Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
· Изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме
· Рассмотрение финансовой политики России;
· Охарактеризовать основные направления финансовой политики;
· Сделать соответствующие выводы и предложения по дальнейшему развитию финансовой политики России.
Введение
Глава 1. Экономическое содержание финансовой политики государства и её направления
1.1 Финансовая политика: сущность и цели
1.2 Направления финансовой политики
Вывод
Глава 2. Современная финансовая политика государства в России
2.1 Налоговая политика
2.2 Таможенная политика
2.3 Бюджетная политика
2.4 Денежно-кредитная политика
Вывод
Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее
Вывод
Заключение
Список литературы
2.3 Бюджетная политика
На предшествующих этапах
формирования бюджетной политики главной
задачей Правительства РФ была сбалансированность
федерального бюджета. Высокие цены
на нефть и газ, а также последствия
дефолта автоматически решили эту
задачу. Доходы от экспорта превысили
все планы и ожидания. В Минфине
был создан Стабилизационный фонд (за
счет профицита бюджета), который
уже в 2007 году достиг 160 млрд. долл. В
2008 году Стабфонд был разделен на два
фонда: Резервный фонд и Фонд благосостояния.
Таким образом, бюджетная политика
на данном этапе развития формируется
в условиях финансовой и экономической
стабильности. Впервые появилась
реальная возможность для выхода
страны на траекторию устойчивого роста
экономики. Для этого накоплены
необходимые валютные резервы и
сложилась благоприятная
В то же время остается острой проблема формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными и недостаточными остаются пока муниципальные бюджеты - основа развития и обустройства России на местах. Возникла проблема с бюджетами крупных городов - доноров территорий. Их реальные бюджеты уменьшились в несколько раз в долях от консолидированных бюджетов регионов по сравнению с 1999 годом. Связано это с тем, что в 1999 году городам-донорам оставлялось около 50% налоговых сборов с их территорий, а в 2006-08гг. около 20%. Отсюда и снижение их инвестиционной привлекательности, ухудшение их инфраструктуры. В то же время крупные города и мегаполисы только способны стать очагами роста постиндустриальной экономики.
В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Его накопительные депозиты в государственных кредитных организациях обесцениваются из-за высокой инфляции. Это означает неэффективность пенсионной системы страны и невыполнение государством своих обязательств перед будущими пенсионерами.
Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются: стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификация ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение уровня и качества жизни населения.
Для достижения этих целей используются следующие меры:
-закрепление доходных
и разграничение расходных
-формирование бюджетов
всех уровней в рамках
-выработка критериев
-перевод региональных
и муниципальных бюджетов на
казначейское исполнение и
-отмена законодательных
решений, финансовое
-ограничение роста
-оптимизация сети бюджетных
учреждений исходя из условия
выполнения ими
-обеспечение контроля
со стороны главных
Бюджетная политика разрабатывается
и реализуется Министерством
финансов РФ. Оно разработало бюджетную
политику РФ на среднесрочную перспективу
- на 2006-08 гг., которая в итоге
Определение бюджетной политики
на среднесрочную перспективу
Одним из приоритетов бюджетного
трехлетнего плана Минфина
Как и в предыдущие годы, основная часть средств из федерального бюджета будет распределяться между регионами через 5 фондов.
Наиболее значимый из них
- Фонд финансовой поддержки субъектов
РФ (ФФПР). Различия в бюджетной обеспеченности
регионов достигают 40 раз. После распределения
дотаций из этого Фонда всем регионам
гарантируется бюджетная
Целевые субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориальных бюджетов (социальную защиту ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплаты детских пособий, адресных жилищных субсидий населению).
Задачей Фонда регионального
развития является оказание помощи регионам
в развитии социальной инфраструктуры
- строительстве школ, больниц, других
объектов. Фонд компенсаций передает
в регионы средства в виде целевых
субвенций на реализацию делегированных
федеральных полномочий (на предоставление
льгот на оплату жилищно-коммунальных
услуг участникам войны, инвалидам,
чернобыльцам). В 2008-2010 годах из федерального
бюджета будут выделяться средства
на развитие инфраструктуры общенационального
и межрегионального значения, на стимулирование
развития инновационного и информационного
секторов экономики. Для этих целей
в 2006 году создан Инвестиционный фонд,
средства которого предназначены для
реализации особо значимых инвестиционных
и инновационных проектов. За счет
предоставления государственных гарантий
расширяется экспорт машин, оборудования
и транспортных средств. Опережающими
темпами (в том числе благодаря
мерам государственной
Увеличивается объем средств,
направляемых на обеспечение безопасности
граждан. Это направление особенно
важно для повышения
Бюджетная политика во многом определяет уровень инфляции и финансовую стабильность страны. Особенностью роста экономики и финансов страны в последние годы является то обстоятельство, что большая часть их прироста определяется нефтегазовыми доходами. Высокие госрасходы в этом случае могут приводить к росту и поддержанию высокой инфляции. Это и произошло в 2007-08гг. на фоне очень высоких цен на нефть (90-110 долл. за баррель) и газ. Поэтому Правительство поставило задачу с целью снижения инфляции ограничить прирост расходов ФБ в ближайшие годы в реальном выражении 9-10 процентами, а в последующие годы снизить до уровня темпов прироста ВВП (4-5%) Т.е. для сбалансированности финансов страны ставится задача ограничения прироста расходов ФБ величиной темпа прироста ВВП. По данным Минфина использование нефтегазовых доходов увеличилось с 2% ВВП в 2004 г до 5,1% ВВП в 2008 г. В это время расходы ФБ росли в номинальном выражении на 25-30% в год, а в реальном выражении - на 16% в год.
Здесь имеются нюансы, связанные
с тем, куда используются нефтегазовые
доходы: на рост заработной платы и
других доходов населения или
на развитие страны, человеческого
капитала и производств (увеличение
выпуска товаров). Инвестиции в человеческий
капитал и развитие инфраструктуры
окупаются в среднесрочной и
долгосрочной перспективе. Это самые
эффективные факторы развития современной
экономики. Они создают базу интенсивного
развития страны, фундамент создания
инновационной экономики, да и сбережения
населения России, которое тает на
глазах. Можно сохранять валюту в
разных фондах, дожидаясь того времени,
когда воспользоваться ими
2.4 Денежно-кредитная политика
Под денежно-кредитной политикой
государева понимается комплекс мер
направленных на поддержание стабильного
развития экономики через регулирование
кредитного обращения и денежного
рынка. Денежно-кредитная политика
– это совокупность мер экономического
регулирования денежного
Основополагающей целью
денежно-кредитной политики является
помощь экономике в достижении общего
уровня производства, характеризующейся
полной занятостью и отсутствием
инфляции. Денежно-кредитная политика
состоит в изменении денежного
предложения с целью
Осуществляя денежно-кредитную
политику, Центральный банк, воздействуя
на кредитную деятельность коммерческих
банков, и направляя регулирование
на расширение или сокращение кредитования
экономики, достигает стабильного
развития внутренней экономики, укрепления
денежного обращения, сбалансированности
внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит
позволяет достичь более
Нужно отметить, что денежно-кредитная
политика осуществляется как косвенными
(экономическими), так и прямыми (административными)
методами воздействия. Различие между
ними состоит в том, что центральный
банк либо оказывает косвенное
Денежно-кредитная политика
в конечном итоге воздействует на
инвестиции и размеры валового национального
продукта. Ее действие эффективнее
действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная
политика более гибкая и быстрее
реагирует на изменение в экономике.
На нее не оказывает давление политический
фактор. Решение по проведению фискальной
политики принимаются законодательными
органами, которые обсуждают и
утверждают их. А какой парламент
или президент примет решение
об увеличении налогов в год переизбрания,
даже если это объективно необходимо
для экономики? И поэтому часто
принятие таких решений откладывается.
Денежно-кредитная политика свободна
от этого, Центральный банк и другие
органы, регулирующие кредитно-денежную
сферу, могут ежедневно принимать
решения о покупке и продаже
ценных бумаг и тем самым влиять
на денежное предложение и процентную
ставку. В основе денежно-кредитной
политики государства лежит теория
денег, изучающая процесс воздействия
денег и денежно-кредитной
Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.
Одним из необходимых условий
устойчивого равновесного развития
народного хозяйства в рамках
смешанной экономики является формирование
четкого механизма денежно-
Денежно-кредитная политика
приводит к изменению значений основных
макроэкономических параметров: ВНП, инфляции,
уровня безработицы. Это происходит
потому, что посредством монетарных
методов можно изменить предложение
денег в экономической системе.
Механизм воздействия денежно-кредитной
политики на основные переменные народнохозяйственного
комплекса, а также результат
корреляции между приращением денежной
массы и состоянием экономики
по-разному расценивается в