Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:21, курсовая работа
Описаны основы финансового планирования в ООО "Пятерочка"
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Сущность, значение, принципы финансового планирования
на предприятии 5
1.2. Методология краткосрочного финансового планирования и его роль
в управлении предприятием 10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ПЯТЕРОЧКА» 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Оценка существующей системы финансового планирования
ООО «Пятерочка» 17
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО «ПЯТЕРОЧКА» 26
3.1. Основные направления совершенствования финансового планирования
на предприятии 26
3.2. Оптимизация краткосрочного финансового планирования на 2011 год 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. В процессе составления платежного календаря решаются главная задача - организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия.
В то же время следует осознавать, что финансовый план - это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств.
Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях, здесь сказывается «советская наследственность». Конечная цель метода бюджетного планирования - выявление потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год.
Систему краткосрочного финансового планирования корпораций рассмотрим на примере одного из универсамов «Пятерочка», входящего во всероссийскую сеть (корпорацию) магазинов розничной торговли «Пятерочка».
Основными видами деятельности ООО «Пятерочка» являются:
-оптовая и розничная торговля, посреднические, коммерческие и обменные операции, маркетинг с открытием собственных предприятий торговли и общественного питания, организация всех видов торговли;
-прочие виды коммерческой деятельности, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству РФ.
Общество действует на основании устава (приложение 1).
На рисунке 2 представлена организационно-хозяйственная структура общества.
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Пятерочка»
За 2009 год среднесписочная численность предприятия составила 47 человек.
Из них: 1 директор универсама, 2 заместителя - это коммерческий директор и главный бухгалтер, 5 подсобно-транспортных рабочих, 4 шофера, 2 кладовщика, 4 уборщицы, 10 продавцов-кассиров, 10-продавцов консультантов, 4 - менеджера по продажам, 2 - экономиста-аналитика, 3 бухгалтера.
Средняя заработная плата работников общества за 2010 г. составляет 7291 руб. Удельный вес фонда оплаты труда в выручке равен 13,4 %.
Средний возраст работающих составляет 38 лет.
Образовательный уровень работников и специалистов:
-работники, имеющие высшее образование - 10,2 %
-работники, имеющие среднетехническое образование -39,8 %.
-работники, имеющие профессиональное образование -40,2 %.
На территории универсама еженедельно проводятся разнообразные акции для покупателей и проходят акции с участием промоутеров.
С целью организации бухгалтерского и налогового учёта в 2009 году приказом по ООО «Пятерочка» утверждено положение «Учётная политика для целей бухгалтерского и налогового учёта в 2009 году», раскрывающее способы ведения бухгалтерского и налогового учёта. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и Положениями по ПБУ № 1-19, утвержденными Минфином России.
Рассмотрим основные тенденции в развитии общества за последние три года.
В таблице 1 представим основные финансовые показатели, составленные на основании бухгалтерской отчетности предприятия (приложения 2-5).
Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели за 2008-2010 годы
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+,-) | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
293590 |
224094 |
182903 |
-69496 |
-41191 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
232390 |
184093 |
149362 |
-48297 |
-34731 |
Чистая прибыль (непокрытый убыток) организации |
13141 |
12342 |
9724 |
-799 |
-2618 |
Коммерческие расходы организации за отчетный период |
48246 |
26095 |
21607 |
-22151 |
-4488 |
Рентабельность реализованной продукции и товаров, % |
4,48% |
5,51% |
5,32% |
0,0103 |
-0,0019 |
Запасы, всего |
77282 |
45067 |
21811 |
-32215 |
-23256 |
Дебиторская задолженность, всего |
1190 |
136 |
833 |
-1054 |
697 |
Кредиторская задолженность, всего |
15708 |
3230 |
3298 |
-12478 |
68 |
По результатам работы за 2009 год в обществе была получена прибыль в размере 9724 тыс.руб., в прошлом же году было получено прибыли 12342 тыс.руб. В связи с этим в данный момент общество снизило свою деловую активность, что неудовлетворительно сказывается на финансовом положении. Данная организации на протяжении последних лет имеет в своей деятельности негативные тенденции и, не смотря на получаемую прибыль, деловая активность падает. Так выручка за 2 года упала почти в 2 раза и за 2009 год составила 182903 тыс.руб. против 293590 тыс.руб. в 2007 году. Организации, однако, удается такими же темпами снижать себестоимость, что и обеспечивает приток прибыли.
Прибыль хоть и сократилась, но не столь значительно и составила в 2009 году 9724 тыс.руб.. Произошло сокращение запасов готовой продукции и товаров для перепродажи более чем в три раза за последние 2 года.
Ситуация с расчетами достаточно стабильная - дебиторская задолженность фактически отсутствует, так как данная организация занимается в основном розничной торговлей.
Кредиторская задолженность последние два года без изменений и составляет 3298 тыс.руб. и носит исключительно текущий характер. Рентабельность реализованной продукции и товаров составляет 5,32 %, при этом существенно в течении трех лет не изменялась.
Валюта баланса за три года снизилась в два раза, что говорит о снижении деловой активности. Такое положение организации связано с ростом конкуренции, это в первую очередь с вводом в действие супермаркетов «Пролетарский», «Магнит», в которых более широкий ассортимент сочетается с низкими ценами.
В завершении дадим обобщенную оценку финансово-хозяйственной деятельности ООО «Пятерочка» за отчетный период, используя данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой представлены наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия: выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей); валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
Таблица 2 - Показатели результатов коммерческой деятельности ООО «Пятерочка» за период с 2007-2009 годы
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение, (+,-) | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
293590 |
224094 |
182903 |
-69496 |
-41191 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
232390 |
184093 |
149362 |
-48297 |
-34731 |
Валовая прибыль |
61200 |
40001 |
33541 |
-21199 |
-6460 |
продолжение таблицы 2
Прибыль (убыток) от продаж |
12954 |
13906 |
11934 |
952 |
-1972 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
13328 |
13300 |
9724 |
-28 |
-3576 |
Чистая прибыль отчетного периода |
13141 |
12342 |
9724 |
-799 |
-2618 |
По данным таблицы 2, в отчетном периоде превышение доходов организации, составивших 182903 тыс.руб., над ее расходами в сумме 149362 тыс.руб., способствовало получению чистой прибыли ООО «Пятерочка» в размере 9724 тыс.руб., что несомненно является положительным. Указанный положительный финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, свидетельствует об удовлетворительной работе в 2009 году.
Итак, несмотря на негативные тенденции в деятельности организации, ООО «Пятерочка» находится в удовлетворительном финансовом положении и имеет возможности для его улучшения.
Система финансового планирования ООО «Пятерочка» изначально формировалась на основе современных методов управленческого учета. Руководит системой финансового планирования данной организации коммерческий директор.
Непосредственными исполнителями являются работники планово-аналитического отдела.
В их обязанности входит осуществление текущего и оперативного финансового планирования.
На рисунке 3 представлена схема финансового планирования, применяемая в данной организации.
Рисунок 3 - Схема финансового планирования применяемая
ООО «Пятерочка»
Сфера деятельности исследуемой организации это розничная торговля продовольственными товарами. Уровень конкуренции на момент создания организации фактически отсутствовал. Единственным конкурентом выступал супермаркет «Никольский» однако, если «Никольский» изначально ориентировался на людей со средним и высоким уровнем дохода, являясь как бы элитным, то «Пятерочка» был задуман как универсам экономического класса, направленный на розничную торговлю доступными товарами для всех слоев населения. В этом секторе основная конкуренция со стороны мелких торговых точек и небольших магазинов.
Краткосрочное (текущее) финансовое планирование осуществляется непосредственно планово-аналитическим отделом и сводиться к составлению годовых плановых заданий в виде бюджетов.
Рассмотрим основные параметры бюджета продаж за последние 2 года в таблице 3.
Таблица 3 - Исполнение бюджета продаж ООО «Пятерочка» за 2007-2009 г.
Группы товаров |
Годы |
Исполнение, (%) | |||||||
2007 |
2008 |
2009 |
Годы | ||||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
2007 |
2008 |
2009 | |
Кондитерские изделия, тыс.руб. |
7452 |
9265 |
8544 |
7072 |
7779 |
11492 |
124,3 |
82,8 |
147,7 |
Хлебобулочные изделия, тыс.руб. |
27250 |
35323 |
31245 |
26962 |
29658 |
33405 |
129,6 |
86,3 |
112,6 |
Молочная продукция, тыс.руб. |
5931 |
8887 |
6800 |
6783 |
7461 |
10166 |
149,8 |
99,8 |
136,3 |
Вино-водочная продукция, тыс.руб. |
47310 |
79199 |
54245 |
60452 |
66497 |
37519 |
167,4 |
111,4 |
56,4 |
Пиво, тыс.руб. |
61446 |
85948 |
70454 |
65603 |
72163 |
40001 |
139,9 |
93,1 |
55,4 |
Мясоколбасная продукция, тыс.руб. |
30089 |
48019 |
34500 |
36652 |
40317 |
33456 |
159,6 |
106,2 |
83,0 |
Консервы, тыс.руб. |
3360 |
5657 |
3852 |
4318 |
4750 |
5440 |
168,4 |
112,1 |
114,5 |
Морепродукты и рыба, тыс.руб. |
4731 |
6771 |
5425 |
5168 |
5685 |
4998 |
143,1 |
95,3 |
87,9 |
Газированные напитки и соки, тыс.руб. |
12432 |
14521 |
14254 |
11084 |
12192 |
6426 |
116,8 |
77,8 |
52,7 |
Итого, тыс.руб. |
200000 |
293590 |
229319 |
224094 |
246503 |
182903 |
146,8 |
97,7 |
74,2 |
По данным таблицы 3 видим, что планирование объемов реализации в основном сводиться к умножению на плановый прирост объема реализации, в связи с чем возникают значительные отклонения в фактических данных от запланированных в бюджете.
Если в 2008 году зафиксированы незначительные отклонения 5-10%, и в итоге за счет изменения в структуре товарооборота общий план по организации был выполнен на 97 %, то в 2009 году отклонения достаточно большие. Так по вино-водочной продукции и напиткам план был выполнен лишь на 52 %. Однако нельзя не отметить значительный рост объемов реализации над плановыми показателями по кондитерской и молочной продукцией (36,2-47,7%). Этот факт говорит о том, что при планировании структуры товарооборота исходят из сложившейся ситуации прошлого года, без оценки внешних факторов конкурентной среды. В итоге эти упущения привели к выполнению плана лишь на 74,2%.
Информация о работе Анализ финансового планирования на предприятии ООО "Пятерочка"