Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.
Введение 3
Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2. Цели планирования 8
1.3. Организация и методы планирования 10
1.4. Процесс планирования 1
Глава 2. Виды финансового планирования
2.1. Перспективное финансовое планирование 17
2.2. Годовое финансовое планирование 19
2.3. Оперативные финансовые планы 24
Заключение 30
Список литературы 32
Возможный вариант шахматной таблицы приведен в табл. 3.2.2. [10, с. 234]
Направление средств |
Источники покрытия | ||||
Общая прибыль |
амортизация |
Прирост устойчивых пассивов |
прочие |
всего | |
1. Налог на прибыль |
|||||
2. Отчисления в фонд накопления |
|||||
3. Отчисления в фонд потребления |
|||||
4. Резервный фонд |
|||||
5. Прочие расходы |
|||||
Всего |
Составление «шахматки» начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия. После этого выполняется балансировка на уровне отдельных статей доходов и расходов предприятия и проверяются ее результаты. Последние предполагают равенство итогов по каждой статье затрат сумме источников финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия (направления средств) в планируемом году. При достижении баланса доходов и расходов следует перейти к заполнению финансового плана предприятия.
Заполнение финансового плана предполагает разноску показателей «шахматки» по соответствующим разделом финансового плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих четырех проверочных показателей:
Финансовый
план считается правильно
2.3. Оперативные финансовые планы
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [9, с. 251]
Оперативный план
необходим для обеспечения
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [11, с.179]
Платежный календарь – основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия. [10, с. 235]
Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.
Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.
Установленной формой платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов:
В первом разделе
указываются все расходы и
платежи, проходящие через расчетный,
спецссудный или контокоррентны
Во втором
разделе указываются
В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины преходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.
Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств (вместе с переходящими остатками), то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период. Решения должны быть приняты оперативно.
В числе принимаемых мер по сбалансированию расходов и поступлений средств могут быть следующие:
Названные меры целесообразно использовать и в случае, если дебетовое сальдо по контокоррентному счету превышает установленный максимальный размер кредита согласно договору банка с заемщиком.
Примерная форма платежного календаря приведена в таблице 2.3.1. [10, с. 238]
Табл. 2.3.1. Платежный календарь по расчетному счету на первую неделю месяца
Показатели |
млн. р. |
1. Расходы |
|
1.1. Неотложные нужды |
|
1.2. Заработная плата и приравненные к ней платежи |
|
1.3. Налоги |
|
1.4. Оплата счетов продавцов за товарно-материальные ценности |
|
1.5. Просроченная кредиторская задолженность |
|
1.6. Погашение ссуд банка |
|
1.7. Уплата процентов за кредит |
|
1.8. Прочие расходы |
|
ИТОГО расходов |
|
2.Поступления денежных средств |
|
2.1. От реализации продукции, работ, услуг |
|
2.2. От реализации
ненужных товарно-материальных |
|
2.3. Поступления дебиторской задолженности |
|
2.4. Прочие поступления |
|
ИТОГО поступлений |
|
3. Балансирующие статьи |
|
3.1. Превышение поступлений над расходами |
|
3.2. Превышение расходов над поступлениями |
Предприятие может не ограничиваться составлением общего платежного календаря, охватывающего все виды деятельности. Допускается его дифференциация по видам деятельности: основной (текущей), инвестиционной, финансовой и центрам ответственности. Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками предприятия и обеспечивает более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.
Возможно
составление более «узких»
Конкретный перечень видов платежных календарей устанавливается предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности и требований эффективности управления денежным оборотом.
Рис. 2.1. Платежный календарь, составленный по видам основной деятельности [10, с. 238]
Рис. 2.2. Платежный календарь, составленный по видам инвестиционной деятельности [10, с. 239]
Рис. 2.3. Платежный календарь, составленный по финансовой деятельности [10, с. 239]
Помимо платежного календаря на предприятиях может составляться кассовый план.
Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. [10, с. 239]
Финансовая служба предприятия осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата заработной платы и других причитающихся работникам сумм характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его трудовым коллективом, его платежеспособность. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением сохраняют весьма важное значение для предприятий, осуществляющих выплату заработной платы через свои кассы.
Кассовый план может быть истребован коммерческим банком, выполняющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия в целях прогнозирования спроса на наличные деньги.
Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов. В первом указывается поступление наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Это – торговая выручка, выручка от оказания услуг и другие поступления. С обслуживающим банком согласовываются вопросы инкассации наличных средств, поступающих в кассу предприятия и доля средств, которая может расходоваться на месте. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и другие виды оплаты труда, на премии и другие выплаты за счет спецфондов, на выплату пособий по социальной защите, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.).
В третье разделе кассового плана приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе – сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.
Заключительным
этапом финансового планирования является
составление сводной
Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [9, с. 256]
Изучив теоретические основы финансового планирования, можно заключить, жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.
Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.