Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:04, курсовая работа
Целями курсовой работы является рассмотрение понятия финансовая помощь федерального бюджета и основные вопросы, связанные с важностью данного вопроса, применением и использованием.
Основные задачи, которые предполагается решить в ходе курсовой работы:
- рассмотреть структуру бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе;
- рассмотреть виды финансовой помощи и условия ее оказания;
- отследить динамику предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России за последние 3 лет;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
1. Федеральный бюджет как часть бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………………5
1.1 Особенности бюджета и бюджетной системы РФ………………….……5
1.2 Уровни бюджетной системы………………………………………………9
2. Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета РФ……………………………………………………………………14
2.1 Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ………………………………………………………………………………14
2.2 Анализ динамики предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России в период с 2010-2013 гг. ………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
Ежегодный прирост доходов региональных бюджетов за последние три года составлял почти 30%, поэтому дальше осуществлять помощь в выполнении субъектами РФ их полномочий, наверное, не совсем правильно. Тем более, что некоторые субсидии, введенные в конкретное время и в конкретных условиях, свою задачу выполнили.
Много трансфертов сложилось в социальной сфере: и субсидии на выплату детских пособий и выплаты малоимущим гражданам в виде жилищных субсидий, и со финансирование пособий ветеранам ВОВ и труженикам тыла. Субсидия на выплату детских пособий была введена, когда в регионах по ним была большая задолженность, которая теперь ликвидирована.
Субсидия на поддержку регионов по выплатам малоимущим гражданам в виде жилищных субсидий вводилась, когда уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) был значительно ниже экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг. Субсидия из федерального бюджета должна была стимулировать повышение уровня оплаты населением ЖКУ в регионах, и она свое предназначение выполнила. Сейчас большинство субъектов РФ перешло либо на 100-процентный уровень оплаты ЖКУ от экономически обоснованных затрат, либо приближается к этому уровню. Получается, что теперь регионы справились с решением этой задачи.
Ныне перед федеральным бюджетом стоят чрезвычайно масштабные задачи. В частности, транспортная проблема, превратившаяся в инфраструктурное ограничение для роста экономики. Минтранс предложил многоцелевую программу развития и строительства дорог, на реализацию, которой из федерального бюджета требуется значительное увеличение средств. Существуют еще проблемы модернизации вооруженных сил, пенсионной реформы и т.д.
В такой ситуации встает вопрос: что более необходимо федеральному бюджету - сконцентрироваться на федеральных обязательствах или продолжать со финансировать обязательства субъектов РФ, которые имеют неплохую собственную доходную базу?
Минфин России и предлагает: во-первых, оптимизировать объем субсидий субъектам РФ, а, во-вторых, сократить количество «ручейков», которые текут в региональные бюджеты с тем, чтобы сделать едиными принципы распределения финансовых средств, а также упорядочить количество видов предоставления финансовой помощи. Можно создать «объединенные» субсидии, которые направлялись бы субъектам РФ, например, на поддержку социальной или инженерной инфраструктуры, сельского хозяйства и т.д. При этом регионы самостоятельно могли бы определять направления расходования этих средств. Распределяться такие «объединенные» субсидии должны с учетом обеспеченности той или иной региональной инфраструктуры и с учетом показателя бюджетной обеспеченности региона.
В Федеральном бюджете 2013-2015 гг. заложены конкретные объемы финансовой помощи регионам, с целью, что если региону будет предоставляться «объединенная» социальная субсидия, то с него потом и будет спрашиваться результат его социальной политики, например, у региона не должно быть задолженности по социальным выплатам и по зарплате. Субъект РФ должен выполнять рекомендации федерального центра по переходу на нормативно-душевое финансирование и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс.
В 2010-2013 году финансовая помощь из федерального бюджета осуществлялась по системе финансовой помощи бюджетам других уровней и была направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов.
В рамках данной системы основной объем финансовых средств распределялся при помощи Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда со финансирования социальных расходов, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, фонда регионального развития, Федерального фонда компенсаций.
За период с 2010-2013 гг. абсолютная величина средств финансовой помощи из федерального бюджета выросла на 178%, но так как рост расходов федерального бюджета произошел на 1345,04% удельный вес расходов на финансовую помощь снизился на 2,63% и составил в 2013 году 6,94%. Наибольшую долю в затратах занимает фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Его доля в 2013 году составила 57%. В структуре расходов на финансовую помощь снизились затраты фонда регионального развития на 74,51%, но увеличились затраты федерального фонда компенсаций а 200,93%, что свидетельствует о возросшем внимании к компенсациям гражданам РФ.
Главной на сегодняшний день становится проблема не столько роста объема финансовых ресурсов, сколько эффективности расходования бюджетных средств, что как раз и является залогом успеха в исполнении субъектами РФ и муниципалитетами их полномочий.
В данный момент готовится новый вариант Концепции развития межбюджетных отношений на 2014-2016 годы в соответствии с новой принятой системой бюджетного планирования на среднесрочную перспективу (3 года). Предполагается, что в ней будут упорядочены сложившиеся в настоящее время межбюджетные трансферты, а также особое внимание будет уделено прозрачности региональных и муниципальных финансов и эффективности их расходования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РСФСР от 10.10.91 №1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.
Бюджетная система России: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
Курс экономической теории: Учебник. / Под общ. ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2000.
Экономическая теория. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Питер, 1999.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
Финансы: Учебное пособие. / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1998.
Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1999.
Государственный бюджет: Учебное пособие. / Под ред. М.И. Ткачук. - Мн.: Высшая школа, 1996.
Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: Перспектива, ИНФРА-М, 1998.
Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1999.
www.budgetrf.ru
Бюджетный кодекс РФ.
Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998.
Курс переходной экономики. / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997.
Мэнкью Н. Макроэкономика. - М.: МГУ, 1994.
Финансы. / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1998.
Финансы, деньги, кредит: Учебник. / Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2000. - 784 с.
Горегляд В. «Бюджетная трехлетка» (2006-2008 годы) и экономическая политика государства. // Вопросы экономики. - 2005. №7-8.