 г. Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. При этом обязательства региональных и местных бюджетов по социальным выплатам и льготам, установленные федеральными законами, но не обеспеченные средствами Фонда компенсаций, должны быть сокращены с одновременным расширением прав субъектов Федерации самостоятельно регулировать, в предусмотренных федеральным законодательством случаях, состав и уровень принимаемых к финансированию расходов в размере не менее выделенной из Фонда компенсаций субвенции (субсидии). Распределение субвенций Фонда компенсаций проводятся между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом, в необходимых случаях, коэффициентов удорожания бюджетных услуг).

Фонд со финансирования социальных расходов (ФССР) создан для стимулирования субъектов Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Средства (субсидии) ФССР должны распределяться между всеми без исключения субъектами Федерации для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Финансовая помощь субъектам Российской Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена в рамках Фонда регионального развития, который должен объединять средства, распыленные между программами развития регионов. Общие принципы распределения субсидий Фонда регионального развития:

- целевая поддержка капитальных  вложений в общественную инфраструктуру;

- финансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Федерации;

- определение долгосрочных  квот субъектов Федерации на  основе формализованной методики  и объективных критериев;

- соблюдение субъектами  Федерации федеральных стандартов  инвестиционного процесса.

Фонд развития региональных финансов формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Средства данного Фонда (субсидии) предоставляются отобранным на конкурсной основе субъектам Федерации при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.

Хотя в бюджетном законодательстве РФ провозглашена самостоятельность бюджетов разных уровней бюджетной системы, собственных источников доходов для многих регионов явно недостаточно для финансирования расходов регионального и местного характера, поэтому большое значение имеет финансовая помощь из федерального центра. В таких условиях представляется целесообразным продолжить практику предоставления финансовой помощи субъектам РФ, находящимся в сложном финансовом положении, на строго формализованной основе в рамках методов, доказавших свою эффективность на практике. При этом реформа межбюджетных отношений и оказание финансовой помощи должны проводиться таким образом, чтобы способствовать возникновению у регионов стимулов к обеспечению ответственного управления бюджетами.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров дотаций определяется федеральным законом.

Субвенции и субсидии региональным бюджетам предоставляются на финансирование следующих целевых расходов:

- расходов по федеральным  целевым программам;

- капитальных расходов;

- расходов, передаваемых  из бюджетов других уровней;

- иных целевых расходов.

Порядок их предоставления и расчета определяются специальным федеральным законом либо законом о федеральном бюджете.

Целевые бюджетные ссуды привлекаются субъектами РФ для финансирования кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления ссуд, условия их оплаты и возврата определяются законом о федеральном бюджете.

Если ссуды не погашены до конца года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой региональному бюджету в очередном году. Если же региональный бюджет не получает финансовой помощи в очередном году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в региональный бюджет.

Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ.

Предоставление финансовой помощи бюджету субъекта РФ дает контрольному органу Минфина РФ, Счетной палате РФ право проводить проверку регионального бюджета. Проверка проводится в обязательном порядке, если субъект РФ получает помощь, превышающую 50% расходов его консолидированного бюджета.

В случаях принятия органами государственной власти субъектов РФ решений, приводящих к нарушению порядка зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты федеральных налогов, сборов и иных доходов, а также иным образом нарушающих положения бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах, Правительство РФ вправе:

- приостанавливать и уменьшать  финансирование из федерального  бюджета федеральных программ  и мероприятий, осуществляемых на  территориях соответствующих субъектов  РФ,

- перечисление средств, предусмотренных  разделом «Финансовая помощь  бюджетам других уровней» функциональной  классификации расходов бюджетов  РФ, и иных средств федерального  бюджета к перечислению в бюджеты  субъектов РФ, а также предоставление  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов;

- прекращать выдачу лицензий  и квот на экспорт;

- приостанавливать поставку  продукции, поступающей централизованно  из государственных ресурсов.

Правительство РФ вправе направить средства, высвобождаемые по названным основаниям, на оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в связи со сложной социально-экономической ситуацией в субъектах РФ.

Система межбюджетных взаимоотношений включает отношения не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, но и внутри субъектов РФ - между региональными и местными бюджетами. Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов РФ.

 

    1. Анализ динамики предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России в период с 2010-2013 гг.

 

Таблица 1. - Динамика размера финансовой помощи федерального бюджета РФ

 

План федерального бюджета, млрд. руб.

2010

2011

2012

2013

Откл. 2013 к 2010 г, %

Доходы

6 950 010 032,5

8 844 554 761,0

11 779 855 206,0

12 865 925 621,0

185,12

Расходы

9 886 920 940,1

10 658 558 761,0

12 656 443 993,1

13 387 340 174,7

134,504

в том числе

         

Финансовая помощь

2 545,83

2 493,64

3 312,3

4 531,98

178,02

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации

1 758,11

1 898,76

2 281,67

2 604,18

148,12

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов

30,0

22,998

26,18

35,621

118,74

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

12,52

6,0

14,12

19,67

157,11

Фонд регионального развития

25,072

25,04

26,80

63,90

25,49

Федеральный фонд компенсаций

49,448

33,386

72,791

1 48,802

300,93

Доля финансовой помощи федерального бюджета в общих расходах, %

9,57

8,18

7,76

6,94

72,48



 

Таким образом, анализируя данные таблицы 1 можно сказать, что за период с 2010-2013 гг. абсолютная величина средств финансовой помощи из федерального бюджета выросла на 178%, но так как рост расходов федерального бюджета произошел на 1345,04% удельный вес расходов на финансовую помощь снизился на 2,63% и составил в 2013 году 6,94%. Наибольшую долю в затратах занимает фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Его доля в 2013 году составила 57%. В структуре расходов на финансовую помощь снизились затраты фонда регионального развития на 74,51%, но увеличились затраты федерального фонда компенсаций а 200,93%, что свидетельствует о возросшем внимании к компенсациям гражданам РФ.

Основными причинами данных явлений является применяемая в этот период политика развития межбюджетных отношений. Основными направлениями повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами на 2010-2013 годы были определены: укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты и улучшения управления общественными финансами, повышение прозрачности региональных и местных бюджетов.

В настоящее время нередко еще возникает вопрос о недостаточности средств, особенно при исполнении бюджетов муниципального уровня, очевидно значительное увеличение финансовых ресурсов, направляемых на реализацию полномочий, которые четыре года назад исполнялись с гораздо более низким качеством.

Главной на сегодняшний день становится проблема не столько роста объема финансовых ресурсов, сколько эффективности расходования бюджетных средств, что как раз и является залогом успеха в исполнении субъектами РФ и муниципалитетами их полномочий.

В данный момент готовится новый вариант Концепции развития межбюджетных отношений на 2013-2015 год в соответствии с новой принятой системой бюджетного планирования на среднесрочную перспективу. Предполагается, что в ней будут упорядочены сложившиеся в настоящее время межбюджетные трансферты, а также особое внимание будет уделено прозрачности региональных и муниципальных финансов и эффективности их расходования.

В настоящее время существует большое количество видов межбюджетных трансфертов. Одних субсидий - более 80. Минфин России предлагает сократить количество форм и видов перечислений средств субъектам РФ из федерального бюджета, сосредоточившись на выравнивающей финансовой помощи и предоставив регионам больше прав в использовании межбюджетных трансфертов, а также создавая через них стимулы, применять передовые принципы управления финансами.

Информация о работе Анализ федерального бюджета РФ с целью оценки объёмов финансовой помощи, предоставляемой государством