Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:15, реферат
В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Введение
Понятие бюджетирования. Сущность бюджетирования
Функции бюджетирования
Виды бюджетов
Основные этапы и цели бюджетирования. Основные цели бюджетирования
Этапы бюджетирования
Технология разработки бюджетов
Заключение
Список литературы
Операционные и вспомогательные бюджеты необходимы доя более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущении, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но и в целом финансового менеджмента в компании), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определиться руководителями предприятия или компании прежде всего исходя из характера стоящих перед организацией целей и задач, а также уровня квалификации работников финансовых и планово – экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или компании.
Дополнительные (специальные) бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей отраслевого или местного (регионального) налогообложения. Есть еще одно отличие дополнительных бюджетов от операционных и вспомогательных - это технология бюджетирования. Операционные и вспомогательные бюджеты составляются раньше основных, за тем чтобы предварительно собрать и обработать в нужном виде информацию, необходимую для составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и расчетного баланса. Дополнительные (специальные) бюджеты могут быть составлены только после того, как составлены (а желательно и оптимизированы) все три основных бюджета. Бессмысленно распределять прибыль или планировать налоги, если величина прибыли не известна. В этом случае невозможно определить и налоговые выплаты. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или компании в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
Однако правила и принципы составления тех операционных, вспомогательных и специальных бюджетов, которые выбрали для себя руководители предприятия или компании, должны соответствовать общим положениям теории финансового менеджмента.
Типология внутрифирменных бюджетов
1. Основные бюджеты
Бюджет доходов и расходов
Бюджет движения денежных средств
Расчетный (прогнозный) баланс
2. Операционные бюджеты
Бюджет продаж
Бюджет запасов готовой продукции
Бюджет производства
Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товаро - материальных ценностей)
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет прямых производственных (операционных) затрат
Бюджет накладных (общепроизводственных) расходов
Бюджет управленческих расходов
Бюджет коммерческих расходов
3. Вспомогательные бюджеты
План капитальных (первоначальных) затрат
Кредитный план (план привлечения инвестиций)
Бюджет технической
4. Специальные бюджеты
Бюджет балансовой прибыли
Бюджет чистой прибыли
Бюджет НИОКР
Налоговый бюджет
Все эти бюджеты необходимы
как для составления прогнозов
финансового состояния
План-факт анализ представляет
собой периодическое
Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:
4.Основные этапы и цели бюджетирования. Основные цели бюджетирования
Управление компанией и бизнесом в целом осуществляется с помощью набора управленческих технологий, которые сводятся к определению целей и задач, т.е. планированию, выполнением мероприятий для достижения поставленных целей, контролю за исполнением, корректировкой планов или целей.
Для того чтобы деятельность компании была результативной и эффективной, очень важно осуществлять прогнозирование финансовых результатов деятельности, а также постоянную финансовую оценку результатов деятельности, как одной из важнейших составляющих функционирования бизнеса. Финансовую оценку деятельности осуществляют с помощью бюджетов.
Поэтому бюджетирование является управленческой технологией, предназначенной для финансового планирования деятельности компании, выработки оптимальных решений и контроля достижения финансовых целей компании. В связи с этим можно выделить следующие цели бюджетирования:
Основная идея бизнеса – это достижение максимальных финансовых результатов минимальными ресурсами, затраченными на достижение этого результата.
Именно бюджетирование позволяет эффективно зарабатывать прибыль, управлять ресурсами и финансовыми потоками компании. Основное назначение бюджетирования – прогноз финансового состояния компании, выраженное в виде лимитов расходов и затрат, оценку нормативов использования ресурсов компании, а также движения денежных, материальных потоков и трудовых потоков. Именно с помощью бюджетов компания оценивает и прогнозирует свои финансовые результаты, используемые активы, источники их формирования, движение денежных средств и потребности в финансировании или возможности изъятия средств.
Бюджетирование является основой планирования в компании, потому что с помощью бюджетов можно определить финансовую возможность реализации запланированных мероприятий по достижению стратегических и тактических целей компании. В процессе финансовой оценки реализуемости планов компании осуществляется определение ограничивающих факторов, существующих в компании. Такими факторами могут быть как занимаемые компанией площади, так и возможность обеспечения ресурсами, в том числе финансовыми5.
5.Этапы бюджетирования
Бюджетирование представляет собой непрерывный циклический процесс, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов:
1. Подготовительный этап.
Задачей этапа является
2. Этап формирования, согласования
и утверждения бюджета. На
3. Исполнение бюджета.
На этом этапе в результате
практической деятельности
4. План-факт анализ исполнения
бюджета. Задачами этапа
5. Пересмотр и корректировка
бюджета. Необходимость в
6. Формирование и утверждение
отчета об исполнении бюджета.
На этом этапе подводятся
6.Технология разработки бюджетов
Бюджет является высокоэффективным инструментом внутрифирменного финансового планирования и позволяет оперативно координировать и оценивать деятельность структурных подразделении предприятия.
С бюджета начинается процесс постановки конкретных задач коммерческой деятельности. Отклонения от плановых показателей в процессе исполнения краткосрочных бюджетов служат сигналом руководителям для принятия действенных мер по устранению негативных отклонений. В состав процедур финансового управления включают: бюджетирование, привлечение заемных средств и размещение временно свободных денежных ресурсов на финансовом рынке. По отношению к бюджетированию две последние процедуры занимают подчиненное положение. Это вызвано тем, что без четкого управления и контроля за денежными потоками внутри предприятия действия по привлечению и размещению денежных средств могут оказаться неэффективными и не приведут к укреплению финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта хозяйствования. Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур, разработанных самим предприятием6.
На этапе первоначальной подготовки бюджета управление процессом бюджетирования обычно начинают с назначения директора по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию плановых форм, сбор и анализ данных, проверку информации и представление отчетов. Директором по бюджету обычно назначают финансового директора (вице-президента по экономике и финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб.
Информация о работе Бюджетирование как управленческая процедура: сущность и процедуры