Основной целью построения этих
документов является оценка финансового положения экономики
в целом на планируемый период.
1.2 Виды финансовых планов и методы финансового
планирования
«Финансовый план — это документ,
представляющий собой систему взаимоувязанных
финансовых показателей, отражающих предполагаемый
объем поступления и использования финансовых
ресурсов на планируемый период»10. Финансовый
план — результат финансового планирования
и прогнозирования, «надлежащим образом
оформленное управленческое решение»11, служащее
инструментом экономической проверки
внутренней сбалансированности и взаимоувязки
материально-вещественных, трудовых и
стоимостных показателей различных планов,
оценки их экономической эффективности.
Финансовый план отличает адресность
и конкретность показателей, целевая направленность,
обязательность для исполнения.
В связи с тем, что финансы представляют
собой часть денежных отношений, но охватывают
более узкие отношения, связанные с формированием
денежных доходов населения, государства,
экономических субъектов и их последующим
распределением, являясь при этом вторичной
категорией, производной от денег, то любой
финансовый план содержит две основные
части: формирование фонда денежных средств
(доход) и использование денежных средств
(расход). Т.е. финансовый план в любом его
виде включает доходную и расходную части.
В зависимости от срока планирования
выделяют перспективные, текущие и оперативные
финансовые планы12:
- перспективный финансовый план
— составляются на длительный срок. В
нем обычно даются оценки основных финансовых
показателей в перспективе;
- текущий финансовый план —
составляется на год с поквартальной разбивкой;
- оперативный финансовый план
— составляется на срок от нескольких
дней до нескольких месяцев.
Финансовые планы составляются
как на макроуровне, так и на уровне отдельных субъектов
хозяйствования. Разработка финансовых
планов коммерческих организаций осуществляется
на основе бизнес плана, в котором отражаются
виды деятельности, которыми предприятие
планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной
перспективе.
Финансовое планирование как процесс составления
финансового плана проходит ряд основных
этапов:
- Анализ выполнения финансового
плана в предыдущих и текущем плановых
периодах. На этом этапе применяется метод
экономического анализа, который позволяет
определить степень выполнения плановых
показателей за истекший период путем
сравнения их с фактическими данными.
В рамках финансового планирования применяются
следующие виды экономического анализа:
- горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются
текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
- вертикальный анализ, в результате которого определяются
структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
- трендовый анализ, проводимый
в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей
путем сравнения плановых или отчетных
показателей за ряд лет;
- факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.
На данном этапе финансового планирования
метод экономического анализа позволяет:
«выявить факторы и причины, оказавшие
влияние на выполнение плановых заданий
в предыдущих и текущем годах, а также
резервы роста финансовых ресурсов; обосновать
основные параметры финансового плана;
определить недостатки в работе органов
управления финансами в ходе составления
и исполнения финансовых планов, подготовить
предложения по их устранению»22.
- Расчет плановых показателей
— числовых величин, выражающих конкретные
задания по формированию и использованию
финансовых ресурсов. Плановые показатели
делятся на утверждаемые, т.е. обязательные
для всех, и расчетные, используемые для
обоснования и увязки плановых заданий.
В практике финансового планирования
используются следующие методы расчета показателей финансовых
планов:
-экстраполяция — заключается
в определении финансовых показателей
на основе установления устойчивой
динамики их развития. Расчет
показателей плана производится
на основе корректировки достигнутого
в базовом периоде уровня показателей
на относительно устойчивый темп
их роста. Этот метод обычно
используется как вспомогательное
средство для первоначальных
расчетов, так как он имеет
ряд недостатков: не ориентирует
на выявление дополнительных
резервов роста, не способствует
экономному использованию средств,
так как планирование ведется
от достигнутого уровня; не учитывает
изменения отдельных факторов
в планируемом году по сравнению
с базовым для расчетов периодом;
-индексный — предполагает
широкое использование системы
разнообразных индексов при расчете
плановых финансовых показателей.
Его использование обусловлено
развитием рыночных отношений, в
особенности наличием инфляционных
процессов. В настоящее время
применяются индексы динамики
экономических объектов (физических
объемов), уровня жизни, роста цен
и другие. Из них наиболее важен
один из индексов роста цен
— индекс-дефлятор (коэффициент
пересчета в неизменные цены),
на основе которого определяется
реальный объем ВВП;
-нормативный — суть
его состоит в том, что плановые
показатели рассчитываются на
основе установленных норм и
финансово-бюджетных нормативов. «Нормы
могут быть обязательными (устанавливаются
правительством или территориальными
органами власти) или факультативными
(устанавливаются ведомствами)»23. В основном,
нормативный метод планирования применяется
при составлении смет доходов и расходов
бюджетных учреждений.
-программно-целевой —
позволяет оценить и выбрать
предпочтительные варианты развития.
В основе этого метода планирования
лежат три основных понятия
— цель, программа и ресурсы. «Под
целью понимается либо состояние,
в котором сложная система
должна оказаться в процессе
управляемого развития, либо набор
требований, которым в этом случае
она должна удовлетворять»24. Цель конкретизируется
в нескольких задачах. Программа — упорядоченный
комплекс мероприятий, направленный на
достижение целей управления. Выполнение
мероприятий, предусмотренных программой
предполагает затраты различных ресурсов:
финансовых, материальных, людских. Обычно
происходит сочетание различных источников
финансирования такой программы, например,
финансирование как из федерального бюджета,
так и из бюджетов субъектов Российской
Федерации и различных инвестиционных
фондов. Программно-целевой метод планирования
применяется при разработке целевых программ.
Третий этап — составление финансового плана
как документа, обязательного для исполнения.
Производится его утверждение уполномоченным
органом или должностным лицом.
На этом этапе часто используется
балансовый метод, позволяющий увязать финансовые
ресурсы субъектов планирования с потребностями в них,
вытекающими из прогноза социально-экономического
развития, бизнес-плана уставных документов;
установить пропорции по направлениям
использования средств, получателям и
др.
В рамках третьего этапа финансового планирования
в современных условиях широко применяется
метод оптимизации плановых решений, сущность
которого заключается в разработке нескольких
вариантов финансового плана, из которых
выбирается один, наиболее оптимальный.
Критериями выбора могут быть как минимум
приведенных затрат, минимум времени на
оборот капитала, максимум прибыли — на
микроэкономическом уровне, так и максимум
доходов бюджета, минимум текущих расходов
бюджет, максимальная эффективность расходов
бюджета, максимальный социально-экономический
эффект капитальных расходов бюджета
— на макроэкономическом уровне.
Финансовое планирование тесно связано с
финансовым прогнозированием.
«Финансовое прогнозирование
представляет собой процесс разработки
и составления прогнозов — научно обоснованных
гипотез о будущем состоянии экономической системы
и экономических объектов, а также их характеристик».
Целью финансового прогнозирования является
оценка предполагаемого объема финансовых
ресурсов, определения предпочтительных
вариантов финансового обеспечения деятельности
хозяйствующих субъектов, органов государственной
власти и местного самоуправления.
Основными задачами финансового прогнозирования являются:
1. увязка материально-вещественных
и финансового-стоимостных пропорций
на макроуровне на перспективу;
2. определение источников формирования
и объема финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования и субъектов власти на
прогнозируемый период;
3. обоснование направлений использования
финансовых ресурсов субъектами хозяйствования
и субъектами власти на прогнозируемый
период на основе анализа тенденций и
динамики финансовых показателей с учетом
воздействующих на них внутренних и внешних
факторов;
Результатом финансового
прогнозирования «является составление
финансового прогноза, который представляет
собой систему предположений
о возможных направлениях будущего
развития и состояния финансовой
системы, отдельных ее сфер и
субъектов финансовых отношений».
Финансовый прогноз носит вероятностный
характер.
. Собирая данные к работе, я заметила,
что информация на тему финансового планирования
разрознена, часто не последовательна.
Так как западный опыт зачастую не приемлем
в России из-за специфики российского
народа, а также отсутствии четкой экономической
программы в данной области. Финансовое
планирование по-прежнему остается относительно
новым видом деятельности. Однако его
значение не стоит недооценивать. С его
помощью не только можно контролировать
все денежные и материальные потоки, но
оценивать пути выхода из возможных кризисных
ситуаций.1
2. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОГО
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА
ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
2.1 Общая характеристика республиканского
бюджета Бурятии
Министерство финансов Республики Бурятия
(далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия и входит
в систему органов, обладающих бюджетными
полномочиями. Министерство осуществляет
свою деятельность во взаимодействии
с федеральными органами государственной
власти и их территориальными органами,
органами государственной власти Республики
Бурятия, органами местного самоуправления
в Республике Бурятия и организациями.
В своей деятельности Министерство руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, Конституцией Республики
Бурятия, законами Республики Бурятия,
нормативными правовыми актами Президента
Республики Бурятия и Правительства Республики
Бурятия, а также настоящим Положением.
Министерство обладает правами юридического
лица, имеет самостоятельный баланс, печать
со своим наименованием на русском и бурятском
языках, с изображением Государственного
герба Республики Бурятия.
Министерство с целью реализации
полномочий в установленной сфере деятельности
имеет право:
- Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые
для принятия решений по отнесенным к
компетенции Министерства вопросам.
- Получать от банков, иных финансово-кредитных организаций справки о состоянии счетов учреждений и организаций, использующих
средства республиканского бюджета.
- Получать в установленном порядке от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета информацию, необходимую для формирования лимитов бюджетных обязательств и финансирования.
- Запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и организаций, расположенных на территории Республики Бурятия, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, материалы, документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.
- Заключать в установленном порядке договоры и соглашения с юридическими и физическими лицами.
- Осуществлять при размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд Республики
Бурятия и муниципальных нужд в случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации о размещении заказов, плановые
и внеплановые проверки соблюдения заказчиком,
уполномоченным органом или специализированной
организацией либо конкурсной, аукционной
или котировочной комиссией законодательства
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации
о размещении заказов.
- Рассматривать жалобы на действия
(бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной
организации, конкурсной, аукционной или
котировочной комиссии при размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд Республики
Бурятия и для муниципальных нужд и приостанавливать
размещение заказа до рассмотрения жалобы
по существу в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации
о размещении заказов.
- Создавать координационные и совещательные органы для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
- Давать юридическим и физическим лицам
разъяснения по вопросам, отнесенным к
установленной сфере деятельности.