Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:16, курсовая работа
Устойчивому финансовому положению предприятия во многом способствует предварительная работа по планированию всех его доходов и направлений расходования средств. Жизнь по средствам - это один из главных принципов рациональной организации финансов на предприятии. В зависимости от целей и задач разрабатываются и составляются финансовые планы разнообразного назначения и содержания.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Понятие дивидендной политики……………………………………………. 5
1.1. Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики…………………………………………………………………………..5
1.2. Результирующий эффект дивидендной политики………………………6
1.3. Виды дивидендной политики……………………………………………..7
2. Анализ предприятия и особенностей дивидентной политики…………….16
2.1. Общая характеристика организации…………………………………… 16
2.2. Анализ финансовой деятельности организации………………………. 18
2.3 Анализ дивидендной политики организации…………………………... 25
3. Проблемы дробления и консолидация акций в России…………………….28
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованной литературы………………………………………….. 33
Реинвестирование прибыли
– более приемлемая и относительно
дешёвая форма финансирования, что
является одной из причин её широкого
распространения. В этом случае количество
акционеров практически не меняется,
это позволяет сохранить
Ограничения в связи с инвестиционными возможностями
Интерес любого акционера – это увеличение собственного капитала. Поэтому если возможность участвовать в инвестиционном проекте с более высоким уровнем дохода, чем та, что обеспечивается данной компанией, её акционеры могут продать свои акции. Следует учитывать, что для крупных акционеров важнее прирост капитализации компании.
При возникновении потребности в дополнительном акционерном капитале, компания, выплачивающая высокие дивиденды, рискует снизить существующий уровень контроля акционеров за компанией. С другой стороны, при низких дивидендных выплатах структура капитала может стать неэффективной, и компания будет уязвимой с точки зрения возможности её поглощения, что приведет к потере контроля со стороны акционеров.
Ограничения информационного («сигнального») характера
В условиях рынка информация
о дивидендной политики компании
тщательно отслеживается
Практика показала, что акции компаний, имеющих стабильные потоки дивидендов, как правило, котируются на рынке выше, чем предприятий с высокими, но нерегулярно начисляемыми дивидендами.
Дивидендная политика ОАО «Агроном» разработана для предоставления акционерам максимальной ясности относительно стратегии предприятия по распределению и использованию чистой прибыли.
В целях настоящей политики дивидендами считается часть чистой прибыли предприятия, распределяемая среди акционеров пропорционально числу имеющихся у них акций.
Дивидендная политика направлена на увеличение фундаментальной стоимости Компании при ежегодной выплате дивидендов, исходя из размера прибыли и объема средств, необходимых для дальнейшего его развития. Целью дивидендной политики является обеспечение устойчивых дивидендных выплат акционера.
Настоящая Дивидендная политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и его внутренними документами.
Совет директоров ОАО «Агроном» будет руководствоваться положениями настоящей Дивидендной политики при разработке рекомендаций по выплате дивидендов.
Предприятие выплачивает дивиденды при условии:
Дивиденды акционерам предприятия выплачиваются из чистой прибыли, определенной на основе бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Размер рекомендуемого дивиденда в расчете на одну акцию определяется исходя из величины средств, направляемых на дивидендные выплаты на конец отчетного периода, и количества акций.
Право на получение дивидендов
имеют все акционеры, включенные
в список лиц, имеющих право участвовать
в общем собрании акционеров, на
котором принимается решение
о выплате соответствующих
Дивиденды выплачиваются акционерам денежными средствами в объявленном размере в течение 90 дней с даты принятия решения о выплате дивидендов.
Реализуемая Компанией Дивидендная политика не должна препятствовать развитию производственной и инвестиционной деятельности ОАО «Агроном».
Часть чистой прибыли, оставшаяся
после распределения
Часть нарабатываемой предприятием ОАО «Агроном» чистой прибыли поглощается дивидендами, другая часть «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается в форме дивидендов.
Так, к примеру, в 2012 году, если прибыль после уплаты налога равна 41965 тыс. руб., а сумма дивидендов – 27277, то НР равна 65% или 0,65. Такая высокая норма распределения указывает на агрессивный тип дивидендной политики.
Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 65%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 65%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 65%-ные дивиденды; когда же компания решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой РПС распределения и процентом увеличения собственных средств, т.е. внутренними темпами роста (ВТР).
Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной политики компании на примере ОАО «Агроном».
Выручка предприятия составляет 102072 тыс. руб., НРЭИ достигает 49857 тыс. руб. Средний размер процентов за кредит (ПК), уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала – 15%. Ставка налогообложения прибыли составляет 0,2.
Распределяется на дивиденды 65% чистой прибыли (НР = 0,65).
Рассчитаем ключевые показатели:
Экономическая рентабельность равна:
Эр = НРЭИ / Актив * 100= 49857 / 175413 = 28,4%
К-т трансформации = Выручка / Актив = 102072 / 175413 = 0,58
ЭФР=(1-СтН)*(Ра-РСП)*ЗС/СС=(1–
РСС = (1-СтН)*Ра+ЭФР = 0,8*(28,4)+1,5 = 24,2
ВТР = РСС*(1-НР) = 24,2*(1–0,65) = 8,5%
Таким образом, компания при внутренних темпах роста 8,5% имеет возможность увеличить собственные средства с 154018 тыс. руб. до 167078,1 тыс. руб. Но тогда, не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами, можно довести задолженность до 23209,2 тыс. руб.
Значит, не меняя структуры пассива, можно увеличить его объем до 190287,3 тыс. руб. (167078,1 тыс. руб. + 23209,2 тыс. руб.). Это плюс 8,5% по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 8,5% и составит 190287,3 тыс. руб. То есть, сколько процентов насчитаем внутренних темпов роста – на столько процентов можем увеличить и актив.
Поэтому, при неизменной структуре пассива внутренние темпы роста применимы к возрастанию актива.
Далее, если коэффициент трансформации, равный 0,58, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 190287,3 тыс. руб. принесет 110727,3 тыс. руб. выручки. Опять плюс 8,5%.
Поэтому, при неизменной
структуре пассива и неизменном
коэффициенте трансформации внутренние
темпы роста применимы к
Сделанные выводы открывают
прямой и короткий путь к овладению
одним из главных методов финансового
прогнозирования – методом
Итак, компания ставит цель: добиться 33%-ного приращения оборота. Что для этого необходимо, и какой может оказаться норма распределения?
Уже подсчитано, что без структурных изменений, «своим ходом» обеспечивается рост оборота на 8,5%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 122486,4 тыс. руб. Под него при коэффициенте трансформации, равном 0,58, надо 211183,4 тыс. руб. актива (у нас пока 190287,3 тыс. руб.) и столько же пассив.
Попробуем компромиссный вариант: чтобы поддержать на прежнем уровне соотношение заемных и собственных средств, увеличим собственные средства на 10448,05 тыс. руб. и одновременно заимствуем 10448,05 тыс. руб.
Тогда ЗС: СС = (167078,1 тыс. руб. + 10448,05 тыс. руб.): (23209,2 тыс. руб. + 10448,05 тыс. руб.) = 0,14. Система не разбалансируется, можно оставлять прежнюю норму распределения. Но это, конечно, упрощенное решение. Зачастую не только можно, но и должно произвести структурные изменения:
При таких условиях компания получит рентабельность собственных средств на уровне 34,2%, а ВТР на уровне 20,2%:
РСС = (1-СтН)* ЭР + ЭФР;
РСС = 0,8*(56,9% · 0,69) + 0,8*(39,4% – 15%)*0,14 = 34,2%;
ВТР = РСС (1 – НР) = 34,2% · 0,8 = 20,2%.
Цель достигнута: внутренние
темпы роста и процент
Чем большая часть чистой
прибыли выплачивается
Но, ожидания инвесторов тоже надо оправдывать. Не получая достаточной прибыльности на вложения, инвесторы начинают скидывать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом.
Поэтому на 2013 г. мы выбрали компромиссный вариант при разработке дивидендной политике. В дальнейшем же ОАО «Агроном» должно избрать консервативный тип дивидендной политики основанный на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются только после выплат по инвестиционной деятельности и после оплаты кредита и прочих расходов (в т.ч. представительских).
В заключение хотелось бы отметить, что, изучив и проанализировав методы выбора дивидендной политики, мы пришли к следующему выводу:
Сущность дивидендной
политики заключается в выборе оптимального
соотношения между долей
Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
Существует две точки
зрения на значение дивидендной политики
для общей оценки фирмы и задачи
максимизации богатства акционеров:
одна состоит в том, что дивиденды
не играют роли при общей оценке
фирмы (теория отсутствия значимости),
а другая утверждает, что дивиденды
имеют большое значение для оценки фирмы (теория
Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.
Если дивидендная политика
является чисто финансовым решением,
то количество привлекательных инвестиционных
проектов, доступных для фирмы, будет
определять уровень выплат. Если внутри
фирмы имеются хорошие