Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение общей темы «Финансовое планирование на предприятии», раскрытие входящих в тему вопросов:
Финансовый план как составную часть бизнес – плана;
Методы финансового планирования;
Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 236.91 Кб (Скачать файл)

Примерная структура бизнес-плана такова:

Титульный лист

1. Вводная часть.

2. Особенности и состояние  выбранной сферы бизнеса.

3. Сущность предполагаемого  бизнеса (проекта).

4. Ожидаемая квота рынка  и обоснование ее величины.

5. План основной деятельности (производственный план, план сбыта  продукции или предоставления  услуг в зависимости от сферы  деятельности).

6. План маркетинга.

7. Администрирование (организационный  план).

8. Оценка предпринимательских  рисков и их страхование.

9. Финансовый раздел (план).

10. Стратегия финансирования.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 1.














 

 

Рис. 1. Процесс бизнес - планирования

Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, следующая:

Резюме (представление бизнес-плана);

План маркетинга;

План производства;

Организационный план;

План страхования;

Правовое обеспечение;

План управления инвестициями;

Финансовый план.

Выдержкой из реального бизнес-плана является резюме проекта деревообрабатывающего предприятия (см. Приложение 1).

Как видим проект по всем показателям является эффективным, приносит бюджетный эффект и создает новые рабочие места, способствует увеличению экспорта товаров из России (Бизнес-план ООО "Строй Экспо Сервис").

При разработке отдельных разделов плана разработчики стремятся к тому, чтобы в бизнес-плане была сконцентрирована не только информация, необходимая руководителю для управления организацией, но и те данные, которые требуются заинтересованным специалистам. [8, с. 2-21]

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому план по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Для построения модели бизнес-процессов желательно использовать компьютерные программы. Наиболее известными программами бизнес-моделирования являются: ARIS; BPwin; BAAN EME; Design; Visio. Разработанные программы позволяют осуществлять в короткие сроки сложные процессы моделирования и анализа инвестиционных проектов, анализ финансового состояния компании, оперативно получать необходимую информацию. [8, с. 25-26]

 

1.3. Роль финансового  плана в бизнес-плане

 

Финансовый план дает представление об источниках и размерах финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, о направлениях использования средств, о размерах наличности, промежуточных и конечных результатах деятельности.

Финансовый план включает:

прогноз объема реализации продукции;

план доходов и расходов;

направления использования чистой прибыли;

план по налогам;

прогноз движения денежных средств;

прогноз бухгалтерского баланса организации.

Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:

балансовая ведомость является важной и необходимой составляющей финансового плана, на основе балансовой ведомости выполняются расчеты всех показателей финансового состояния организации и дается финансовая оценка результатов запланированных в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и финансовой деятельности предприятия и позволяет проверить прогноз прибылей (убытков) и движения наличных средств;

–отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки. Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта, с помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени;

отчетом о движении денежных средств – прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; позволяет определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства. Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств, предприятия в динамике от периода к периоду.

На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.

Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используются в практике промышленных предприятий:

получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (наиболее распространенная и предпочитаемая форма финансирования в первоначальный период реализации крупных проектов);

долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств);

лизинговое финансирование.

Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта.

Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения.

Система показателей эффективности проекта представляется двумя группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиций.

Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации проекта: прибыльность проекта, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности: ликвидности и финансовой устойчивости.

Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект: срок окупаемости, чистая приведенная величина дохода, индекс прибыльности (характеризует прибыльность проекта), внутренняя норма рентабельности.

Финансовый план предусматривает должную сбалансированность доходов и расходов, активов и пассивов предприятия, и следовательно поступлений и платежей. Поскольку реальный процесс получения и расходования ресурсов обычно (особенно в средних и крупных компаниях) децентрализован, постольку за корпоративным финансовым планированием следует внутрифирменное планирование, в рамках которого осуществляется планирование доходов, расходов, поступлений, платежей по соответствующим центрам ответственности. Если предприятие имеет в своей структуре обособленные подразделения, то по этим подразделениям осуществляется также планирование активов и пассивов. Если предприятие представляет собой группу имущественно связанных юридически самостоятельных компаний, то полный цикл финансового планирования реализуется как на уровне каждой такой компании, так и на уровне головной (холдинговой) фирмы. В этих случаях на уровне предприятия в целом формируются сводные (консолидированные) планы доходов и расходов, балансы активов и пассивов и планы поступлений и платежей.

Утвержденный финансовый план предприятия – обоснованный корректно составленный план, который позволяет организовать целенаправленную деятельность предприятия; при этом предполагается, что в процессе этой деятельности осуществляется необходимый контроль за выполнением плана (достижением плановых заданий, в том числе промежуточных) и текущим финансовым состоянием предприятия, а также мониторинг внешней среды (условий функционирования предприятия). В процессе контроля осуществляются разумные и обоснованные корректировки плановых заданий (параметров) на основе соответствующих финансово - экономических расчетов, позволяющих оценить последствия тех или иных управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы финансового планирования

Стратегия финансового планирования предусматривает определение центров доходов (прибыли) и центров затрат. Центр доходов - это подразделение, которое приносит максимальную прибыль. Центр затрат - это подразделение с максимумом издержек или имеющее убыток, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

1. Расчетно-аналитический  метод планирования заключается  в том, что на основе достигнутой  величины финансовых показателей  прогнозируют их уровень на  будущий период. Данный метод  применяют в тех случаях, когда  отсутствуют финансово-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  показателями может быть установлена  не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики  за ряд периодов (месяцев, лет). С  помощью этого метода может  быть установлена потребность  в оборотных средствах, вложенных  в запасы товарно-материальных  ценностей, величина амортизационных  отчислений и прибыли. При использовании  расчетно-аналитического метода  часто прибегают к экспертным  оценкам.

2. Нормативный метод планирования  финансовых показателей заключается  в том, что на основе заранее  установленных норм и нормативов  определяют потребность в денежных  ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных активов, учетная ставка банковского процента и др. Поэтому актуальной проблемой управления финансами является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организация контроля над их соблюдением каждым структурным подразделением.

3. Метод денежных потоков  носит универсальный характер  при составлении финансовых планов  и помогает при прогнозировании  сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов. Этот метод основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и подстраивании к этому всех расходов и издержек. Метод денежных потоков дает более полную информацию, чем метод балансовых расчетов.

4. Балансовый метод планирования  финансовых показателей состоит  в том, что достигается увязка  имеющихся в наличии финансовых  ресурсов и фактической потребности  в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (накопления и

потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др.

5. Содержание метода оптимизации  плановых решений сводится к  составлению нескольких вариантов  плановых расчетов, чтобы выбрать  из них наиболее оптимальный. При этом можно использовать  различные критерии выбора.

6. Метод экономико-математического  моделирования в финансовом планировании  позволяет определить количественное  выражение взаимосвязей между  финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная  взаимосвязь выявляется в экономико-математической  модели, которая представляет собой  точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной или корреляционной связи. Функциональную связь выражают уравнением вида:

y = f(x), где у — соответствующий показатель; f(x) — функциональная связь, определяемая показателем х.

Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений.

На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования — квартальные данные за 1—2 года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в рассчитанные на базе экономико-математических моделей показатели вносят необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). В экономико-математическую модель следует включать не все, а только ключевые факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. Обоснованность выбранных моделей проверяют путем расчета среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и определения коэффициента вариации. Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя. Если коэффициент вариации показывает, что отклонение расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то данную модель можно использовать для планирования (прогноза) прибыли. [12, с. 280-285]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии