Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Целью производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия является получение максимальной прибыли. Она выступает в качестве мотивирующей, движущей силы предпринимательства.
Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество фирмы. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии.
Целью данной работы является изучение факторов, определяющих выбор дивидендной политики предприятия.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики …………………………….4
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики………………………4
1.2 Расчет и порядок выплаты дивидендов……………………………………10
Глава 2. Выбор дивидендной политики предприятия…………………...........14
2.1. Этапы формирования дивидендной политики …..…..…………………..14
2.2 Факторы, влияющие на дивидендную политику…………………………19
Глава 3. Дивидендная политика нефтяной компании ОАО «Лукойл»………24
3.1 Общая информация о Компании…………………………………………..24
3.2 Дивидендная политика ОАО «Лукойл»…………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………......................................37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики …………………………….4
1.1 Сущность, значение и
типы дивидендной политики……………
1.2 Расчет и порядок выплаты дивидендов……………………………………10
Глава 2. Выбор дивидендной политики
предприятия…………………...........
2.1. Этапы формирования
дивидендной политики …..…..………
2.2 Факторы, влияющие на дивидендную политику…………………………19
Глава 3. Дивидендная политика нефтяной компании ОАО «Лукойл»………24
3.1 Общая информация о Компании…………………………………………..24
3.2 Дивидендная политика ОАО «Лукойл»…………………………………...26
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………......
Приложение……………………………………………………
Введение
Целью производственно-хозяйственной
деятельности любого предприятия является
получение максимальной прибыли. Она
выступает в качестве мотивирующей,
движущей силы предпринимательства.
Особое значение
имеет направление чистой прибыли на выплату
дивидендов по акциям и вкладам членов
трудового коллектива в имущество фирмы.
При этом следует заметить, что для акционерных
обществ направление чистой прибыли на
выплату дивидендов является важнейшей
проблемой их политики и стратегии. От
размера дивидендов зависит курс акций
данной фирмы, объем и возможные изменения
собственного капитала, необходимость
привлечения внешних источников.
Учитывая, что выплата
дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая
может быть направлена в инвестиции, актуальность
темы объясняется тем, что дивидендная
политика влияет на финансовое состояние
фирмы.
Целью данной работы
является изучение факторов, определяющих
выбор дивидендной политики предприятия.
Исходя из цели, в работе будут решены
следующие задачи:
- раскрыть сущность дивидендной политики
акционерного общества;
- выявить факторы, определяющие дивидендную
политику предприятия;
- изучить расчёт и порядок выплаты дивидендов;
- рассмотреть этапы формирования дивидендной
политики.
В третьей главе
работы рассмотрен пример дивидендной
политики нефтяной компании ОАО «Лукойл».
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики.
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики
Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчислений на расширение производства, пополнения резервов и других неотложный нужд.
Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке.
Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Значение проводимой руководством
акционерной организации
- оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
- воздействует на движение денежных средств организации;
- влияет на отношения
организации с ее инвесторами.
Низкий уровень дивидендов
- способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Теоретически, выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
Существуют три подхода
в отношении дивидендной
1) Теория Модильяни-Миллера;
2) Теория Гордона-Линтнера;
3) Теория Литценбергера-
Согласно первому подходу
дивидендная политика не влияет на
ценность компании. Понятие оптимальной
дивидендной политики как фактора
повышения рыночной стоимости фирмы
не существует в принципе. Поэтому
дивиденды целесообразно
В основе второй теории лежит принцип «синицы в руках», согласно которому повышение доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов, является привлекательным для акционеров и способствует росту ценности компании. Регулярная выплата дивидендов в виду уменьшения риска неполучения доходов, приводит к снижению требуемой акционерами нормы прибыли, т.е. к уменьшению значения WACC и, следовательно, к повышению рыночной стоимости фирмы.
В основе третьей теории заложены имеющиеся во многих странах различия в налогообложении дохода акционеров, получаемого в виде дивидендов и капитализированного дохода.
Поскольку в первом случае нередко ставка налогообложения выше, максимизация благосостояния акционеров достигается при относительно большей доли реинвестируемой прибыли.
В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат в соответствии с дивидендной политикой. Существует дивидендная политика трех типов: консервативная, умеренная (компромиссная), агрессивная.
1. Консервативная политика
предполагает, что выплата дивидендов
происходит в пропорциях, которые
позволяют удовлетворять
а) Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала или другой избранный критерии, коэффициент финансовой рентабельности, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала, отложенного дохода собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.
б) Политика стабильного
размера дивидендных выплат предполагает
выплату неизменной их суммы на протяжении
продолжительного периода, при высоких
темпах инфляции сумма дивидендных
выплат корректируется на индекс инфляции.
Преимуществом этой политики является
ее надежность, которая создает чувство
уверенности у акционеров в неизменности
размера текущего дохода вне зависимости
от различных обстоятельств, определяет
стабильность котировки акций на
фондовом рынке. Недостатком же этой
политики является ее слабая связь
с финансовыми результатами деятельности
предприятия, в связи, с чем в
периоды неблагоприятной
2. Умеренная (компромиссная)
политика начисления дивидендов
- это политика, в соответствии
с которой компания пытается
соблюсти баланс интересов
а) Политика минимального стабильного
размера дивидендов с надбавкой
в отдельные периоды или
б) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части. Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики, она «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной дельности данного предприятия. Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов, акционеров, избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
3. Агрессивная политика
начисления дивидендов
а) Политика постоянного
возрастания размера
Рис. 1 Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики.
1.2 Расчет и порядок выплаты дивидендов
Размер выплачиваемых дивидендов зависит от:
Учитывая эти факторы,
администрация организации