Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:44, курсовая работа
Актуальнось проблемы постановки системы бюджетирования российских предприятий определяется следующими основными факторами:
- во-первых, необходимостью изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции, обоснования оптимальных уровней расхода финансовых средств, оптимизацией налоговой политики и другими задачами, связанными с совершенствованием системы управления предприятия;
- во-вторых, повышением конкурентной борьбы между предприятиями и, как следствие, необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективной системы управления финансами;
- в-третьих, именно при создании систем бюджетирования возникает возможность органичной интеграции современных управленческих и информационных технологий, что качественно повышает эффективность управления;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии…………………6
Экономическая сущность бюджетирования…………………………….….6
Функции бюджетирования…………………………………………………..9
Место бюджетирования в системе финансового управления и его внедрение на предприятии……………………………………………….…10
2. Методология бюджетирования в системе управления финансами………………………………………………………………..………15
2.1 Основные этапы процесса бюджетирования………………………………15
2.2 Типы бюджетных моделей и их применимость в современных условиях……………………………………………………………………….…16
2.3 Бюджетирование как метод финансового управления на предприятии…………………………………………………………………..….25
3. Бюджетирование на современном этапе развития экономики………….…27
3.1 Преимущества и недостатки внедрения бюджетирования на
современном этапе………………………………………………………………27
3.2 Автоматизация бюджетирования на предприятии…………………….…..28
Заключение…………………………………………………………………….…33
Это обусловливает невозможность применения в существующей информационной среде готовых западных технологий финансового планирования [11].
По мнению аналитиков, в настоящее время серьезные изменения претерпела логика хозяйственного планирования.
Для многих предприятий в Российской Федерации до сих пор планирование осуществляется по принципу «от достигнутого». Если раньше этот принцип реализовывался в виде прироста объемов производства по сравнению с предыдущим годом, то теперь он выражается в стремлении как можно больше загрузить производственные мощности. Делается это чаше всего в независимости от того, может ли быть реализована вся выпускаемая продукция, может ли предприятие получить за нее деньги в полном объеме.
Система бюджетирования
Если бюджетирование выполнялось добросовестно и эффективно «вчера», добросовестно выполняется «сегодня» и так же будет выполняться после, то это принесет многочисленные выгоды как организации, так и ее сотрудникам. Если, конечно, решение о внедрении системы бюджетирования на предприятии было принято не с целью следования моде (термин «бюджетирование» действительно приобрел некоторую популярность в последнее время), а с целью повышения эффективности функционирования фирмы в условиях рынка.
От успешной автоматизации бюджетирования зависит, насколько точную и оперативную финансовую информацию будут получать менеджеры и собственники предприятия.
Автоматизация бюджетирования возможна только тогда, когда есть что автоматизировать, то есть на предприятии принят порядок составления и утверждения бюджетов и ведется управленческий учет для получения фактических данных об исполнении бюджета. Проект автоматизации бюджетирования независимо от того, осуществляется он в Excel или в специализированной системе, строится по тем же правилам, что и проект внедрения любой автоматизированной системы. Он требует четкой формулировки целей, определения ресурсов, с помощью которых проект может быть реализован, установления сроков и результатов проделанной работы.
Компьютерные программы по бюджетированию должны:
- адаптироваться к специфике организации, перестраиваться со временем и со сменой целей и стратегий;
- адаптироваться
к финансовой структуре
- иметь подвижные
регламенты, позволяющие осуществлять
систему скользящего
- обладать привычным интерфейсом, ориентироваться на массовые, а не уникальные программные решения и платформы.
Для дальнейшего совершенствования бюджетирования в компании необходимо:
1.Разработка методологии составления, контроля и анализа сводных бюджетов и подбюджетов.
2.Формирование учетного блока, включающего в себя систему бухгалтерского и оперативного учета, приближение бухгалтерских отчетных форматов к плановым (бюджетным), использование международных стандартов финансового учета.
3.Постоянное обучение специалистов организации различным подходам буджетирования для активизации интеллектуального потенциала персонала и их включение в работу, связанную не только с механическим заполнением бюджетных форм, но и с разработкой конкретных предложений по внедрению системы бюджетирования в организации.
Создания организационного блока процесса, включающего в себя:
- организационную структуру,
-систему управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, а также системы материального структурирования на основе бюджетирования.
Организация достаточного программного обеспечения и обеспечение техническими средствами для реализации процесса бюджетирования. Все эти требования необходимо иметь в виду, как при выборе программного обеспечения, так и при его внедрении (рис. 5).
Автоматизация бюджетирования бесполезна, если полноценного бюджетирования (как методологии и управленческой технологии) на предприятии нет. Поэтому прежде чем думать о том, какой компьютерной программе отдать предпочтение, стоит разобраться с организацией бюджетирования как управленческой технологией [16].
Рис.5.Система внутрифирменного бюджетирования и его автоматизация
Выбор компьютерной программы – обычно завершающий этап при постановке бюджетирования, но часто многие руководители именно с нее все начинают. Особенно, когда речь идет о так называемом скользящем планировании, предусматривающем ежемесячную, а то и еженедельную корректировку ранее составленных бюджетов на полгода – год, а в перспективе и на три года вперед с ежемесячной, а то и подекадной разбивкой бюджетного проекта. А специфика каждого бизнеса диктует свою собственную финансовую структуру, свои собственные, неповторимые бюджетные форматы, свои режимы консолидации бюджетов структурных подразделений в сводные бюджеты компании, свои бюджетные регламенты и т.п. Приходится заниматься долгой и кропотливой доработкой стандартизированных программных продуктов [18].
В настоящее время в России можно выделить два вида программ для внедрения задач внутрифирменного бюджетирования:
– программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам типа “Успех +”, SAP/R3, “Проджект эксперт”, “Альтинвест”, “Красный директор”;
– различные версии программ, ориентированные на формы установленной бухгалтерской отчетности (например, “Галактика”, “1С.Предприятие”, “БЭСТ - офис” и др.).
Программы первого типа ориентированны для работы в крупной территориально распределенной компании, они надежны и рассчитаны на многообразие функций. Недостатками с точки зрения средних и небольших компаний является слабая адаптация к нашим условиям, высокая стоимость (от 40 до 200 тыс. долл. США), громоздкость (для внесения изменений в бюджетную модель требуется вмешательство специалиста компании - поставщика).
Системы второго типа вполне могут составить конкуренцию программам первого типа, как по функциональным возможностям, так и по технологическому уровню, тем более что их стоимость и трудозатраты на их внедрение существенно ниже, чем у западных аналогов.
На рынке программных продуктов, предназначенных для бюджетирования и управления финансами компаний можно выделить три ценовых диапазона по стоимости системы:
- дешевые программные системы (до 1000 $ США);
- продукты средней стоимости (от 1 до 10000 $ США);
- дорогие системы (свыше 10000 $ США).
Под стоимость продукта при этом понимается средняя стоимость закупаемых лицензий системы типичной компанией – клиентом. Характеристики ряда программных продуктов бюджетирования представлены в приложении №1 [см. Приложение].
Подводя итог, хочется отметить, что грамотное внедрение системы бюджетирования должно начинаться с определения целей деятельности организации, которые разрабатываются на высшем уровне управления. Определение назначения компании является отправной точкой стратегического менеджмента. Оно образует контекст, в котором формируется стратегия. То есть бюджетирование является той технологией, которая реализует стратегию. Целью бюджетирования является прогнозирование финансовых показателей деятельности, как всей организации, так и ее отдельных структурных подразделений, анализ запланированных и фактически достигнутых результатов, а также оценка выявленных отклонений с определением причин возникновения и ответственных. Это позволит оценить, на сколько успешно реализуются отдельные проекты в организации.
Бюджетирование должно охватывать все уровни организационной структуры. Необходимо чтобы в разработке бюджетов принимали участие не только высшее руководство, но и менеджеры всех уровней управления несущие ответственность за какую-нибудь конкретную строку бюджета. Тем самым мы сможем увеличить заинтересованность в качественной разработке бюджетов и повысить ответственность за их выполнение.
Для достижения наибольшей эффективности бюджетирование должно осуществляться непрерывно. Бюджеты должны не только утверждаться, но и корректироваться при существенном изменении внутренней или внешней среды организации. Тогда в конце всего процесса можно получить финансовые планы, отражающие стратегию развития предприятия и прогнозирующие результаты ее деятельности.
Итак, в современных условиях, когда жесткое планирование на долговременную перспективу потеряло актуальность по причине все возрастающих темпов роста номенклатуры выпускаемой продукции и сокращения его жизненного цикла, предприятие может обратиться к бюджетированию, как к способу повышения эффективности функционирования предприятия. Однако бюджетирование окажется полезным только в том случае, если компания располагает достаточно большими как финансовыми, так и человеческими ресурсами.
Если же решение о внедрение процесса бюджетирования на предприятии принято, важно «с умом» подойти к реализации этого проекта: надо грамотно выбрать время и сроки, объективно оценить свои возможности и реальные условия - хорошо продуманный план действий поможет избежать многих ошибок.
Характеристика систем бюджетирования
Продукт |
Компания - разработчик |
Класс |
Минимальная стоимость лицензии |
Стоимость 10 лицензий (включая НДС), USD |
BPlan |
I Team |
Настольный, максимальная адаптивность, дешевый |
1020 |
3920 |
Красный Директор |
БМикро |
Настольный, минимальная адаптивность, дешевый |
330 |
1815 |
BusinessBuilder PlanDesigner |
СофтПром |
Локальный, максимальная адаптивность, средняя стоимость |
9900 |
18000 |
Инталев: Управление финансами |
Инталев |
Локальный, минимальная адаптивность, средняя стоимость |
500 |
4000 |
Инталев: Бюджетное управление |
Инталев |
Локальный, минимальная адаптивность, средняя стоимость |
960 |
1920 (DBF) 3840 (SQL) |
Инталев: Корпоративные финансы |
Инталев |
Локальный, средняя адаптивность, средняя стоимость |
1200 |
4800 (DBF) 9600 (SQL) |
Контур Корпорация. Бюджет |
Intersoft Lab |
Распределенный, максимальная адаптивность, средняя стоимость |
3840 |
5000 |
КИС: Бюджетирование |
Компьютерные Информационные Системы |
Локальный, минимальная адаптивность, дешевый |
980 |
980 |
Большинство этих систем являются либо настольными (для одного сотрудника), либо распределенными (для локальных вычислительных сетей). Некоторые из них отличаются высокой адаптивностью, т.е. приспособлением к условиям бюджетирования в конкретных компаниях. В обзоре рассматриваются возможности следующих программных продуктов:
BPlan
Эта система находится в низшем ценовом сегменте – до 1000 долл. США.
Работа в BPlan строится путем моделирования произвольной системы бюджетов в виде совокупности многомерных таблиц. В отличие от других систем, в BPlan раздельно понятие “планируемая статья бюджета” и “направление аналитики”.
Аналитические направления (например, время, продукты, версии) используются как справочники – классификаторы с внутренней иерархией. Это позволяет автоматически консолидировать или разносить значения статей бюджетов по уровням, без создания соответствующих формул. То есть, для того, чтобы рассчитать квартальные данные за 3 месяца – консолидацию (или разнесение) автоматически выполнит сама программа, опираясь на ранее созданную иерархию периодов времени.
Достоинства. Простота в освоении и использовании.
Возможность быстро разрабатывать бюджетную модель и, по мере необходимости, вносить в нее изменения, а также эффективно анализировать данные в бюджетах.
Недостатки. Первая версия программы представляет собой персональный инструмент финансового менеджера и не позволяет работать нескольким сотрудникам одновременно, а также не содержит инструментария для согласования и утверждения бюджетов.
Рекомендации. BPlan подойдет относительно небольшим компаниям. Его также могут использовать более крупные предприятия, только начинающие заниматься бюджетированием или для бюджетирования в рамках одного подразделения или бизнес – направления. Система BPlan удобнее программы Excel: вручную вводится лишь небольшое количество формул. Очень удобны функции автоматического суммирования значений бюджетных статей по уровням иерархий справочников и их анализа в разрезе необходимых направлений аналитики. Продукт очень быстро осваивается. Однако есть у него и недостатки. К примеру, если в системе работают четыре человека, то вносить изменения в текущие файлы они могут только по очереди. Данные управленческого учета в BPlan поступают из файлов Excel, поскольку пока эта программа не интегрирована напрямую с бухгалтерскими системами.
Информация о работе Бюджетирование на современном этапе развития экономики