Дивидентная политика предприятия РЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данного исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».

Файлы: 1 файл

1.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

Одновременно в несколько  раз снижается доля затрат на научные  разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.

В течение 2006 г. был выполнен внутренний аудит НИОКР предыдущих периодов. В результате предложено к списанию работ на общую сумму 283 млн. руб., включая НИОКР МПС  СССР. Предложено к реализации предприятиями  машиностроительного комплекса работ на сумму 484 млн. руб. В настоящее время Департамент технической политики ведет юридическое оформление этих сделок.

На научно-технических  советах были детально изучены работы, финансирование которых в 2007 г. будет  приостановлено по причине отсутствия доказательной базы целесообразности их применения в компании и низкой экономической эффективности при внедрении.

Особенностью инновационного плана 2007 г. является разработка бизнес-планов и начало реализации двух комплексных  научных проектов. Такой подход позволит наиболее рационально использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы компании. Первый комплексный научный проект (КНП) направлен на оптимизацию управления перевозочным процессом на основе экономических критериев с одновременной реализацией второго КНП по созданию современных систем управления движением поездов и обеспечения безопасности движения, которые являются низовым уровнем информатизации, позволяющим работать системам в реальном масштабе времени. Суммарный экономический эффект от реализации проектов по оценкам бизнес-плана к 2009 г. составит более 2,7 млрд. руб.

Функционалом реализации комплексных  научных проектов является коренное изменение технологий, направленное на оптимизацию эксплуатационной работы при безусловном обеспечении  безопасности движения. Создаваемые АСУ должны быть не самостоятельными продуктами с отсутствием гарантированного эффекта от их использования, а инструментом для достижения этой важной технологической цели.

Руководствуясь именно этим подходом, в рамках КНП-1 начаты работы по созданию и внедрению информационно-управляющей системы обеспечения управления локомотивными парками на сети дорог. В качестве полигона реализации пилотного проекта определен участок Рыбное - Челябинск-Главный. Проведенный анализ показывает, что внедрение такой информационно-управляющей системы на данном полигоне позволит за счет оптимизации использования локомотивов сократить потребный парк на 61 машину в сутки, то есть практически снизить его на 10%. Без преувеличения можно сказать, что реализация пилотного проекта станет первым шагом к созданию интеллектуальной системы управления, которая коренным образом изменит технологию управления локомотивным парком на сети железных дорог.

С учетом требований закона «О техническом регулировании» и  начала третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта в инновационном плане 2007 г. выделен блок, связанный с разработкой и утверждением установленным порядком соответствующей нормативно-технической документации. На 2007 г. утверждена программа, предусматривающая разработку и пересмотр 595 единиц различной нормативно-технической документации с объемом финансирования 430 млн. руб.

Одной из ключевых задач  инновационного менеджмента в 2006 г. стало юридическое оформление прав и вовлечение в хозяйственный  оборот объектов интеллектуальной собственности, что крайне важно для компании. Только на программные продукты и базы данных в 2006 г. получено 138 свидетельств. Всего по итогам года получено более 400 охранных документов.

Аналогичные задачи поставлены и на следующий год. К примеру, впервые в России будет запатентован крупный совместный с компанией Siemens проект - высокоскоростной электропоезд RUS 250/330. Начиная с 2007 г. начнется выплата роэлти за использование разработок МПС и ОАО «РЖД» Выксунским металлургическим комбинатом и Уралвагонзаводом. Одновременно активизируется работа по повышению капитализации компании за счет поставки на баланс нематериальных активов. Динамика капитализации представлена на рис. 2.5. Мероприятия по защите интеллектуальной собственности также включены в инвестиционную программу 2007 г. с объемом финансирования в размере 305 млн. руб. Для более успешной реализации стратегии компании в области защиты интеллектуальной собственности подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Рис. 2.5 – Динамика роста  нематериальных активов ОАО «РЖД»

 

Особое место в планах компании занимают прорывные технологии, направленные на внедрение на железнодорожном транспорте передовых достижений научно-технического прогресса. К ним, к примеру, можно прежде всего отнести проект создания газотурбинного локомотива на сжиженном природном газе мощностью 8300 МВт. В настоящее время завершаются стендовые испытания силовой установки, намечается начать опытную эксплуатацию первого в мире газотурбовоза такой мощности на природном газе.

С точки зрения эффективного использования новейших разработок плодотворным оказалось и сотрудничество специалистов компании и машиностроителей при проектировании нового российского электровоза постоянного тока 2ЭС6К. Практически он был создан на Уральском заводе железнодорожного машиностроения за полтора года.

Совместно с Воронежским авиастроительным объединением спроектирован и построен новый грузовой вагон из экструдированного алюминиевого профиля производства компании СУАЛ-Холдинг. Вагон успешно прошел все виды испытаний, включая динамико-прочностные, на экспериментальном кольце в Щербинке и на скоростном полигоне Белореченская-Майкоп. В 2007 г. начались его эксплуатационные ресурсные испытания с целью определения долговечности выбранной конструкции. Грузоподъемность вагона 82 т. Накопленный опыт планируется использовать при проектировании пассажирских вагонов с кузовом из алюминиевого профиля.

В инновационной стратегии  компании на 2007 г. выделено отдельное  направление, связанное с комплексным  подходом к созданию Корпоративной  интегрированной системы управления качеством в ОАО «РЖД», гармонизированной с принятой Правлением компании «Функциональной стратегией управления качеством».

В 2007 г. будет продолжено и расширено научно-техническое  сотрудничество ОАО «РЖД» с ведущими российскими и зарубежными научными учреждениями и компаниями. Среди интересных совместных работ безусловно следует выделить сотрудничество со специалистами железных дорог Южной Кореи, в результате которого, к примеру, были сняты все вопросы по якобы присутствующим сверхнормативным вибрациям, нарушающим целостность электронных изделий при перевозке в контейнерах по Транссибу.

Большой эффект должны дать работы в области взаимодействия пути и подвижного состава, проводимые совместно с железными дорогами Финляндии. Обеспечить качественно  новый уровень контроля состояния инфраструктуры, выйти на международный рынок оказания информационных услуг позволят совместные с компанией Финмеканика работы по созданию системы мониторинга объектов инфраструктуры на базе спутниковых радиолокационных технологий. Это разработка европейского уровня, и уже сейчас к ней проявляют интерес различные структуры, в том числе государственные. Сотрудничество в этой области поддержано также Главным картографическим управлением Министерства обороны России.

В рамках заключенного в 2006 г. соглашения о сотрудничестве начаты работы с институтами Российской академии наук.

Таким образом, основными  особенностями плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2007 г. являются отбор работ по критериям технологической  целесообразности и экономической эффективности. Обязательным условием их выполнения названа постановка на баланс итогов как нематериальных активов, повышающих капитализацию компании. Серьезно увеличена доля средств на разработки, направленные на повышение производительности труда и совершенствование технологических процессов, оптимизацию перевозок, переработку нормативной документации. Впервые за последние годы конечные результаты выполненных работ будут оцениваться с точки зрения соответствия целям и задачам Стратегической программы развития ОАО «РЖД».

В России нет единой дивидендной  политики для госкомпаний — их размер дивидендов определяется индивидуально, что зачастую приводит к баталиям между менеджерами и чиновниками. Правда, Росимущество, которое управляет  долями государства в большинстве компаний, в прошлом году ввело единое правило: на обыкновенные акции госкомпании должны были направить не менее 10% от чистой прибыли, при этом сумма дивидендов не должна быть ниже прошлогодних. Почти все крупные компании выполнили эти требования. Исключение составила "Транснефть", которая сократила выплаты в пять раз. Менеджеры монополии спорили с чиновниками до ноября и в итоге добились своего.

Но аппетиты Росимущества растут. Росимущество разослало госкомпаниям письма с рекомендацией направлять акционерам не меньше 20% чистой прибыли. Требование не снижать сумму дивидендов по сравнению с прошлым годом сохранилось. 20% — это минимальная планка для цивилизованных отношений между менеджментом и акционерами компаний, — говорит руководство Росимущества и отмечает, что в некоторых зарубежных компаниях дивиденды доходят до 90% от чистой прибыли и российские частные компании платят больше государственных. Новое правило, по мнению Росимущества, должно улучшить корпоративную культуру госкомпаний и состояние рынка акций.

Задачами дивидендной  политики ОАО «РЖД» является оптимальное  сочетание интересов всех акционеров и ОАО «РЖД» при взаимном соблюдении прав всех заинтересованных сторон, а  также необходимость повышения  ликвидности, капитализации и инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД».

В целях планирования уровня дивидендов ОАО «РЖД» и  величины необходимой валовой выручки  Основного Общества (ОАО «ДЭК») планы  по величине дивидендов включаются в  проект бизнес-плана ОАО «РЖД», утверждаемому  в соответствии с Положением о бизнес-планировании.

Условиями принятия решения (объявления) о выплате дивидендов и условиями выплаты объявленных  дивидендов по акциям являются:

·  Наличие у ОАО «РЖД» чистой прибыли за первый квартал, полугодие, девять месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года.

·  Отсутствие в Обществе ситуаций, предусмотренных ст. 43 Федерального закона "Об акционерных обществах" и Уставом ОАО «РЖД», когда вступают в действия ограничения на принятие решения (объявление) о выплате дивидендов и выплату объявленных дивидендов по акциям.

·  Соблюдение интересов акционеров.

·  Поддержание требуемого уровня финансового и материально-технического состояния ОАО «РЖД», обеспечение перспектив развития компаний;

·  При выплате дивидендов по акциям ОАО «РЖД» предусматривается обеспечение роста капитализации компаний и увеличение размера дивидендов, исходя из размера полученной чистой прибыли за год и потребностей развития производственной и инвестиционной деятельности ОАО «РЖД».

В соответствии со статьей 43 ФЗ «Об акционерных обществах» существуют ограничения на выплату (объявление) дивидендов.

ОАО «РЖД» не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов:

по всем акциям:

– до полной оплаты уставного  капитала;

– до выкупа всех акций  по требованию акционеров;

– если на день принятия решения ОАО «РЖД» отвечает признакам  банкротства или эти признаки появятся в результате выплаты дивидендов;

– если на день принятия решения стоимость чистых активов  ОАО «РЖД» меньше суммы уставного  капитала, резервного фонда и превышения уставной ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номиналом, либо станет меньше их размера в результате принятия решения;

ОАО «РЖД» не вправе выплачивать объявленные  дивиденды до прекращения следующих  обстоятельств:

– на день выплаты ОАО «РЖД» отвечает признакам банкротства или эти признаки появятся в результате выплаты дивидендов;

– стоимость чистых активов  меньше суммы уставного капитала, резервного фонда и превышения уставной ликвидационной стоимости размещенных  привилегированных акций над номиналом, либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов

– в иных случаях, предусмотренных  федеральными законами.

Возможность выплаты  дивидендов по акциям ОАО «РЖД» рассматривается  Советом директоров ОАО «РЖД»  исходя из полученных финансовых результатов деятельности ОАО «РЖД».

Источником выплаты  дивидендов Общества является чистая прибыль, рассчитанная в порядке, установленном  действующим законодательством  для целей бухгалтерского учета  по РСБУ.

Совет директоров ОАО «РЖД» определяет для ОАО «РЖД» направления распределения прибыли, долю прибыли, рекомендуемую на дивидендные выплаты и на формирование резервного фонда. Резервный фонд создается в соответствии с требованиями законодательства по формированию Резервного фонда (РФ). Если резервный фонд ОАО «РЖД» сформирован не полностью, то определяется величина обязательных отчислений из чистой прибыли для его формирования (ОтчРФ). Согласно ст.35 п.1 ФЗ «Об акционерных обществах» размер ежегодных отчислений в резервный фонд предусматривается уставом Общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения резервным фондом размера, установленного уставом Общества (не менее 5 % от размера УК).

Окончательное решение  о выплате (объявлении) дивидендов, принимается Общим собранием акционеров ОАО «РЖД», функции которого выполняет Совет директоров ОАО «ДЭК», по рекомендации Совета директоров ОАО «РЖД»

Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом директоров ОАО «РЖД».

«Совет директоров ОАО  «ДЭК» предварительно определяет позицию по размеру дивиденда ОАО «РЖД» и выдает поручение на голосование своим представителям в Совете директоров ОАО «РЖД» по этому вопросу».

Информация о работе Дивидентная политика предприятия РЖД