Дивидендная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Максимизация стоимости бизнеса и его ценности для владельцев является основной целью менеджмента. Поэтому неудивительно, что финансовые взаимоотношения с собственниками, будь то единоличный владелец или миллионы акционеров крупной корпорации, оказывают существенное влияние на стратегию развития любой фирмы. В хозяйственной практике принятие управленческих решений в этой области осуществляется в рамках проводимой дивидендной политики.
Теоретические аспекты дивидендной политики весьма многогранны, однако центральное место при этом занимают следующие вопросы: оказывают ли решения по выплатам влияние на стоимость фирмы и какова должна быть их оптимальная величина?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
2
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики.....................................
4
1.1 Понятие и источники дивидендов……………………………….…….......
4
1.2 Дивидендная политика организации……….…………………………….
8
1.3 Этапы формирования дивидендной политики АО……………………….
14
1.4 Порядок выплаты дивидендов……………………………………………
19
Глава 2. Дивидендная политика Российских предприятий………………
23
2.1 Особенности дивидендной политики ……..……….……………………….
23
2.2 Сравнительный анализ нефтяных компаний РФ………...……………….
25
Заключение…………………….……………………………..…………………..
38
Список используемой литературы…………………………………………..
41

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по фин. мен..doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

41

 

Введение…………………………………………………………………….

2

Глава 1.  Сущность и роль дивидендной политики.....................................

4

1.1  Понятие и источники дивидендов……………………………….…….......

4

1.2  Дивидендная политика организации……….…………………………….

8

1.3  Этапы формирования дивидендной политики АО……………………….

14

1.4  Порядок выплаты дивидендов……………………………………………

19

Глава 2. Дивидендная политика Российских предприятий………………

23

2.1 Особенности дивидендной политики ……..……….……………………….

23

2.2 Сравнительный анализ нефтяных компаний РФ………...……………….

25

Заключение…………………….……………………………..…………………..

38

Список используемой литературы…………………………………………..

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Максимизация стоимости бизнеса и его ценности для владельцев является основной целью менеджмента. Поэтому неудивительно, что финансовые взаимоотношения с собственниками, будь то единоличный владелец или миллионы акционеров крупной корпорации, оказывают существенное влияние на стратегию развития любой фирмы. В хозяйственной практике принятие управленческих решений в этой области осуществляется в рамках проводимой дивидендной политики.

Теоретические аспекты дивидендной политики весьма многогранны,  однако центральное место при этом занимают следующие вопросы: оказывают ли решения по выплатам влияние на стоимость фирмы и какова должна быть их оптимальная величина?

Устойчивому финансовому положению предприятия во многом способствует предварительная работа по планированию всех его доходов и направлений расходования средств.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, ее основу составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия.

Вложения денежного капитала в различного вида ценные бумаги (долевое участие в предприятиях, займы другим предприятиям под векселя или иные долговые обязательства) – важнейший элемент развивающейся рыночной экономики. Цель финансовых вложений – получение дохода и/или сохранение капитала от обесценения в условиях инфляции.

Дивидендная политика оказывает непосредственное влияние на инвестиционные решения, структуру капитала и финансирование предприятия, выступает одной из составных частей его общей стратегии.

Поэтому разработка и реализация эффективной дивидендной политики является одним из ключевых направлений деятельности финансового менеджера и требует глубокого понимания влияющих на неё факторов, а также взаимосвязей с другими управленческими решениями.

     Целью данной работы является проведение всестороннего исследования комплекса вопросов:

- влияет ли величина дивидендов на инвестиционную привлекательность компании;

- какая должна быть оптимальная величина дивидендов;

- насколько стабильными и надёжными должны быть дивиденды.

Задачи:

- изучить факторы, определяющие предпосылки дивидендной политики;

- определить форму выплаты дивидендов;

- определить уровни дивидендных выплат на одну акцию;

- оценка эффективности дивидендной политики;

- провести сравнительный анализ нефтяных компаний РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики.

 

1.      1. Понятие и источники дивидендов.

Существуют различные подходы к определению дивидендов. С одной стороны, их можно воспринимать как вид дохода владельца ценных бумаг, с другой стороны – это серьёзный технический показатель, с помощью которого рассчитываются другие величины, в том числе и цена акций для рядовых их владельцев.

     Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определённой степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно.

     Дивиденд – это часть прибыли предприятия ,распределяемая между собственниками в соответствии с количеством приобретенных акций, долей, паев с той или иной периодичностью.

Дивиденд часть имущества компании, которую её собственник может получить по окончании очередного отчётного периода, согласно решению  высшего органа управления и в соответствии со своей долей в уставном капитале.

Как правило, объявление дивидендов производится или в виде абсолютной величины, или в виде процента к номиналу. Проценты в большинстве случаев не дают реальной картины полученных доходов, так как в некоторых обществах номинал ценных бумаг очень низкий.

В отличие от других видов доходов, получаемых за предоставление капитала, например процентов, выплаты дивидендов не являются обязательными, а их величина, как правило, неизвестна  заранее. Для корпораций она устанавливается решением собрания акционеров на основании предложений совета директоров и на практике часто зависит от полученных результатов хозяйственной деятельности. Существующие аналитические агентства периодически публикуют информационные материалы о том, какие общества осуществляют реальные выплаты. При этом производится анализ величины реальных доходностей ценных бумаг. Полученные цифры на достаточно длительное время становятся некоторыми индикаторами экономического положения предприятия. Кроме того, составление различного рода рейтингов основывается, как правило, на базе каких-либо внешних критериев, которых не так уж и много. Ставка дивидендов - один из них.

    Согласно российскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели, последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества. Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.

Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, в условиях рынка всегда имеются возможности для расширения производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чреваты снижением курсовой стоимости акции. Дивиденды непосредственно связаны с управлением обществом. В том случае, если общество направляет на выплаты большое количество прибыли, позволяющее акционерам ощутить реальную выгоду от владения акциями, часто их интерес к управлению угасает. Создаётся картина благополучия в обществе. Существенное и неожиданное изменение размера дивидендов создаёт множество проблем, в том числе и с участием акционеров в общих собраниях. Кроме того, пассивность в вопросах управления возникает тогда, когда дивиденды в обществе отсутствуют или чрезвычайно малы и перспективы их появления или увеличения достаточно прозрачны.

Право получения дивидендов дают как привилегированные, так и обыкновенные акции. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям и взятым кредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Во многих странах порядок, формы и другие аспекты выплат дивидендов акционерам регулируются законодательством. В России подобное регулирование осуществляется в рамках федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с последующими изменениями и  дополнениями).

В настоящее время АО довольно редко используют форму выплат дивидендов в виде ценных бумаг. Однако в этом случае ценные бумаги дают акционеру возможность изменить свою долю в распределении голосующих акций. Кроме того, он может ох продать, получив определённый денежный эффект. Здесь дивиденд превращается в долю акционерного капитала, которая, в свою очередь, позволяет получать новые дивиденды, приобретать новый капитал. На практике выплата дивидендов акциями может приносить предприятию определенные выгоды, в особенности когда у него существуют проблемы с ликвидностью. К наиболее существенным из них следует отнести:

- сохранение свободных денежных средств в распоряжении фирмы;

- реализация дивидендной политики даже в условиях недостаточности денежных средств и подача позитивных сигналов рынку;

- увеличение числа акций в обращении;

- эффективный способ для акционеров увеличить свои доли без дополнительных затрат и др.

Похожей по своей экономической сути, хотя и различающейся по содержанию, является операция дробления акций. Это снижение номинала акций при пропорциональном увеличении их числа.

В качестве еще одной альтернативы выплате денежных дивидендов фирма может распределить доход среди владельцев путем выкупа части собственных акций. В результате число акций в обращении уменьшается, а прибыль на одну акцию возрастает. Покупка собственных акций обычно ведет к росту их курса. Выкупленные акции называются казначейскими и могут быть заново проданы. Согласно Российскому законодательству эти акции не имеют право голоса, по ним не начисляются дивиденды и могут находится на балансе предприятия не более года.

Выкуп акций сокращает избыточную наличность, а также увеличивает финансовый рычаг и может привести к более оптимальной структуре капитала. Он является одним из способов защиты от недружественных поглощений. Подобные операции в целом являются разовыми мероприятиями и не могут осуществляться периодически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Дивидендная политика организации.

Политика выплаты дивидендов – упорядоченная система принципов и подходов, которой руководствуются собственники компании при определении той доли имущества компании, которую они считают целесообразным распределить в виде дивидендов по окончании очередного отчётного периода.

  Инвестиционная политика предприятия требует определения и проведения предприятием дивидендной политики. Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств:

- во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;

- во-вторых, дивидендная политика влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений предприятия;

- в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");

- в-четвертых, дивидендная политика сокращает собственный капитал, так как дивиденды выплачиваются из нераспределенной прибыли. В результате это приводит к увеличению коэффициента соотношения долговых обязательств и акционерного капитала.

       Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии.

Второй ключевой вопрос при выборе дивидендной политики - это вопрос выбора оптимальной дивидендной политики, т.е. политики, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия.

Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику.

В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.

Корпорации стремятся использовать один из трех типов политики выплаты дивидендов:

1. Стабильный или непрерывно растущий дивиденд на акцию.

2.Низкий регулярный дивиденд плюс дополнительные выплаты, которые зависят от годовой прибыли.

3. Постоянный коэффициент выплат.

     Согласно Российскому законодательству в определении дивидендной политики помимо собственников принимают участие и руководители предприятия. Их участие выражается в следующем:

              - руководство предприятия предлагает собранием акционеров утвердить некоторую схему распределения прибыли за отчётный период, при этом акционеры не имеют права повысить долю прибыли, выплачиваемую в виде дивидендов.

Согласно Российскому законодательству в определении дивидендной политики помимо собственников принимают участие и руководители предприятия. Их участие выражается в следующем:

              - руководство предприятия предлагает собранием акционеров утвердить некоторую схему распределения прибыли за отчётный период, при этом акционеры не имеют права повысить долю прибыли, выплачиваемую в виде дивидендов.

В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат в соответствии с дивидендной политикой. Существует дивидендная политика трех типов: консервативная, умеренная (компромиссная), агрессивная.

1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно,- и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:

а) Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.

б) Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода, при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции. Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи, с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю.

2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов - это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики также может проводиться в 2 вариантах:

а) Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды или политика «экстра-дивиденда». Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

б) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части. Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

3. Агрессивная политика начисления дивидендов предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов.

а) Политика постоянного возрастания размера дивидендов, осуществляемая под девизом — «никогда не снижай годовой дивиденд» предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного её имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряжённости — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает. Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

              Деление прибыли на распределяемую, идущую на выплаты собственникам предприятия, и нераспределяемую устанавливается руководством предприятия. Оно не является произвольным, а подчинено задаче повышения благосостояния собственников предприятия, увеличения или, в крайнем случае, сохранения рыночной стоимости предприятия.

В том случае, когда предприятие является публичной акционерной компанией, т.е. ОАО, акции которого обращаются на бирже, его руководство обычно придерживается политики сохранения неизменными размера дивидендов или их постепенного роста. Причина в том, что компании вынуждены считаться с тем, что информация о сокращении дивидендов может подорвать веру акционеров в способность руководства эффективно управлять ею, спровоцировать «сброс» акций и, следовательно, снизить их стоимость.

              В отличие от первых двух разновидностей дивидендной политики, осуществляемой в некотором отрыве от реальных инвестиционных потребностей предприятия, третья разновидность ориентируется на обязательное инвестирование прибыли в размерах, обеспечивающих реализацию всех имеющихся у предприятия инвестиционных проектов, норма доходности которых превышает рыночную. Такое распределение прибыли обеспечивает постоянный рост стоимости предприятия и соответственно его владельцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Этапы формирования дивидендной политики АО

 

Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам рис. 1.2

 

Рис. 1.2 Последовательность формирования дивидендной политики

 

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

1. факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся;

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников, В этой группе факторов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) уровень налогообложения дивидендов;

б) уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:

• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

• На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.

• На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:

 

, где

 

УДВПА – уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);

КПА — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты пре- доставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).

4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.

Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:

 

,

 

где КДВ — коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;

Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;

ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле:

 

,

 

где КЦ/Д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;

РЦа — рыночная цена одной акции;

Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций

 

 

1.4 Порядок выплаты дивидендов

 

В любой  стране выплата дивидендов регулируется определёнными нормативными актами: в России – ГК РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах».

В отличие от стран Запада в России возможность и порядок объявления и выплаты дивидендов в гораздо большей степени регулируется законом.

              Акционерные общества не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если:

1-     не полностью оплачен уставный капитал общества;

2-     обществом не выкуплены в полном объёме собственные акции, по которым у их владельцев возникло право требовать их выкупа;

3-     на момент выплаты дивидендов общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или данные признаки появятся УК общества в результате выплаты дивидендов.

В техническом плане процедура объявления и выплаты дивидендов в большинстве стран стандартизирована и производится в несколько этапов, определяемых последовательно установленными датами:

1- дата объявления дивидендов;

2- экс-дивидендная дата (лица, купившие акции до этой даты, имеют право на дивиденды за истёкший период; лица, купившие акции в этот день и позже, такого права не имеют);

3- дата переписи (в этот день начинают регистрировать акционеров, имеющих право на получение объявленных дивидендов);

4- дата выплаты.

В мировой практике разработан ряд стандартных методик распределения прибыли:

- постоянное процентное распределение прибыли (устанавливается целевое значение доли прибыли, уплачиваемой в виде дивидендов);

- фиксированные дивидендные выплаты (регулярная выплата дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени);

- выплата гарантированного минимума и экстра-дивидендов;

- выплата дивидендов по остаточному принципу;

- выплата дивидендов акциями.

Предприятие вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом предприятия.

Предприятие обязано выплатить объявленные по каждой категории акций дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных Уставом предприятия, иным имуществом.

Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли предприятия за текущий год. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов предприятия. Решение о выплате промежуточных (ежеквартальных, полугодовых) дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории принимается Советом Директоров предприятия. Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории принимается Общим Собранием акционеров по рекомендации Совета Директоров предприятия.

Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом Директоров предприятия и меньше выплаченных промежуточных дивидендов. Общее Собрание акционеров вправе принять решение о невыплате дивиденда по акциям определенных категорий, а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в Уставе. Дата выплаты годовых дивидендов определяется Уставом предприятия или решением Общего Собрания акционеров о выплате годовых дивидендов. Дата выплаты промежуточных дивидендов определяется решением Совета Директоров Общества о выплате промежуточных дивидендов, но не может быть ранее 30 дней со дня принятия такого решения.

Для каждой выплаты дивидендов Совет Директоров предприятия составляет список лиц, имеющих право на получение дивиденда. В список лиц, имеющих право на получение промежуточных дивидендов, должны быть включены акционеры и номинальные держатели акций, включенные в реестр акционеров предприятия не позднее, чем за 10 дней до даты принятия Советом Директоров предприятия решения о выплате дивидендов. А в список лиц, имеющих право на получение годовых дивидендов, акционеры и номинальные держатели акций, внесенные в реестр акционеров предприятия на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом Общем Собрании акционеров.

Предприятие не вправе принимать решение о выплате, объявлении дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного капитала предприятия; до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с «Положением о порядке приобретения и выкупа предприятием размещенных акций»; если на момент выплаты дивидендов оно отвечает признакам несостоятельности, банкротства в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности, банкротстве предприятий или указанные признаки появятся у предприятия в результате выплаты дивидендов; если стоимость чистых активов предприятия меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Предприятие не вправе принимать решение о выплате дивидендов по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивиденда по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен Уставом предприятия.

Предприятие не вправе принимать решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен Уставом, если не принято решение о полной выплате дивидендов по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Дивидендная политика Российской Федерации.

 

2.1 Особенности дивидендной политики РФ.

 

Еще до недавнего времени для российских предприятий было характерным отсутствие дивидендной политики  как таковой. Немногочисленные случаи выплат дивидендов собственникам не играли особой   роли ввиду незначительности объявленных сумм. Ситуация стала кардинально меняться лишь с 2001 г., когда многие крупные корпорации, заинтересованные в привлечение капитала с финансовых рынков, повышении своей репутации и качества управления , в формировании положительного имиджа в глазах зарубежных инвесторов, стали регулярно выплачивать дивиденды. Приблизительно в это же время в уставах и корпоративных кодексах ведущих отечественных предприятий появился пункт, раскрывающий содержание их дивидендной политики.

Рост доходов, стремление повысить инвестиционную привлекательность и капитализацию бизнеса, а также переход на мировые стандарты управления многих  российских корпораций вынуждает менеджмент менять дивидендную политику и повышать выплаты владельцам акций.

           Однако, несмотря на постепенный переход к общепринятой в мире практике в этой области, дивидендная политика отечественных фирм имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов, наиболее существенными из которых являются:

     - диспропорции в развитии отдельных отраслей и структуре фондового рынка;

     -состав собственников, обусловленный особенностями механизма приватизации предприятий, в результате чего значительная доля акций принадлежит государству, узкому кругу лиц или менеджменту;

      - информационная закрытость и непрозрачность многих предприятий;

     -несовершенство законодательной базы.

          В июне 2006г. было принято постановление Правительства Российской Федерации о единой дивидендной политике. Оно обязывает компании с государственным участием направлять на дивиденды фиксированную часть прибыли. Конкретный размер дивидендов в зависимость от отраслевой принадлежности будут устанавливать профильные министерства. А объем выплат  по каждой из 15 крупнейших госкомпаний Правительство будет утверждать каждый год индивидуально.

Дивидендная политика частных российских предприятий и суммы направляемых в этих целях выплат также существенно зависят от состава и мотивов мажоритарных акционеров, в лице которых часто выступает узкий круг взаимосвязанных лиц либо от менеджмента.

          Как правило, владельцы таких предприятий существенно ограничивают дивидендные выплаты либо не осуществляют их вовсе. Путем различных манипуляций их официальная прибыль занижается, а доход контролирующих акционеров оседает на счетах аффинированных посредников или в оффшорах.  При этом мажоритарный акционер не платит налоги на прибыль и дивиденды. Предприятия этой группы могут работать на грани балансовой убыточности, в то время как их основные собственники процветать.

           В настоящее время около 40% из двухсот отечественных предприятий , акции которых представлены в листинге ММББ и РТС, вообще не выплачивают дивиденды. В то же время российские предприятия могут выплачивать рекордно щедрые дивиденды, если в этом заинтересованы мажоритарные акционеры.

           Важнейшим фактором, оказывающим влияние на дивидендную политику отечественных предприятий, является законодательство. В частности одной из существенных проблем являются сроки и механизмы выплаты дивидендов. Во многих странах срок выплаты дивидендов не превышает трех дней. В то же время, согласно российскому законодательству, выплата дивидендов должна быть осуществлена в течение 60 дней, если иное не предусмотрено уставом предприятия. Однако на практике уставы многих отечественных предприятий определяют другие сроки выплат, которые могут быть растянуты до полугода. В результате выплаты инвестору могут поступить только через год. Следует отметить, что правовая база в этой области непрерывно совершенствуется, постепенно приближаясь к мировым стандартам и практике развитых стран.

Многие проблемы в сфере дивидендной политики лежат в плоскости корпоративной этики и далеко не всегда подлежат законодательному регулированию. В этой связи важную роль призван сыграть Кодекс корпоративного поведения, принятый бизнес сообществом Российской Федерации.

    

 

2.2 Сравнительный анализ нефтяных компаний РФ

             

Предприятия, созданные в форме акционерных обществ вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. 

Дивиденд – это часть имущества акционерного общества, изымаемая его акционерами пропорционально их долям в уставном капитале в размере, не превышающем совокупного объема не изъятой ранее чистой прибыли. 

Источником выплаты дивидендов является прибыль акционерного общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов также могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.

Таким образом, дивидендная политика акционерного общества связана с распределением прибыли, полученной по итогам отчетного периода или нераспределенной.  Дивидендная политика оказывает влияние на положение компании на рынке капитала (поскольку акции обращаются именно там), на средневзвешенную стоимость капитала акционерного общества (поскольку дивиденды есть стоимость акционерного капитала), на благосостояние акционеров и долю реинвестируемой прибыли (поскольку выплачивая дивиденды, предприятие отказывается от нераспределенной прибыли).

Наиболее капитализированными компаниями на отечественном рынке ценных бумаг являются нефтяные компании ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» – на их долю приходится почти 38% капитализации по итогам 2010 г. (по материалам официального сайта ММВБ). В то же время, дивидендная политика указанных компаний характеризуется скорее различиями, нежели сходством.

Формирование дивидендной политики, как направление управления прибылью акционерных обществ, стало актуальным относительно недавно в связи с внедрением правил (кодексов) корпоративного управления: ОАО «ЛУКОЙЛ» утвердило Положение «О дивидендной политике» в 2003 г., ОАО «НК «Роснефть» - в 2006 г., ОАО «Газпром» - в 2010 г. ОАО «Сургутнефтегаз» до настоящего времени не имеет соответствующего документа. Рассмотрим основные положения, составляющие основу дивидендной политики нефтяных компаний (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1

Содержание дивидендной политики нефтяных компаний

Признак

ОАО «Газпром»

ОАО «ЛУКОЙЛ»

ОАО «НК «Роснефть»

Утверждение Положения «О дивидендной политике»

Решение Совета директоров от 27.10.2010 г. №1665

Протокол заседания

Совета директоров от 29.08.2003 г. №37

Решение Совета директоров от 17.05.2006 г.

Цель

Соблюдение прав и повышение доходов акционеров через:

- выплату дивидендов;

- увеличение капитализации.

Баланс интересов Компании и ее акционеров, повышение инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации.

Увеличение размера выплачиваемых дивидендов.

Оптимальное сочетание интересов Общества и его акционеров.

Повышение инвестиционной привлекательности. Рост капитализации.

Стремление обеспечивать ежегодный рост

дивидендов.

Принципы расчета размера дивидендов

(условия выплаты)

- прозрачность;

- сбалансированность краткосрочных (получение доходов) и долгосрочных (развитие) интересов акционеров;

- нацеленность на повышение инвестиционной привлекательности и капитализации.

- наличие чистой прибыли за год;

- отсутствие ограничений на выплату дивидендов*;

- рекомендация Совета директоров о размере дивидендов;

- решение общего собрания акционеров.

Дивиденды выплачиваются исключительно денежными средствами.

- при наличии прибыли ее ограниченная часть ежегодно направляется на выплату дивидендов;

- остающаяся в распоряжении Общества прибыль используется для реинвестирования;

- уважение и строгое соблюдение прав акционеров;

- прозрачность.

Порядок расчета размера дивидендов

На выплату дивидендов направляется от 17,5% до 35% чистой прибыли  при условии, что полностью сформирован резервный фонд.

На выплату дивидендов направляется не менее 15% чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с ОПБУ США и пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на конец отчетного периода.

Сумма дивидендных выплат определяется на основе финансовых результатов деятельности по итогам года, но, как правило, составляет не менее 10% от чистой прибыли.

 

   Общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям в следующих случаях:

- до полной оплаты всего уставного капитала;

- до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены;

- если общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) на день принятия такого решения или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

- если стоимость чистых активов общества на день принятия такого решения меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения;

- в иных случаях.

 Как показывают приведенные в таблице данные, существуют определенные сходства дивидендной политики рассмотренных нефтяных компаний:

- направлена на увеличение капитализации компаний и рост дивидендов с соблюдением баланса интересов акционеров и предприятия;

- основана на определенных принципах;

- предполагает установление минимальной границы прибыли, направляемой на выплату дивидендов (от 10 до 35%).

В то же время, некоторые противоречия можно заметить в Положении о дивидендной политике ОАО «Газпром»: в одном из пунктов указывается, что на выплату дивидендов направляется только 10% чистой прибыли (тогда как до этого указаны границы от 17,5% до 35% чистой прибыли).

«Расчет размера дивидендов производится в следующей последовательности:

- часть чистой прибыли направляется на формирование резервного фонда соответствии с Уставом Общества; распределение чистой прибыли на формирование резервного фонда прекращается по достижении им размера, установленного Уставом Общества;

- часть чистой прибыли в размере 10% направляется на выплату дивидендов;

- часть чистой прибыли в размере до 75%, но не менее 40%, резервируется для использования на инвестиционные цели Общества;

- часть чистой прибыли, оставшаяся после отчислений, направляется поровну на выплату дивидендов и резервирование для использования на инвестиционные цели».

Рассмотрим, как нефтяные компании на практике реализуют дивидендную политику, для чего приведем данные о составе и структуре их акционерного капитала, рассчитаем некоторые относительные показатели (см. табл. 2).

Таблица 2

Состав и структура акционерного капитала нефтяных компаний

Показатель

ОАО

«Газпром» 

ОАО «НК «Роснефть»

ОАО «Сургутнефтегаз»

ОАО

«ЛУКОЙЛ»

Уставный капитал на 31.12.2010 г., тыс. руб.

118367564,50 

105981,78 

43427992,94

21264,08 

Число акций, шт.,

в том числе

- обыкновенных

- привилегированных

23 673 512 900

 

23 673 512 900

нет 

10 598 177 817

10 598 177 817

нет 

43 427 992 940 

 

35 725 994 705

7 701 998 235 

850 563 255

850 563 255

нет 

Номинальная стоимость акций, руб.

5 

0,01

1,00

0,025 

Доля государства в уставном капитале, %

50,002

75,16

нет

нет

Число членов Совета директоров, из них

держателей акций

11

 

4

9

 

4

9

 

7

11

4

Доля членов Совета директоров в уставном капитале, %

0,00890295

0,05355

0,385

2,307

 Большинство корпораций нефтегазовой отрасли осуществили в середине 2000-х гг. переход на единую акцию; привилегированные акции в обращении имеются только у ОАО «Сургутнефтегаз».

Из четырех крупнейших нефтяных компаний России две находятся под контролем государства. Наибольшая доля государственного участия в уставном капитале (75,16%) наблюдается у ОАО «НК «Роснефть».  Указанная доля принадлежит ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», которое находится в 100%-ной федеральной собственности. Прямая доля государства (в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом) в ОАО «НК «Роснефть» составляет всего 0,000000009%. Кроме этого, 9,53% акций компании принадлежит ООО «РН-Развитие», и здесь имеет место перекрестное владение акциями: 100%-ая доля в уставном капитале ООО «РН-Развитие» принадлежит ООО «РН-Трейд», участниками которого являются ОАО «НК «Роснефть» (99,9999%) и ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток» (0,0001%), на 100% принадлежащее ОАО «НК «Роснефть».

Таким образом, ОАО «НК «Роснефть» косвенно контролирует 100% уставного капитала ООО «РН-Развитие». Акции ОАО «НК «Роснефть», принадлежащие ООО «РН-Развитие», отражаются в консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Компании по ОПБУ США как казначейские. Также 12,67% акций – во владении ОАО Сбербанк России (тоже государственного). Следовательно, в совокупности доля прямого и косвенного участия государства в уставном капитале ОАО «НК «Роснефть» составляет 97,36%. 

Рассчитаем основные показатели, характеризующие дивидендную политику нефтяных компаний (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Показатели дивидендной политики нефтяных компаний в 2010 г. 

Показатель

ОАО

«Газпром» 

ОАО «НК

«Роснефть»

ОАО «Сургутнефтегаз»

ОАО

«ЛУКОЙЛ»

Чистая прибыль, млн. руб.

364577,26 

191915,58 

128391,7 

274225,31

Прибыль, направленная на выплату дивидендов, млн. руб.

91143,02

29251,0 

26951,4 

50183,23

Доля дивидендных выплат в чистой прибыли, %

25

15,2

20,99

18,3

Дивиденды, руб.

3,85

2,76

0,50*/1,18**

59

Капитализация, млрд. долл.

150,7 

76,4

41,4

48,7

Доля эмитента в общей капитализации ММВБ, %

15,8

8,0

4,3

5,1

Дивидендная доходность***, %

1,99

1,26

1,57*/7,53**

3,4

* По обыкновенным акциям.

** По привилегированным акциям.

*** Рассчитана  как отношение суммы дивиденда, выплаченного в отчетном году, к средневзвешенной рыночной цене акций эмитента на ММВБ.

 

 

 

Теоретически собственники фирмы могут распорядиться заработанной прибылью тремя способами :

1) полностью использовать на выплату дивидендов;

2) в полном объеме оставить прибыль реинвестированной;

3) часть прибыли использовать на выплату дивидендов, а оставшуюся часть оставить как источник финансирования.

Все рассмотренные нефтяные компании придерживаются третьего пути, т.е. ежегодно распределяют прибыль между потреблением (выплаты дивидендов) и накоплением (источник финансирования – нераспределенная прибыль).

Наибольшая доля дивидендных выплат в чистой прибыли по итогам 2010 г. имеет место у ОАО «Газпром» - 25%, наименьшая – у ОАО «НК «Роснефть» (15,2%).

Размер дивидендов в абсолютном выражении – показатель неинформативный, поэтому необходимо рассчитать относительную доходность акций: наибольший ее размер (7,53%) – по привилегированным акциям ОАО «Сургутнефтегаз». Данный факт является специфической особенностью нефтяной компании – несоразмерно высокий уровень дивидендной доходности по привилегированным акциям, сохраняется на протяжении всего периода существования компании (не характерный для зарубежных компаний).

По обыкновенным акциям максимальная доходность у ОАО

«ЛУКОЙЛ» - 3,4%. По остальным компаниям показатель колеблется от 1,26% до 1,99%.

Для проведения типологии дивидендной политики нефтяных компаний необходимо провести расчеты темпов роста дивидендов, чистой прибыли и сопоставить их (см. табл. 4). 

 

 

 

 

Таблица 4

Темпы роста чистой прибыли и дивидендов нефтяных компаний в 2006-2010 гг.

Компания

2006

2007

2008

2009

2010

Темпы роста чистой прибыли 

ОАО «Газпром»

1,69

1,05

0,48

3,61

0,58

ОАО «ЛУКОЙЛ»

1,16

1,27

0,96

0,77

1,28

ОАО «Сургутнефтегаз»

0,67

1,15

1,62

0,79

1,13

ОАО «НК «Роснефть»

3,76

0,76

0,87

1,47

0,92

Темпы роста дивидендов

ОАО «Газпром»

1,69

1,05

0,14

6,64

1,61

ОАО «ЛУКОЙЛ»

1,15

1,11

1,19

1,04

1,13

ОАО «Сургутнефтегаз»

0,66*/0,68**

1,13*/1,15**

1*/1,62**

0,75*/0,79**

1,11*/1,25**

ОАО «НК «Роснефть»

1,06

1,20

1,20

1,20

1,20

Соотношение темпов роста чистой прибыли и темпа роста дивидендов

ОАО «Газпром»

1

1

3,43

0,54

0,36

ОАО «ЛУКОЙЛ»

1

1,14

0,81

0,74

1,13

ОАО «Сургутнефтегаз»

Обыкновенные акции

Привилегированные акции

 

1

1

 

1

1

 

1,62

1

 

1,05

1

 

1

0,90

ОАО «НК «Роснефть»

3,55

0,63

0,73

1,23

0,77

* По обыкновенным акциям.

** По привилегированным акциям.

 На протяжении рассмотренного периода темпы роста чистой прибыли компаний характеризуются неравномерностью. Интересна динамика показателя в кризисный период: в 2009 г. положительный темп роста чистой прибыли сохранили только компании с преобладающим государственным участием: у ОАО «Газпром» она увеличилась относительно предыдущего периода на 261%, у ОАО «НК «Роснефть» – на 47%. Напротив, частные нефтяные компании имели снижение чистой прибыли: ОАО «ЛУКОЙЛ» – на 23%, ОАО «Сургутнефтегаз» – на 21%.

В то же время, результаты расчетов  свидетельствуют о том, что наименьшая волатильность чистой прибыли имеет место у ОАО «ЛУКОЙЛ» – здесь минимальное стандартное отклонение, т.е. разброс значений чистой прибыли относительно ее среднего значения за период 2005-2010 гг., далее следует ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть». ОАО «Газпром» имеет максимальное стандартное отклонение среди рассмотренных компаний, а, следовательно – максимальный риск изменения чистой прибыли. 

Основываясь на типологии дивидендной политики  и результатах расчетов, можно сделать следующие выводы о типе дивидендной политики рассмотренных компаний.

Для ОАО «Газпром» наиболее «тяжелым» стал 2008 г.: произошло значительное сокращение чистой прибыли – на 52%, тогда как дивиденды сократились на 86%.  Соответственно, в 2009 г. компании пришлось «компенсировать» низкий уровень дивидендов предыдущего года: при росте чистой прибыли на 261% дивидендные выплаты выросли сразу на 564%.

Ситуацию пришлось «исправлять» и в 2010 г.: при сокращении чистой прибыли на 42% дивиденды выросли на 61%. Дивидендная политика компании характеризуется непредсказуемостью дивидендных выплат в предстоящих периодах, при этом в 2009-10 гг., наблюдается отказ от инвестиционных вложений в пользу выплат акционерам, что позволяет отметить близость дивидендной политики к остаточному ее типу. Однако, если  как преимущество дивидендной политики остаточного типа отмечается удовлетворения потребностей в собственных финансовых ресурсах, то в ОАО «Газпром» мы имеем обратную ситуацию – когда компания отказывается от реинвестирования прибыли в пользу выплат акционерам. Данный факт можно объяснить преобладающей долей государства в уставном капитале компании.

ОАО «ЛУКОЙЛ» является единственной из рассматриваемых компаний, имеющей положительные темпы прироста дивидендных выплат (от 4% в 2009 г. до 19% в 2008 г.). И только в 2008 и 2009 гг. прирост чистой прибыли не превысил прироста дивидендов – на 19% и 26% соответственно, что свидетельствует об использовании компанией на выплату дивидендов нераспределенной прибыли прошлых лет в кризисный период. Данный факт позволяет охарактеризовать дивидендную политику компании как политику стабильного размера дивидендных выплат, предполагающую выплату неизменной их суммы с корректировкой, например, на темпы инфляции. Преимуществом этой политики является надежность, создающая у акционеров чувство уверенности в неизменности размера текущего дохода. Недостаток – слабая связь с финансовыми результатами.

ОАО «Сургутнефтегаз» преследует политику стабильного уровня дивидендов, которая предусматривает установление нормативного коэффициента распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую части (существенное превышение темпа роста чистой прибыли над темпом роста дивидендов наблюдается только в 2008 г. – на 62%). Преимуществом такой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. Основной недостаток – нестабильность размеров дивидендных выплат в связи с нестабильностью получаемой прибыли.

ОАО «НК «Роснефть» придерживается политики постоянного возрастания размера дивидендов, предполагающей, что темп роста дивидендов неизменен на протяжении продолжительного периода (2007-2010 гг. в твердо установленном проценте – 20%). Преимуществом подобной политики является надежность, которая создает у акционеров чувство уверенности в неизменности размера текущего дохода независимо от конъюнктуры внешней среды, а так же определяет стабильность котировок акций компании на фондовом рынке. Недостаток – слабая связь с финансовыми результатами, отсутствие гибкости, возрастание финансовой напряженности, недостаточное финансирование инвестиционной деятельности в периоды неблагоприятной конъюнктуры (только в 2006 г. и 2009 г. темп роста чистой прибыли превышал темп роста дивидендных выплат). Компании можно рекомендовать понизить темп роста дивидендов, чтобы минимизировать риск снижения (потери) финансовой устойчивости из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

Таким образом, применяемая в отечественных нефтяных компаниях дивидендная политика характеризуется большим разнообразием. Большинство компаний к настоящему моменту регламентировали принципы, порядок расчета, условия выплаты дивидендов, разработав и утвердив соответствующие Положения.

Проведенный сравнительный анализ показал, что все рассмотренные нефтяные компании ежегодно распределяют прибыль между потреблением (выплаты дивидендов) и накоплением (источник финансирования – нераспределенная прибыль). Наибольшая доля дивидендных выплат в чистой прибыли по итогам 2010 г. имеет место у ОАО «Газпром» - 25%, наименьшая – у ОАО «НК «Роснефть» (15,2%).

Наибольший размер дивидендной доходности акций (7,53%) наблюдается по привилегированным акциям ОАО «Сургутнефтегаз». По обыкновенным акциям максимальная доходность у ОАО «ЛУКОЙЛ» - 3,4%, по остальным компаниям показатель колеблется от 1,26% до 1,99%.

Темпы роста чистой прибыли компаний в 2006-2010 гг. характеризуются неравномерностью: в кризисный период положительный темп роста сохранили только компании с преобладающим государственным участием (ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть»).

Основываясь на проведенных расчетах соотношения темпа роста чистой прибыли и темпа роста дивидендов, можно сделать вывод, что все рассмотренные компании имеют разные типы дивидендной политики: у ОАО «Газпром» политика остаточного типа с отказом от инвестиционных вложений в пользу выплат акционерам, у ОАО «ЛУКОЙЛ» - политика стабильного размера дивидендных выплат, ОАО «Сургутнефтегаз» преследует политику стабильного уровня дивидендов, ОАО «НК «Роснефть» придерживается политики постоянного возрастания размера дивидендов


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этой работе был рассмотрен вопрос о том, какая часть прибыли компании должна выплачиваться акционерам в форме дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.

Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.

Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости).

Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы взяты из практики и подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.

Противовесом этим аргументам в пользу дивидендных выплат является более благоприятное налогообложение доходов от прироста капитала, однако трудностью рассмотрения вопроса о налогообложении является то, что решающим фактором будет налоговый статус отдельного акционера, который часто будет невозможно установить.

Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.

Чтобы объявить дивиденд, необходимо иметь достаточную текущую или нераспределенную прибыль для его покрытия, но для выплаты дивиденда необходимы наличные денежные средства. Следовательно, при принятии решения по дивидендной политике следует учитывать ликвидность, а также возможности по получению ссуды.

В периоды инфляции бухгалтерский учет по первоначальной стоимости завышает операционную прибыль компании. Выплата дивидендов из прибыли по первоначальной стоимости в такое время приведет к распределению части капитала компании.

Согласно закону дивиденды могут выплачиваться только из текущей или нераспределенной прибыли. Они не могут выплачиваться, если нет достаточной прибыли для их покрытия. Иногда могут устанавливаться законодательные ограничения на допустимый уровень повышения дивидендов. Соглашения на получение ссуды могут ограничивать или запрещать выплаты дивидендов на время срока их действия.

Если нераспределенная прибыль уменьшается из-за высокого уровня дивидендных выплат, то может возникнуть необходимость в последующем получении дополнительного собственного капитала. Это может привести к размыванию контроля над компанией со стороны акционеров.

Опыт показал, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками. Дивиденды могут выплачиваться в форме дополнительных акций, а не денежных средств, особенно когда имеются проблемы с ликвидностью. Дробление акций также называемое льготными выпусками – это то же самое, что и выплата дивидендов акциями, но обычно оно производится в дополнение к выплате дивидендов в денежной форме.

Спрос в силу большей доступности акций для инвесторов возрастает. Важно в этом процессе правильно определить размеры дробления. Доходы на общее число акций после дробления не должны уменьшить доходы акционеров до дробления акций, а более желательно, чтобы произошло некоторое увеличение доходов акционеров. Дробление акций применяется с целью поддержания цены акций.

В любом случае, дивидендная политика акционерного общества – это активный способ воздействия на курсовую стоимость акций. Поэтому модель дивидендной политики необходимо строить с привязкой к курсу акций, стоимости предприятий.

 

 

 

 


41

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.          Об акционерных обществах: Федеральный закон РФ 208-ФЗ. от 26.12.95г. // Консультант Плюс.

2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Бланк И.А. Управление активами. – К.: «Ника-Центр», 2007.

5. Бригхэм Ф., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. СПб.: Экон. шк., 2007.

6. Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. -М.: Экономика, 2008г.

7.      Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006.

8. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. – М.: Финансы и статистика, 2007.

9. Колчина К.В., "Финансы предприятия", М: Юнити, 2-ое издание, 2007г.

10. Литвин М.И. Управление оборотными средствами предприятия в рыночной экономике. - Липецк: 2006.

11. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная политика предприятия: Учебное пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. - М.: Вузовский учебник, 2007г.

12. Мелкумов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. М.: ИНФРА-М, 2006.

13. Нешитой А.С. Инвестиции. Учебник. Издательство: «Дашков и Кo». 2007. – 372с.

14. Овсейчук М.Ф. Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. –М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2007.

15. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: Расчет и риск. М.: ИНФРА-М, 2006.

16. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 6-е изд. – М.: Изд-во «Перспектива», 2006. с.

17. Шабалин Е.М., Кричевский Н.А., Карп М.О. Как избежать банкротства? М: ИНФРА-М, 2006.

18. Шарп У., Александр Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2007. – XII, 1028 c.

19. Шевчук Д.И. Корпоративные финансы. Учебное пособие. Издательство: «ГроссМедиа». 2008. – 143 с.

20. Юджин Бригхейм, Луис Гапенски. Финансовый менеджмент: Полный курс. – СПб.: Экономическая школа, 2008.

21. Размещено на Allbest.ru

 

Прочие источники:

1.      Информационная база Консультант Плюс: Высшая школа / Учебное пособие (выпуск №7)

2.      www.consultant.ru

3.      http://www.vniismi.ru

 

 

 

Информация о работе Дивидендная политика