Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2. Цели планирования 8
1.3. Организация и методы планирования 10
1.4. Процесс планирования 1
Глава 2. Виды финансового планирования
2.1. Перспективное финансовое планирование 17
2.2. Годовое финансовое планирование 19
2.3. Оперативные финансовые планы 24
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ им. А.М.ШИРОКОВА

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

                                                                  

  

                                                               «К защите допускаю»

                                                            

                                                                          ______________ Л.Г.Колпина

                                                  

                                                                        «____»_____________ 2004 г.

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

               по курсу:  Финансы предприятий        

на тему: Финансовое планирование на предприятии

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса 

факультета информационных

технологий и финансов  гр.242                              О.П.Лаппо

   

 

 

Проверила:

доцент, кандидат экон. наук                                  Л.Г.Колпина

 

 

 

 

 

Минск, 2004

 

 

Содержание

Введение                                                                                                               3

 

Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях              

 

1.1. Сущность  финансового планирования на  предприятии       5

1.2. Цели планирования                                                                            8

1.3. Организация и методы планирования                                       10

1.4. Процесс планирования                                                                     15

 

Глава 2. Виды финансового планирования

 

2.1. Перспективное финансовое планирование                             17

2.2. Годовое финансовое планирование                                            19

2.3. Оперативные финансовые планы                                                   24

 

Заключение                                                                              30

Список литературы                                                                            32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях белорусской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

 

    • увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
    • высокая нестабильность внешних условий и факторов;
    • новый стиль руководства персоналом;
    • усиление центробежных сил в экономической организации;

 

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

 

    • неопределенность внешней (рыночной) среды;
    • возможность слияния или поглощения другой фирмой;
    • возможность монопольного установления цены реализации продукции;
    • контрактные отношения;

 

В рыночной экономике предприниматели  не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно  собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной курсовой –  рассмотреть понятие планирования, организацию планирования, методы и  принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях.

Методология финансового  планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях

    1. Сущность финансового планирования на предприятии

 

Управлять –  значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим  элементом предпринимательской  хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.[8, с. 264]

Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение  необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства.[10, с. 223]

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности [2, с. 69].

Значение финансового  планирования заключается в следующем:

 

    • намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;
    • устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;
    • определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;
    • оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

 

Разработка финансовых планов занимает важное место в системе  мер по стабилизации денежного хозяйства  предприятия.

Основными задачами финансового планирования являются:

 

    • обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;
    • выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;
    • соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
    • определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия;
    • оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;
    • контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций.[10, с. 223]

 

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания  перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято  разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим  для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора  на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему  управлению предприятием, так как  он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия  все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают  краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых  решений распространяется на очень  долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие  степень детализации бюджета. В  первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень  надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Цели  планирования

 

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как   экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические  показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии