Дивидентная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия является получение максимальной прибыли. Она выступает в качестве мотивирующей, движущей силы предпринимательства.
Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество фирмы. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии.
Целью данной работы является изучение факторов, определяющих выбор дивидендной политики предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики …………………………….4
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики………………………4
1.2 Расчет и порядок выплаты дивидендов……………………………………10
Глава 2. Выбор дивидендной политики предприятия…………………...........14
2.1. Этапы формирования дивидендной политики …..…..…………………..14
2.2 Факторы, влияющие на дивидендную политику…………………………19
Глава 3. Дивидендная политика нефтяной компании ОАО «Лукойл»………24
3.1 Общая информация о Компании…………………………………………..24
3.2 Дивидендная политика ОАО «Лукойл»…………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………......................................37

Файлы: 1 файл

курсавик.docx

— 218.79 Кб (Скачать файл)

Цели Компании в области  дивидендной политики:

• признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности Компании

• повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выплата дивидендов за год

Вид акций

Дивиденд на 1 акцию, руб.1)

Дата составления списка лиц имеющих право на получение годовых дивидендов

2007

обыкновенные

42

8 мая 2008 г.

2006

обыкновенные

38

11 мая 2007 г.

2005

обыкновенные

33

11 мая 2006 г.

2004

обыкновенные

28

12 мая 2005 г.

2003

обыкновенные

24

7 мая 2004 г.

2002

обыкновенные

19,5

12 мая 2003 г.

2001

обыкновенные

15

8 мая 2002 г.

2000

обыкновенные

8

 

привилегированные

59,16

14 мая 2001 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дивидендная политика представляет собой составную часть общей  политики управления прибылью, заключающуюся  в оптимизации пропорций между  потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Дивидендная политика включает в себя решение выплачивать прибыль  или удержать ее для реинвестирования на фирме. Любое изменение в дивиденднрой политике имеет положительное так и отрицательное влияние на цену акции фирмы. Более высокие дивиденды означают значительную выплату наличности инвесторам, что является положительным моментам при их привлечении. В то же время это приводит к более низкому росту в будущем – это отрицательный момент.

Ряд объективных факторов оказывает  влияние на дивидендную  политику. Среди них самые важные – юридические ограничения,  инвестиционные возможности, доступность и стоимость  средств от других источников (новая  акция и задолженность), налоговые  ставки желание акционера иметь  текущий доход и информационный эффект изменений дивиденда. Из-за большого числа факторов, влияющих на дивидендную  политику, а так же в виду изменений  относительной значимости этих  факторов со временем для разных компаний, нельзя разработать точную единую модель для установления дивидендной политики.

Существует две точки  зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды  не играют роли при общей оценке фирмы, а другая утверждает, что дивиденды  имеют большое значение для оценки фирмы.

Главными защитниками  теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые также  выдвинули теорию о том, что структура  капитала не имеет значения для оценки фирмы.

Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы таковы: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного  в форме дивиденда, и колебания  рыночной стоимости, которые не связаны  с эффективностью деятельности компании.

Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет  определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться  соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в  настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они  возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально  найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.

Чтобы объявить дивиденд, необходимо иметь достаточную текущую или  нераспределенную прибыль для его  покрытия, но для выплаты дивиденда  вам необходимы наличные денежные средства. Следовательно, при принятии решения  по дивидендной политике следует  учитывать ликвидность, а также  возможности по получению ссуды. Иногда могут устанавливаться законодательные  ограничения на допустимый уровень  повышения дивидендов. Соглашения на получение ссуды могут ограничивать или запрещать выплаты дивидендов на время срока их действия.

Если нераспределенная прибыль  уменьшается из-за высокого уровня дивидендных выплат, то может возникнуть необходимость в последующем  получении дополнительного собственного капитала. Это может привести к  размыванию контроля за компанией со стороны акционеров.

Опыт показывает, что фирмы, имеющие стабильные дивидендные  потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными  потоками. Дивиденды могут выплачиваться  в форме дополнительных акций, а не денежных средств, особенно когда имеются проблемы с ликвидностью. Дробление акций (также называемое льготными выпусками) - это то же самое, что и выплата дивидендов акциями, но обычно оно производится в дополнение к выплате дивидендов в денежной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года)

2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" (Об АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ

3. Бенджамин Грэхем, Спенсер Б. Мередит. Анализ финансовой отчетности компании.: Вильямс, 2009 – 144с.

4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности.: «Финансы и статистика», 2003- 624с.

5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2007 - 656 с.

6. Бочаров В.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2008 – 272 с.

7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. – М.: «Дело и Сервис», 2004 – 144с.

8. Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. Основы финансового менеджмента, 12-е издание.:  Вильямс, 2006 – 1232 с.

9. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: учебно-справочное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2001 – 496с.

10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 768с.

11. Комаров А.Г. Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004 – 432с.

12. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001 – 400с.

13. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 400 с.

14.  Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент.: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-ДАНА, 2003 – 269с.

15. Ронова Г.Н. Анализ финансовой отчетнеости. М, 2003 – 156с.

16.  Ричард Брейли, Стюарт Майерс. Принципы корпоративных финаносв, 2-е издание. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007 – 1008 с.

17.  Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: управление финансами предприятия: учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008 – 384с.

18.  Тюрина А.В. Финансовый менеджмент.: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-ДАНА, 2004 – 127с.

19. Финансовый менеджмент: Методические указания по выполнению курсовой и контрольной работ. Для студентов Vкурса специальности 060400 «Финансы и кредит» (первое и второе высшее образование) и студентов IV курса специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (первое и второе высшее образование). – М.: Вузовский учебник, 2003. – 69 с

20.  Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Перспектива, 2008.- 656с.

21.  Финансовый менеджмент: Учебник для вузов, 2-е ииздание/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2009 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение 1

 Положение  о дивидендной политике ОАО  «Лукойл»

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение  о дивидендной политике ОАО  «Лукойл» (далее также «Положение»)  разработано в соответствии с  действующим законодательством  Российской Федерации, Уставом  ОАО «Лукойл» (далее также «Компания») и его внутренними документами.  Целью принятия настоящего Положения  является определение стратегии  Совета директоров Компании при  выработке рекомендаций по размеру  дивидендов по акциям и порядку  их выплаты. 

1.2. Дивидендная политика  Компании основывается на балансе  интересов Компании и ее акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренних документов.

     2. Основные  условия выплаты дивидендов акционерам  ОАО «Лукойл» 

2.1. ОАО «Лукойл» стремится  наряду с ростом капитализации  увеличивать размер выплачиваемых  акционерам дивидендов исходя  из размера полученной чистой  прибыли за год и потребностей  развития производственной и  инвестиционной деятельности общества.

2.2. Условиями выплаты  дивидендов акционерам ОАО «ЛУКОЙЛ»  являются:

1) наличие у Компании  чистой прибыли за год, определяемой  в соответствии с п.п. 3.1 и 3.2 настоящего Положения;

2) отсутствие ограничений  на выплату дивидендов, предусмотренных  статьей 43 Федерального закона  «Об акционерных обществах»;

3) рекомендация Совета  директоров Компании о размере  дивидендов;

4) решение общего собрания  акционеров Компании.

       

 

          3. Определение размера дивидендов

3.1. В соответствии с  требованиями российского законодательства  дивиденды акционерам ОАО «Лукойл»  выплачиваются из чистой прибыли  общества, исчисленной на основе  бухгалтерской отчетности, составленной  в соответствии с требованиями  российского законодательства.

3.2.Совет директоров Компании  при определении рекомендуемого  общему собранию акционеров размера  дивиденда (в расчете на одну  акцию) и соответствующей доли  чистой прибыли Компании, направляемой  на дивидендные выплаты, исходит  из того, что сумма средств,  направляемая на дивидендные  выплаты, должна составлять не  менее 15% чистой прибыли, определяемой  на основе консолидированной  финансовой отчетности ОАО «Лукойл  », составленной в соответствии  с Общепринятыми Принципами Бухгалтерского  Учета (ОПБУ) США и пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на конец отчетного периода.

3.3.Размер рекомендуемого  дивиденда (в расчете на одну  акцию) Компании определяется  исходя из величины средств,  направляемых на дивидендные  выплаты, и численно равен рублевому  выражению доли чистой прибыли  за год, исчисленной в соответствии  с пунктом 3.2 настоящего Положения,  разделенному на количество акций  Компании, размещенных и находящихся   в обращении на дату составления  списка лиц, имеющих право на  получение дивидендов.

           4. Порядок принятия решения о  выплате дивидендов

4.1. Вопрос о возможности  выплаты дивидендов по итогам  за очередной год предварительно  рассматривается Комитетом по  стратегии и инвестициям Совета  директоров, исходя из полученных  финансовых результатов и имеющихся  предложений Правления по распределению  полученной прибыли. 

4.2. Совет директоров Компании, на основании предложения Комитета  по стратегии и инвестициям  Совета директоров, рассматривает  основные направления распределения прибыли и определяет долю прибыли, которую целесообразно направить на дивидендные выплаты. При принятии своего решения Совет директоров Компании руководствуется разделом 3 настоящего Положения.

4.3. При рассмотрении Советом  директоров Компании вопроса  о рекомендации общему собранию  акционеров размера дивиденда  кворум для принятия решения  должен составлять квалифицированное  большинство в 2/3 от числа избранных  членов Совета директоров Компании.

4.4. Рекомендация Совета  директоров Компании по размеру  дивидендов по итогам очередного  года представляется акционерам  в соответствии с действующим  законодательством для принятия  ими окончательного решения на  собрании акционеров.

4.5. Решение о выплате  дивидендов и их размере принимается  общим собранием акционеров. Размер  дивидендов не может быть больше  рекомендованного Советом директоров  Компании.

                         5. Порядок выплаты дивидендов

5.1. Совет директоров Компании  определяет дату составления  списка лиц, имеющих право на  участие в общем собрании акционеров. Список лиц, имеющих право получения  дивидендов, составляется на дату  составления списка лиц, имеющих  право участвовать в общем  собрании акционеров, на котором  принимается решение о выплате  дивидендов. Для составления списка  лиц, имеющих право получения  дивидендов, номинальный держатель  акций представляет данные о  лицах, в интересах которых  он владеет акциями. 

5.2.Дивиденды выплачиваются  акционерам в сроки, установленные  действующим российским законодательством,  Уставом ОАО «ЛУКОЙЛ» и соответствующим  решением общего собрания акционеров.

Информация о работе Дивидентная политика