Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
- рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского факторинга в России на современном этапе;
- осветить перспективы развития банковского факторинга в России.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты факторинга …………………………………………..4
1.1. Характеристика видов факторинговых услуг………………………………4
1.2. Факторинг как банковская услуга или самостоятельный вид бизнеса….10
2. Анализ факторинга в России на современном этапе ……………………...15
2.1. Анализ рынка российского факторинга…………………………………...15
2.2. Проблемы рынка факторинговых услуг в России………………………...22
3. Перспективы развития банковского факторинга в России………………...27
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………...33
Особой разновидностью реверсивного факторинга является «закупочный факторинг», представляющий собой продукт для крупных покупателей, обеспечивающий построение эффективной системы закупки товаров у поставщика на условиях отсрочки платежа. От классического факторинга он отличается следующими признаками:
- финансирование поставщиков
в размере 100% от суммы поставки
— что позволяет им получать
оплату товара по факту
- весь факторинговый документооборот с осуществляется в электронном виде, что существенно ускоряет выплату финансирования;
- льготные условия обслуживания поставщиков в части комиссии за факторинговое обслуживание, требований к договорной документации и структуре портфеля дебиторской задолженности.
1.2. Факторинг как банковская услуга или самостоятельный вид бизнеса
В России факторинг впервые появился в 1988 г., при этом значительно отличаясь от того продукта, который бал представлен на международном рынке. Факторы приобретали только просроченную дебиторскую задолженность, при этом договор заключался как с поставщиком так и с покупателем товаров. В последнем случае — в целях гарантирования платежа поставщику путем кредитования покупателя. После перехода к рыночной экономике факторинг постепенно приводится в соответствие с международной практикой, признается государством. В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг включается в состав банковских операций и сделок. А уже в 1996 году выходит вторая часть ГК РФ, глава 43 которого была посвящена финансированию под уступку денежного требования, которое несколько отличается от классического определения факторинга.
После этого законодательная деятельность в области регулирования факторинга прекратилась. Поэтому вплоть до настоящего времени весь бизнес строится на 43-й главе Гражданского кодекса и общих требованиях ЦБ к кредитным организациям в части обслуживания корпоративных клиентов. Были попытки написать отдельный закон о факторинге, внести поправки в 43-ю главу, но они окончились ничем. При этом совсем недавно вступили в силу поправки в статью 825 ГК РФ, которые позволили предоставлять услуги факторинга без банковской лицензии, то есть любой коммерческой организации. Это был антикризисный тактический шаг государства для снижения риска неплатежей в экономике. К сожалению, дальше этих поправок дело не пошло. Факторинг продолжает подменяться понятием финансирование под уступку денежного требования. В нашей стране за ним закрепляется только кредитная функция.
Действительно, факторинг является одной из форм финансирования клиента, во многом схожего с кредитованием под залог кредиторской задолженности. Однако как самостоятельный вид финансирования факторинг отличают следующие признаки:
1.Кредит в большинстве случаев выдается под обеспечение (залог). При факторинге обеспечение не требуется.
2.Для получения кредита необходимо предоставить бухгалтерскую отчетность предприятия, пройти процедуру анализа финансово-хозяйственной деятельности. При факторинге достаточно предоставить счет-фактуру.
3.Кредит оформляется на фиксированный срок. При факторинге финансирование происходит в течение срока, по которому предоставлена фактическая отсрочка платежа. Кроме того, если кредит носит разовый характер, то с клиентом фактор может заключить договор о полном факторинговом обслуживание на фиксированный срок, в течении которого будет финансировать его деятельность. Другими словами, позволяет использовать факторинговую линию.
4.Выдача кредита происходит в день, который прописан в кредитном договоре. При факторинге финансирование осуществляется в день отгрузки товара.
5.Кредит не может быть больше максимальной суммы, прописанной в кредитном договоре. При факторинге объемы финансирования зависят от объемов продаж.
6.Кредитование не предусматривает предоставление дополнительных услуг. При факторинге предоставляется управление дебиторской задолженностью.
Теоретический факторинговая сделка может вообще не предполагать предоставление финансирования. Главное, что должен включать факторинг - это кредитное страхование и комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. Эту концепцию поддерживают и к примеру в «Пробизнесбанке», у них процентная ставка по факторингу состоит из двух частей - это ставка за финансирование и ставка за административное управление дебиторской задолженностью»6. Часто факторинговая сделка оформляется при помощи двух договоров - о предоставлении кредита и об управлении дебиторской задолженностью. Это вызвано налоговыми соображениями: проценты по кредитному договору не облагаются НДС.
7.Факторинг в отличие от кредита не исключает одновременное использование традиционных долговых инструментов, притом, что кредиты, облигации и векселя, например, являются конкурирующими инструментами привлечения заемного финансирования, факторинг может применяться одновременно с ними, поскольку не требует предоставления традиционных залогов или гарантий.
8.Кредит погашает лицо, за ним обратившееся, факторинг погашается за счет разницы между суммой средств, предоставленных клиенту и суммой средств, полученных от должника клиента.
Таким образом, по мнению автора, факторинг большей степенью банковский вид бизнеса. Это подтверждается итогами 2010 года. Произошло значительное перераспределение рынка в пользу банков. Доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65 % в 2009 году до 88 % в 2010 году. Банковские специалисты по факторингу считают, что в условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом. В связи с этим некоторые банки стали организовывать дочерние факторинговые компании, имеющие доступ к ресурсам банка, но не обязанные осуществлять обязательное резервирование. В качестве примера здесь можно привести ФК «Лайф», дочернюю компанию Пробизнесбанка.
С точки зрения операционного учета это не сильно оправданно. Специализированная компания не имеет прямых преимуществ перед банком с точки зрения налогообложения, учета и т. д. При этом до сих пор банк имеет существенное преимущество перед факторинговой компанией, потому что у него есть короткая ликвидность. Пока деньги преимущественно короткие, а факторинг как раз работает на коротких деньгах, фактически цена для банков получается существенно ниже, чем для факторинговых компаний. В этом есть преимущество.
Кроме того, непонятно пока, что будет с регулированием факторинга. Например, будет ли ассоциация факторинговых компаний преобразована в саморегулируемую организацию. Причин по выделению факторинга за баланс несколько: повышение капитализации, привлечение сторонних денег специально под эти операции, специализированная оценка рисков. Это хорошо, когда денег много, их можно занимать, когда работает система секъюритизации факторинговых активов и т. д. Но когда денег нет, банку («Петрокоммерц» к примеру, или др.) деньги дадут гораздо быстрее, чем специализированной факторинговой компании. Актуален и вопрос резервов. Для того чтобы быть прозрачной и привлекательной для инвестора структурой, надо резервировать адекватно. Это вопрос, который имеет много сторон. И на него нельзя однозначно ответить. Если будет соответствующая конъюнктура рынка и изменения в законодательстве будут таковы, что будет эффективнее создать специализированную компанию, многие банки это сделают.
Факторинговая компания отличается от банка тем, что она не является финансовым учреждением в полном смысле этого слова. Она является партнером клиента, вместе с клиентом она решает задачу продажи его товаров. Фактор становится фактически отделом сбыта своего клиента, зарабатывая на процентах от его выручки. Если плохо идут продажи у клиента, плохо идут дела и у компании. И именно благодаря такому гибкому подходу факторинговые компании могут успешно конкурировать с банками.
2.АНАЛИЗ ФАКТОРИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ рынка российского факторинга
Бурный рост российского рынка факторинга в 2005 — 2007 гг. был прерван кризисными явлениями в мировой финансовой системе и резким ростом стоимости фондирования. В результате в 2009 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2008 г. до 1,44% в 2009 г. Если в 2008 г. объем требований, уступленных факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2009 г. этот рынок вырос, лишь на 16,7% до 602 млрд. руб.(см.рисунок 3).
Положительный прирост по итогам года - заслуга относительно успешной работы факторов в I полугодии 2009 г. Главным направлением которой стала ориентация факторов на работу в регионах. Доля Москвы и Санкт-Петербурга в объеме уступленных требований снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года с 62,1 до 58,2 %.
Рисунок 3 - Темпы роста рынка факторинга в 2006 -2009 гг. по объему уступленных требований
Наиболее динамично
Происходит в 2010 году постепенная переориентация факторов на малый и средний бизнес. Доля уступленных требований предприятий малого и среднего бизнеса вырос с 15,9 % в первом полугодии 2009 года до 30,1 % в первом полугодии 2010 года (см.рисунок 4). В абсолютном выражении объемы факторинга малого бизнеса увеличился в 3,3 раза, тогда как прирост факторинга крупного бизнеса составил всего 44 %.
1 - ое полугодие 2009 г.
Рисунок 4. Структура рынка факторинга в зависимости от объема уступленных требований в 2009 — 2010 гг.
Во втором полугодии 2008 года
волна финансового кризиса
Эти тенденции повлияли и на остальных участников рынка факторинга, которым пришлось осуществить выбор: либо укрепления системы риск-менеджмента, совершенствование работы с просроченной задолженностью, либо осуществить уход с рынка. Что и продемонстрировали МФК «Траст», КБ «Система», банк «Северная казна» и другие.
Одновременно увеличилась и стоимость факторинговых услуг. Однако для клиентов данная проблема являлась второстепенной — большинство компаний значительно усилили требования к потребителям услуг. В ряде случаев банки ставили в качестве одного из условий наличие дополнительного обеспечения. В таблице 1 приведен ренкинг крупнейших факторов за 2009 год.
Таблица 1 - Ренкинг крупнейших факторов за 2009 год8
Наименование фактора |
Объем денежных требований уступленных фактору, тыс. руб. |
Темпы роста в, % |
ОАО «Промсвязьбанк» |
141.822.178,0 |
146,4 |
ФК «Еврокоммерц» |
93.769.341,3 |
77,5 |
ОАО Банк НФК |
67.286.830,0 |
108,3 |
ОАО Банк «Петрокоммерц» |
60.950.381,0 |
112,7 |
ЗАО «БСЖВ» |
33.886.914,0 |
276,9 |
ЗАО «ТрансКредитФакторинг» |
22.485.594,3 |
185,3 |
ЗАО ЮниКредитБанк |
20.759.017,6 |
154,9 |
ОАО «Номос-Банк» |
14.879.273,9 |
106,1 |
ОАО «Газпромбанк» |
14.724.920,4 |
207,9 |
ОАО АКБ «Металлинвестбанк» |
10.310.967,0 |
н/д |
Заметим, что ужесточение требований к клиентам и качеству торговой дебиторской задолженности, сокращение лимитов на одного клиента, а также уход с рынка некоторых крупных факторов заставили ряд клиентов заняться поиском новых партнеров. Поэтому в 2009 году происходит регистрация новых факторинговых фирм, расширением сферы деятельности старых участников.
Таким образом, в 2009 году произошло перераспределение рынка факторинга. Впервые за время составления рэнкинга крупнейших факторинговых компаний первое место, как это показано в таблице 1, по объему уступленных требований занял «Промсвязьбанк».
По оценке аналитиков «Эксперт РА», концентрация рынка, рассчитанная как доля 5 крупнейших Факторов, в 2009 году продолжила снижаться и составила 52,8% (68,6% в 2008 году). Снижение уровня концентрации связано с уходом с рынка в конце 2009 года ФК «Еврокоммерц» и динамичным ростом таких Факторов, как Газпромбанк, «Промсвязьбанк», КБ «СМП», «БСЖВ» и других.
Если говорить о динамике рынка факторинга, то в 2010 году он сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (см. таблица 2). Общее снижение объема рынка факторинга, без учета результатов Еврокоммерц, составило 33 %.
Таблица 2- Ренкинг крупнейших факторов 2010 года
Наименование фактора |
Объем денежных требований уступленных фактору 2009 г., тыс. руб. |
Объем денежных требований уступленных фактору в 2010 г., тыс. руб. |
Темпы роста, % |
ОАО «Промсвязьбанк» |
68.899.474 |
53.230.349 |
-22,74 |
ОАО Банк НФК |
34.047.115 |
17.065.354 |
-47,53 |
ОАО Банк «Петрокоммерц» |
31.992.413 |
13.833.508 |
-50,51 |
ЗАО «ТрансКредитФакторинг» |
9.434.470 |
9.245.047 |
-2,01 |
ОАО АКБ «Металлинвестбанк» |
4.463.989 |
9.517.357 |
203,6 |
ЗАО «БСЖВ» |
16.091.216 |
8.032.397 |
-50,08 |
ФК «Лайф» |
н.д. |
6.045.976 |
н.д. |
ЗАО «Альфа-банк» |
н.д |
5.806.467 |
н.д. |
ОАО «Газпромбанк» |
6.792.374 |
5.203.082 |
-23,4 |
ЗАО «Юникредитбанк» |
10.873.821 |
4.421.803 |
-59,34 |
Информация о работе Банковский факторинг реальность и перспективы развития