Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 04:19, контрольная работа
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Введение 3
1. Предприятие открытая финансовая система 5
2. Понятие финансовой среды предприятия 10
3. Внутренние и внешние факторы финансовой среды предприятия 18
Заключение 22
Список литературы 23
Лизинг (аренда) — предоставление в пользование имущества за определенную плату. Различают финансовый лизинг (аренду), при котором имущество после полной его оплаты передается в собственность пользователя, и оперативный лизинг (аренду), при котором имущество после установленного периода его использования передается первоначальному владельцу.
Самая большая по объему денежных платежей группа — это отношения предприятий друг с другом, связанные с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход. И организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности, предприятия. Объективный характер финансовых отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности, не исключает их государственного регулирования. Это касается налогов, сборов, других обязательных платежей, взимаемых с предприятий и влияющих на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядка начисления амортизации, формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности и образования финансовых резервов. Поэтому во вторую группу можно отнести" отношения предприятий с бюджетной системой. Это, прежде всего, отношения предприятий с бюджетами различных уровней, связанные с перечислением налогов и сборов, отчислений и финансирования из них, а также между предприятием и государственными централизованными фондами (Пенсионным, социального страхования, Чернобыля), а также другими внебюджетными фондами по взносам всех видов сборов, отчислений и платежей в эти фонды и финансирования из них.
Отношения предприятий с финансово-
Форфейтинг — финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по коммерческому кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (с уплатой банку соответствующего комиссионного вознаграждения). Форфейтинг наиболее часто используется при осуществлении внешнеэкономических операций.
Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.
Траст — доверительные операции банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов по управлению имуществом клиента и оказанию других услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверенного лица.
Во-вторых, это отношения со страховым звеном финансовой системы, которые состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятий. Также к данной группе относятся и финансовые отношения предприятий с фондовым рынком, которые предполагают операции с ценными бумагами.
Финансовые отношения
Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения финансовых усилий предприятий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. При этом могут создаваться и централизованные денежные фонды, предоставляться коммерческие кредиты друг другу, и оказываться другая финансовая помощь. То же самое касается и отношений между предприятиями в условиях холдинга.
Холдинг (холдинговая компания) —
хозяйствующий субъект, владеющий
контрольным пакетом акций
Финансовые отношения внутри предприятия включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т. д., отношения с рабочими и служащими, а также с акционерами и инвесторами предприятия. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими — это выплата заработной платы, премий, пособий, материальной помощи, а также взыскание штрафов за причиненный ущерб, удержание налогов. Отношения с акционерами и инвесторами — это выплата процентов и дивидендов по акциям или инвестициям в предприятие.
Направления инвестирования денежных средств предприятия могут быть различными, связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал других предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета и т. д. Кроме того, предприятия могут объединять финансовые ресурсы в рамках совместной деятельности в различных хозяйственных ассоциациях.
Поэтому к финансовым отношениям относят денежные отношения, возникающие также:
между предприятиями и организациями при уплате и получении штрафов, неустоек за нарушения условий договора;
между предприятиями при
в процессе инвестирования средств в акции и облигации других предприятий, получения по ним дивидендов и процентов;
между государством и предприятиями в процессе осуществления программы приватизации (перераспределения с помощью финансов национального богатства между субъектами собственности) и прочие.
Поскольку финансы предприятий как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятия.
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.
Первоначальное формирование этих ресурсов происходит в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками образования уставного капитала могут быть: акционерный капитал, паевые взносы, собственные средства предпринимателя, долгосрочный кредит, бюджетные средства и др.
В условиях перехода к рыночной экономике предприятия осуществляют свою деятельность на основе полного коммерческого расчета и самофинансирования, нацеленного на обязательное получение достаточной прибыли.
Коммерческий расчет означает экономическую самостоятельность предприятия и ответственность за результаты работы.
Таким образом, осуществление финансовой деятельности предприятия основано на реализации следующих основных принципов:
финансовая самостоятельность;
заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности;
самофинансирование;
ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности;
разграничение средств основной и инвестиционной деятельности;
деление капитала предприятия на оборотный и внеоборотный;
деление источников финансирования оборотных средств на собственные и заемные;
контроль за результатами деятельности предприятия;
наличие целевых фондов денежных средств на предприятии.
Самофинансирование —
Рис. 2. Основные принципы организации финансов предприятий4.
3. Внутренние и внешние
факторы финансовой среды
Актуальность темы обусловлена
тем, что современная внешняя
среда предприятий
Любая организация находится
и функционирует в среде. Каждое
действие всех без исключения организаций
возможно только в том случае, если
среда допускает его
Разработка стратегии деятельности любой организации — коммерческой, общественной, муниципальной — начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.
Внешняя — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.
Среда существования организации делится на две части. Первая часть — «ближнее» окружение — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.
Вторая часть — «дальнее» окружение — включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах5.
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.
Современная организация
– это часто сложная
Анализ внутренней среды организации, осуществляемый во имя ее стратегических целей, так же как и стратегический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным.
При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации и ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс развития организации. Поэтому тождественными понятиями и синонимами термина «стратегический анализ внутренней среды организации» выступают термины «стратегический анализ внутренних ресурсов организации» и «стратегический анализ ресурсов организации».