Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:42, курсовая работа
Финансовая политика акционерных обществ весьма сложна в силу сложности структуры собственности и финансовой системы. Существует несколько путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов акционерных обществ:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики 5
1.1 Сущность и теория дивидендной политики 5
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику. Нормативное регулирование 15
1.3 Методические подходы к разработке дивидендной политики 19
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «Сбербанк России» 20
2.1 Дивидендная политика ОАО «Сбербанк России» 20
2.2 Структура акционерного капитала ОАО «Сбербанк России» 22
2.2 История дивидендных выплат ОАО «Сбербанк России» 26
Глава 3. Рекомендации по оптимизации дивидендной политики ОАО «Сбербанк России» 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
«Теория соответствия
дивидендной политики составу акционеров» утверждает
Рассмотренные теории взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
1) максимизации совокупного достояния акционеров;
2) достаточного финансирования
текущей и инвестиционной
Применение описанных выше теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики "консервативный",
"умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (таблица 1).
Таблица 1. Основные типы дивидендной политики акционерного общества
Определяющий подход к формированию дивидендной политики |
Варианты используемых типов дивидендной политики |
I. Консервативный подход |
1 . Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат |
II. Умеренный (компромиссный) подход |
3. Политика минимального
стабильного размера |
III. Агрессивный подход |
4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов |
1. Остаточная политика
дивидендных выплат
2. Политика стабильного
размера дивидендных выплат
3. Политика минимального
стабильного размера
4. Политика стабильного
уровня дивидендов
5. Политика постоянного
возрастания размера дивидендов
(осуществляемая под девизом -
"никогда не снижай годовой
дивиденд") предусматривает стабильное
возрастание уровня
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику. Нормативное регулирование.
В любой стране имеются
определенные нормативные документы,
в той или иной степени, регулирующие
различные стороны
1. Ограничения правового характера.
В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход, который являются составляющей частью добавочного капитала.
В России дивидендная политика акционерными обществами должна строиться в соответствии с законодательством, в частности основным регулятивом является Федеральный закон «Об акционерных обществах». В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении компании после выплаты налогов, отчислений, обязательных платежей.
Ограничения на выплату, предусмотренные российским законодательством:
(а) Общество не вправе
принимать решение (объявлять)
о выплате дивидендов по
- до полной оплаты всего уставного капитала общества;
- до выкупа всех акций,
которые должны быть выкуплены
в соответствии со статьей
76 Федерального закона «Об
- если на день принятия
такого решения общество
- если на день принятия
такого решения стоимость
- в иных случаях,
(б) Общество не вправе
принимать решение (объявлять)
о выплате дивидендов по
(в) Общество не вправе
принимать решение (объявлять)
о выплате дивидендов по
(г) Общество не вправе
выплачивать объявленные
- если на день выплаты
общество отвечает признакам
несостоятельности (
- если на день выплаты
стоимость чистых активов
- в иных случаях,
По прекращении вышеуказанных обстоятельств общество обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды.
2. Ограничения контрактного характера
Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда коммерческая организация хочет получить долгосрочную ссуду. Для того чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет.
3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у компании есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически коммерческая организация может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, коммерческая организация может быть прибыльной, но не готовой к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств.
4. Ограничения в связи с расширением производства
Многие компании, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников для целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения
дополнительных
5. Ограничения в связи с интересами акционеров
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, Совет директоров компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.