Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

В конце июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности", устанавливающий общие требования к ее составлению, представлению и публикации. Это первый российский законодательный акт, который предусматривает обязанность применения международных стандартов финансовой отчетности в РФ.

Содержание работы

ведение………………………………………………………………………3
1.Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"…………………………………………………………………....4
2.Консолидированная финансовая отчетность и ее анализ…………………………………………………………………………...8
3 .Аналитические показатели сводной бухгалтерской отчетности…..17
Заключение……………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………27

Файлы: 1 файл

Анализ консолидированной отчетности.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Основными пользователями консолидированной отчетности выступают акционеры материнской компании, а также различные правительственные и неправительственные организации. [5]

Анализ консолидированной отчетности преследует следующие три цели:

- понять необходимость консолидации, цель составления консолидированной отчетности и ее достаточность;

- определить, полностью или частично  достигнута цель составления  консолидированной отчетности;

- оценить эффективность функционирования  группы компаний.

Можно выделить три этапа анализа  консолидированной отчетности. Предварительный анализ проводится на первом этапе, то есть до того, как возникает необходимость в составлении консолидированной отчетности, т.е. на этапе, когда сделка по слиянию или поглощению еще только планируется. На этапе предварительного анализа определяются: показатели, которые должны быть улучшены в результате консолидации; перечень компаний, наиболее подходящих для слияния или поглощения; условия проведения сделок. Предварительные выводы подтверждаются расчетами и сравнением ряда показателей отчетности материнской компании и консолидированной отчетности. В результате консолидации показатели объединяемых компаний могут быть улучшены несколькими способами:

Первый способ – использование эффекта масштаба, который наиболее характерен для горизонтального или конгломератного объединения компаний, относящихся к одной отрасли или работающих на одних рынках. Экономический эффект в этом случае достигается за счет экономии на масштабах деятельности, а в конечном счете – в результате снижения доли постоянных издержек в стоимости единицы продукции. Благодаря более эффективному использованию имеющихся ресурсов, особенно если их запасы ограничены или их использование в других отраслях экономически более выгодно, снижается средняя величина издержек на единицу продукции по мере увеличения объемов производства. Дополнительный эффект достигается за счет снижения остроты конкуренции (в первую очередь ценовой), т.е. альтернативного и, как правило, более эффективного использования ресурсов, ранее направляемых на завоевание и удержание места на рынке и борьбу друг с другом. Консолидированная компания, как правило, является и более крупной, а следовательно, имеет большее влияние на рынок и на ценовых конкурентов. Однако такие сделки часто находятся под особым контролем антимонопольных органов, особенно если существует риск приобретения дочерней компании с целью ее последующего закрытия, и не всегда могут быть окупаемыми.

Второй способ – использование эффекта контроля, который наиболее характерен для так называемого вертикального объединения компаний, работающих в одной отрасли, но на разных рынках, то есть когда приобретается контроль над компаниями-владельцами источников сырья, поставщиками сырья или, напротив, над покупателями, сбытовой сетью, распределением готовой продукции. Экономический эффект в этом случае достигается за счет экономии на так называемых транзакционных издержках, связанных с заключением каждой отдельно взятой сделки, за счет снижения доли переменных издержек в стоимости единицы продукции. Экономия достигается за счет большей доступности рынков сырья и сбыта, их гарантированности, а также возможности контроля над ценами по всей цепочке. Дополнительный эффект достигается за счет возможности использования трансфертного ценообразования и применения плановых цен.

Третий способ – использование эффекта взаимодополнения ресурсов. Экономический эффект в этом случае достигается благодаря объединению взаимодополняющих ресурсов, приводящему к снижению доли постоянных и переменных издержек в стоимости единицы продукции. В итоге при совместном использовании ресурсы обходятся дешевле, чем при их самостоятельном создании в каждой компании. При этом в расчет берется эффект, достигнутый консолидированной компанией, если для каждой из компаний этот показатель улучшился. В противном случае каждая компания, не достигшая этого эффекта, не получает выгод от объединения, и, следовательно, должны быть найдены другие, более веские мотивы ее нахождения в составе группы. Дополнительный эффект при этом отсутствует.

Четвертый способ – использование налогового эффекта, который достигается за счет снижения налоговой нагрузки, рассчитанной на основе консолидированной отчетности по сравнению с налоговой нагрузкой каждой компании. Этот эффект во многом связан с эффектами масштаба и контроля. В группе компаний широко используются такие приемы налогового планирования, как трансфертное ценообразование, использование налоговых соглашений и т.д. Такой способ часто применяется при слиянии компаний для снижения налогооблагаемой при-были.

Пятый способ – использование инвестиционного эффекта, который, как правило, имеет место при отсутствии предыдущих эффектов. Он выражается в том, что материнская компания не располагает более выгодными альтернативными вариантами вложения свободных финансовых средств, чем вложения в дочернюю компанию. В этом случае дочерняя компания становится не более чем выгодным (безопасным, гарантированным) вложением капитала. Наиболее подвержены этому компании с избыточной платежеспособностью, а также те, которые в течение ряда лет не выплачивали дивиденды, а всю полученную прибыль реинвестировали. Для таких компаний наиболее высок риск недружественных поглощений.

Шестой способ – использование управленческого эффекта, который состоит в повышении качества и эффективности управления дочерней компанией при ее вхождении в состав группы. Он выражается в снижении управленческих затрат на единицу продукции и в повышении прибыльности дочерней компании за счет применения более совершенных технологических и управленческих решений.

Шесть перечисленных способов улучшения  показателей в случае консолидации отчетности отдельных компаний относятся  к проявлениям так называемого  синергетического эффекта. Кроме поиска возможностей достижения синергетического эффекта на предварительном этапе анализа консолидированной отчетности могут подбираться варианты, позволяющие достигать и других целей. К ним относятся эффект диверсификации бизнеса и эффект затрат на финансирование.

Диверсификация бизнеса позволяет  снижать отраслевые риски. Экономический эффект достигается за счет перераспределения потоков денежных средств, достижения большей стабильности объединенной компании и снижения рисков за счет их перераспределения. Однако управляемость и прозрачность таких компаний могут значительно ухудшаться по сравнению с исходными отдельно взятыми компаниями.

Эффект затрат на финансирование заключается  в том, что материнская компания становится для дочерней (или, наоборот, дочерняя для материнской) гарантированным  источником капитала. При этом снижаются издержки, связанные с заимствованием капитала. Эффект затрат на финансирование выявляется при анализе изменения инвестиционного и кредитного рейтинга. Консолидированные активы дают дополнительную гарантию стабильности и возврата заемных средств.

Таким образом, на предварительном этапе анализа  консолидированной отчетности происходят выбор и осуществление тех  вариантов объединения (консолидации) компании, при которых достигается  одновременное улучшение возможно большего числа показателей.

На втором этапе проводится анализ синергетического эффекта, который определяется в процессе составления консолидированной отчетности, т.е. в момент, когда сделка слияния (поглощения) начала осуществляться. По сравнению с финансовой отчетностью отдельно взятой компании консолидированной отчетности присущ синергетический эффект, который должен быть выявлен в процессе анализа.

Синергетический эффект – это эффект совместного действия различных факторов, при котором общий результат от их одновременного действия отличается от результата простого сложения эффекта действия каждого из факторов в отдельности.

Примером действия синергетического эффекта является улучшение деятельности консолидированной компании в результате улучшения управления без существенного изменения ресурсной, технической или технологической базы.

Основой для определения величины синергетического эффекта является сравнение средних финансовых показателей  неконсолидированных компаний со средними показателями консолидированной компании.

Анализ показателей, характеризующих  эффект объединения, заключается в  выявлении шести способов достижения синергетического эффекта и определении  величины общего синергетического эффекта.

Основная цель анализа консолидированной  отчетности заключается в оценке эффективности объединения.

В ходе анализа устанавливается, станет ли деятельность объединенных компаний группы более эффективной по сравнению  с деятельностью каждой из них  в отдельности.

Синергетический эффект достигается  также за счет того, что формируется рыночная стоимость активов объединенной компании.

Синергетический эффект определяется как разность между  рыночной стоимостью консолидированной  компании и суммарной стоимостью рыночной стоимости каждой из компаний, где СЭА – абсолютный синергетический эффект; СК – рыночная стоимость консолидированной компании; РСi – стоимость каждой i-й компании группы в отдельности; n – количество компаний группы.

Для определения синергетического эффекта также можно рассчитать относительный показатель, где СЭО – относительный синергетический эффект.

В оценке стоимости компаний используется один из следующих подходов:

- по балансовой стоимости активов; 

- по рыночной стоимости активов; 

- по рыночной стоимости ценных  бумаг компаний;

- по рыночной стоимости, по которой в данный момент совершаются подобные сделки (по аналогии);

- по оценкам экспертов; 

- по усредненным значениям; 

- по расчетным коэффициентам; 

- по величине затрат (стоимость  восстановления или замещения  дочерних компаний за исключением или без исключения амортизации);

- по доходам (сложение будущих  дисконтированных до-ходов);

- по приросту инвестиционной  стоимости компаний

Инвестиционная стоимость отличается от стоимости консолидированной  компании на величину затрат, связанных  с консолидацией, и затрат, связанных с интеграцией в группу.

После завершения сделки по объединению  компаний начинается этап последующего (ретроспективного) анализа, который проводится после составления консолидированной отчетности группы. Главной целью последующего анализа консолидированной отчетности является выявление резервов повышения эффективности деятельности объединенной компании.

Ретроспективный анализ включает анализ (по порядку):

1) финансовой отчетности каждой  компании группы в отдельности; 

2) финансовой отчетности группы, полученной методом простого построчного сложения соответствующих показателей (для компаний с долей владения менее 100 % – на пропорциональной основе);

3) сводной отчетности группы (для  компаний с долей владения  менее 100 % – на пропорциональной основе);

4) финансовой отчетности усредненной  компании группы. Показатели усредненной  компании группы рассчитываются  методом средних величин на  основе показателей соответствующих  строк всех компаний, входящих  в состав группы;

5) финансовой отчетности типичной компании группы. Показатели типичной компании группы могут совпадать или приближаться к показателями усредненной компании, если группа достаточно однородна, а могут и существенно отличаться;

6) консолидированной отчетности  группы.

Показатели эффективности деятельности всей группы должны превышать аналогичные  показатели эффективности, рассчитанные в п. 1-5.

В противном случае цель консолидации не была достигнута и осуществленные вложения следует признать неэффективными. В этой ситуации материнская компания должна выбрать один из двух путей: избавляться от неэффективных вложений и прекращать контроль над активами или повышать эффективность использования консолидированных активов.

В процессе последующего анализа консолидированной  отчетности оценка эффективности деятельности группы осуществляется на основе стандартных финансовых показателей (финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, рентабельности и др.), аналогично анализу финансовой отчетности отдельно взятой компании.

Кроме того, оценивается правильность результатов предварительного анализа  и анализа синергетического эффекта. В этом случае анализируются целесообразность, достаточность и правильность операций, связанных с консолидацией; выявляются проблемы, обусловленные объединением отчетности отдельных компаний в единое целое; определяются пути и способы их решения.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности