Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение общей темы «Финансовое планирование на предприятии», раскрытие входящих в тему вопросов:
Финансовый план как составную часть бизнес – плана;
Методы финансового планирования;
Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Примерная структура бизнес-плана такова:
Титульный лист
1. Вводная часть.
2. Особенности и состояние выбранной сферы бизнеса.
3. Сущность предполагаемого бизнеса (проекта).
4. Ожидаемая квота рынка и обоснование ее величины.
5. План основной деятельности (производственный план, план сбыта продукции или предоставления услуг в зависимости от сферы деятельности).
6. План маркетинга.
7. Администрирование (организационный план).
8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование.
9. Финансовый раздел (план).
10. Стратегия финансирования.
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 1.
Рис. 1. Процесс бизнес - планирования
Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, следующая:
Резюме (представление бизнес-плана);
План маркетинга;
План производства;
Организационный план;
План страхования;
Правовое обеспечение;
План управления инвестициями;
Финансовый план.
Выдержкой из реального бизнес-плана является резюме проекта деревообрабатывающего предприятия (см. Приложение 1).
Как видим проект по всем показателям является эффективным, приносит бюджетный эффект и создает новые рабочие места, способствует увеличению экспорта товаров из России (Бизнес-план ООО "Строй Экспо Сервис").
При разработке отдельных разделов плана разработчики стремятся к тому, чтобы в бизнес-плане была сконцентрирована не только информация, необходимая руководителю для управления организацией, но и те данные, которые требуются заинтересованным специалистам. [8, с. 2-21]
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому план по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.
Для построения модели бизнес-процессов желательно использовать компьютерные программы. Наиболее известными программами бизнес-моделирования являются: ARIS; BPwin; BAAN EME; Design; Visio. Разработанные программы позволяют осуществлять в короткие сроки сложные процессы моделирования и анализа инвестиционных проектов, анализ финансового состояния компании, оперативно получать необходимую информацию. [8, с. 25-26]
1.3. Роль финансового плана в бизнес-плане
Финансовый план дает представление об источниках и размерах финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, о направлениях использования средств, о размерах наличности, промежуточных и конечных результатах деятельности.
Финансовый план включает:
прогноз объема реализации продукции;
план доходов и расходов;
направления использования чистой прибыли;
план по налогам;
прогноз движения денежных средств;
прогноз бухгалтерского баланса организации.
Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:
балансовая ведомость является важной и необходимой составляющей финансового плана, на основе балансовой ведомости выполняются расчеты всех показателей финансового состояния организации и дается финансовая оценка результатов запланированных в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и финансовой деятельности предприятия и позволяет проверить прогноз прибылей (убытков) и движения наличных средств;
–отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки. Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта, с помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени;
отчетом о движении денежных средств – прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; позволяет определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства. Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств, предприятия в динамике от периода к периоду.
На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.
Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используются в практике промышленных предприятий:
получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (наиболее распространенная и предпочитаемая форма финансирования в первоначальный период реализации крупных проектов);
долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств);
лизинговое финансирование.
Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта.
Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения.
Система показателей эффективности проекта представляется двумя группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиций.
Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации проекта: прибыльность проекта, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности: ликвидности и финансовой устойчивости.
Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект: срок окупаемости, чистая приведенная величина дохода, индекс прибыльности (характеризует прибыльность проекта), внутренняя норма рентабельности.
Финансовый план предусматривает должную сбалансированность доходов и расходов, активов и пассивов предприятия, и следовательно поступлений и платежей. Поскольку реальный процесс получения и расходования ресурсов обычно (особенно в средних и крупных компаниях) децентрализован, постольку за корпоративным финансовым планированием следует внутрифирменное планирование, в рамках которого осуществляется планирование доходов, расходов, поступлений, платежей по соответствующим центрам ответственности. Если предприятие имеет в своей структуре обособленные подразделения, то по этим подразделениям осуществляется также планирование активов и пассивов. Если предприятие представляет собой группу имущественно связанных юридически самостоятельных компаний, то полный цикл финансового планирования реализуется как на уровне каждой такой компании, так и на уровне головной (холдинговой) фирмы. В этих случаях на уровне предприятия в целом формируются сводные (консолидированные) планы доходов и расходов, балансы активов и пассивов и планы поступлений и платежей.
Утвержденный финансовый план предприятия – обоснованный корректно составленный план, который позволяет организовать целенаправленную деятельность предприятия; при этом предполагается, что в процессе этой деятельности осуществляется необходимый контроль за выполнением плана (достижением плановых заданий, в том числе промежуточных) и текущим финансовым состоянием предприятия, а также мониторинг внешней среды (условий функционирования предприятия). В процессе контроля осуществляются разумные и обоснованные корректировки плановых заданий (параметров) на основе соответствующих финансово - экономических расчетов, позволяющих оценить последствия тех или иных управленческих решений.
Стратегия финансового планирования предусматривает определение центров доходов (прибыли) и центров затрат. Центр доходов - это подразделение, которое приносит максимальную прибыль. Центр затрат - это подразделение с максимумом издержек или имеющее убыток, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов.
Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:
1. Расчетно-аналитический
метод планирования
2. Нормативный метод
3. Метод денежных потоков
носит универсальный характер
при составлении финансовых
4. Балансовый метод планирования
финансовых показателей
потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др.
5. Содержание метода оптимизации
плановых решений сводится к
составлению нескольких
6. Метод экономико-
y = f(x), где у — соответствующий показатель; f(x) — функциональная связь, определяемая показателем х.
Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений.
На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования — квартальные данные за 1—2 года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в рассчитанные на базе экономико-математических моделей показатели вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). В экономико-математическую модель следует включать не все, а только ключевые факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. Обоснованность выбранных моделей проверяют путем расчета среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и определения коэффициента вариации. Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя. Если коэффициент вариации показывает, что отклонение расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то данную модель можно использовать для планирования (прогноза) прибыли. [12, с. 280-285]