Дивидентная политика предприятия РЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данного исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».

Файлы: 1 файл

1.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, статьи данных затрат постоянны, как процент от выручки. При этом коммерческие и  управленческие расходы в продажах обозначаются SG&A_SALES, тогда операционная прибыль в продажах будет равна 1-COS_SALES-SG&A_SALES и обозначается как ebit.

Прогноз износа и амортизации

Статьи «Износ» и  «Амортизация» (Depreciation & Amortization) моделируются отдельно, а не как процент от продаж (хотя в каких-то случаях могут  браться и как процент от продаж), и будут зависеть от ставки амортизации  приобретаемых долгосрочных активов. Амортизация рассчитывается как процент (равный ставке амортизации за год) от находящихся на балансе основных средств за год (из среднего уровня). Можно более точно прогнозировать амортизацию в разбивке по различным средствам в зависимости от сроков и методов амортизации, но, как правило, в агрегированном прогнозе берется средняя ставка амортизации и средний баланс основных средств по первоначальной стоимости для прогноза амортизации. Точность прогноза при этом сохраняется, так как индивидуальные отклонения погашаются.

Прогноз процентных расходов

Статья затрат по процентам  также моделируется отдельно, а не как процент от продаж (хотя в  каких-то случаях может браться  и процент от продаж; более подробно об этом мы расскажем в отдельной статье), так как зависит и от финансового решения (уровня привлекаемого долга). Процентные расходы рассчитываются как процентная ставка по кредитам r (D), умноженная на среднюю задолженность по кредитам за период.

Прогноз налогов

Налоги можно прогнозировать на основе прогноза налогооблагаемой базы, для внешних аналитиков это представляется довольно сложной задачей. Поэтому прогноз делается исходя из исторической эффективной ставки налогообложения и прогнозной прибыли до налогообложения. В случае отсутствия истории или надежного расчета эффективной налоговой ставки берется официальная ставка налогообложения прибыли компании.

Прогноз дивидендов

Как правило, любая компания имеет разработанную дивидендную  политику. Прогноз дивидендов строится в соответствии с утвержденной дивидендной политикой компании: как правило, как процент от чистой прибыли p (pay-our ratio).

На основании вышеизложенной методики составим прогноз основных показателей финансовой деятельности ОАО «РЖД» и определим оптимальный  размер выплачиваемых дивидендов на основе существующей дивидендной политики.

 

Таблица 3.1 Определение  оптимального размера дивиденда

Наименование показателей

Значения показателей, млрд.рублей

2006 г. факт

2007 г. прогноз

2007 г. факт

2008 г. прогноз

2009 г. прогноз

2010 г. прогноз

I квартал

II квартал

1

2

3

4

5

6

7

8

ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

             

Грузооборот, млрд. ткм

2148

2266,1

555,9

580,4

2400,6

2533,8

2656,5

Пассажирооборот, млрд. пасс.-км

177,8

178,5

32,3

51,3

179,6

180,7

181

ПРИБЫЛИ И УБЫТКИ

             

Доходы от основной деятельности

848,9

957,7

225,9

243,3

1075,5

1194,1

1322,8

Доходы от перевозок  в т.ч.

772

877,1

207

220,6

986,6

1092,2

1205,7

доходы от грузовых перевозок

658

748,8

183,3

188,6

840,7

927,3

1021,1

доходы от пассажирских перевозок

114

128,3

23,7

32

145,9

164,9

186,4

Доходы от прочих видов  деятельности

76,9

80,6

18,9

22,7

88,9

101,9

117,1

Расходы по основной деятельности

778,1

895,2

188,9

223,4

996,9

1107,1

1252,7

Расходы по перевозкам, в  т.ч.

709,8

822,7

173

203,3

918,8

1018,1

1151

расходы по грузовым перевозкам

552,7

638,8

135,6

160,3

716,3

791,7

894

расходы по пассажирским перевозкам

157,1

183,9

37,4

43

202,5

226,4

257

Расходы по прочим видам  деятельности

68,3

72,5

15,9

20,1

78,1

89

101,7

Прибыль (убыток) от продаж

70,8

62,5

37

19,9

18,6

87

70,1

Прибыль от перевозок  – всего в т.ч.

62,2

54,4

34

17,3

67,8

74,1

54,7

прибыль от грузовых перевозок

105,3

110

47,7

28,3

124,4

135,6

127,1

прибыль (убыток) от пассажирских перевозок

-43,1

-55,6

-13,7

-11

-56,6

-61,5

-72,4

Прибыль от ПВД

8,6

8,1

3

2,6

10,8

12,9

15,4

Чистая прибыль

26,4

76

20,6

4,7

23

33,2

51,2

Расходы по инвестиционной деятельности, всего (без НДС)

172,4

235

32

82,6

356,4

392,6

400

Дивидендные выплаты  согласно дивидендной политике

10%

10%

   

10%

10%

10%

Оптимальный размер дивиденда

17,24

23,5

 

8,26

35,64

39,26

40


3.2 Основные направления  по формированию дивидендной  политики ОАО «РЖД»

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. В идеале, на предприятии должна существовать определенная политика распределения прибыли, определяющая направления использования ее в соответствии с целями и задачами предприятия.

Пропорции распределения  прибыли определяют темпы реализации стратегии предприятия, являются основным инструментом воздействия на рост его рыночной стоимости, важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности. Одновременно распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия, обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

Основу распределения  прибыли составляет дивидендная  политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач управления предприятием: необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Поэтому основной целью  политики распределения прибыли, с  учетом обеспечения стратегии предприятия, является оптимизация пропорций  между капитализируемой и потребляемой ее частями.

В практике управления были выработаны следующие принципы осуществления этой задачи.

Приоритетность учета  интересов и менталитета собственников  предприятия. Менталитет собственников  может быть направлен на получение  высокого текущего дохода или на обеспечение  высоких темпов прироста инвестиционного  капитала. И часто именно он определяет главную пропорцию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой частями. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать. Эта пропорция может меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях "распыления собственности" (например, в крупных акционерных компаниях с большим количеством акционеров).

Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы (в первую очередь акционеры) должны быть заранее извещены об этом.

Оценка эффективности  разработанной политики распределения  прибыли. Такая оценка проводится с  использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации  прибыли; коэффициента дивидендных  выплат (или выплат прибыли собственникам), коэффициента участия персонала в прибыли и других.

Специфика задач, стоящих  перед каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий  их хозяйственной деятельности не позволяют  выработать единую модель распределения  прибыли, которая носила бы универсальный характер. Поэтому основу механизма распределения прибыли конкретного предприятия составляет анализ и учет в процессе этого распределения отдельных факторов, которые увязывают этот процесс с текущей и предстоящей хозяйственной деятельностью данного предприятия.

Факторы, влияющие на пропорции  и эффективность распределения  прибыли, весьма разнообразны; различна и степень интенсивности их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту капитализируемой части прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части.

По характеру возникновения  все факторы, влияющие на распределение  прибыли, можно разделить на две  основные группы:

а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия);

б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности предприятия).

Внешние факторы рассматриваются  как своего рода ограничительные  условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся: правовые ограничения, налоговая система, среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал, альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов, конъюнктура товарного рынка, "прозрачность" фондового рынка и темп инфляции.

Законодательные нормы  определяют общие финансовые и процедурные  вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд) и другие условия.

Конкретные ставки отдельных  налогов и система налоговых  льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использования прибыли.

Характер среднерыночной нормы прибыли на инвестированный капитал формирует эффективность пропорций потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, а соответственно и к повышению доли капитализируемой части прибыли.

Если предприятие имеет возможность привлекать ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость собственного капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.

Фактор инфляции генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников  к росту текущих выплат. Однако, если предприятие выпускает инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно опережать темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала (в форме основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей и т.п.), то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь.

В период подъема конъюнктуры  рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, эффективность капитализации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

Внутренние факторы  оказывают решающее воздействие  на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать  их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного  предприятия. К числу важнейших  из этих факторов относятся: уже упоминавшийся менталитет собственников предприятия, рентабельность деятельности, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов, альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов, стадия жизненного цикла предприятия, риски осуществляемых операций и видов деятельности, уровень текущей платежеспособности предприятия.

Так, при низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности (а соответственно и меньшей сумме  распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена.

Если в портфеле предприятия  имеются готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно  превышает средневзвешенную стоимость  капитала, и такие проекты, могут  быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях) должна существенно возрасти. Ряд ранее начатых инвестиционных проектов могут требовать ускоренного завершения в условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка и т.п. При недостатке инвестиционных ресурсов для завершения их реализации следует отказаться от высокого уровня потребления прибыли в пользу ее капитализации.

Если потребность в  инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования, то возможности использования прибыли на цели потребления существенно расширяются. И наоборот - если прибыль является основным внутренним источником финансовых ресурсов предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к внешним источникам финансирования).

На ранних стадиях  своего жизненного цикла предприятия  вынуждены больше средств инвестировать  в свое развитие, ограничивая размеры выплат доходов собственникам. Это связано с высоким уровнем инвестиционных потребностей таких предприятий, их ограниченным доступом к кредитным ресурсам, более высокой стоимостью привлекаемого капитала. В то же время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а, следовательно, могут обеспечить более высокие размеры выплат доходов владельцам и персоналу.

Информация о работе Дивидентная политика предприятия РЖД