Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее изучение ФПГ, закономерности и особенности их становления, функционирования и развития. В работе будет проведен анализ основных показателей их финансовой деятельности. Кроме того, будут рассмотрены особенности финансов агропромышленных финансовых групп.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика финансово-промышленных групп…………...6
1.1. Сущность и значение финансово-промышленных групп. Типы ФПГ….....6
1.2. Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в России……………………………………………………………………………10
Глава 2. Финансовая деятельность финансово-промышленных групп……….17
2.1. Учет и отчетность в финансово-промышленных группах………………...17
2.2. Анализ финансовой деятельности финансово-промышленных групп…...21
Глава 3. Агропромышленные финансовые группы в РФ………………………28
3.1. Формирование и эффективное функционирование аграрных финансово-промышленных групп в РФ……………………………………………………...28
3.2. Особенности финансов аграрных финансово-промышленных групп……41
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………………….48
Регистрация ФПГ В Российской Федерации осуществляется с 1994 г. если в 1993 г. была только одна группа (к которую входило 20 промышленных предприятий и 1 кредитно-финансовое учреждение), то в 1994 г. их стало уже 7 (150 промышленных предприятий и 14 финансово-кредитных учреждений), в 1995 г. – 27 (соответственно 273 и 51), в 1996 г. – 46 (соответственно 710 и 95), в 1997 г. – 72 (соответственно1121 и 154). По состоянию на июнь 1999 г. официальный статус получили 84 группы. В их состав вошли на добровольной основе более 1600 промышленных предприятий и организаций, 146 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них превысила 3 млн. человек. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Из 100 крупнейших банков России 48 вошли в состав ФПГ или сами создали такие группы. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский, металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Челябинский трубопрокатный завод.
В зависимости от центра формирования группы 90% составляют производственные группы (сформированные вокруг одного или группы промышленных предприятий) и 8% - банковские.
По виду организационного строения 36% - вертикально интегрированные группы, 53% - горизонтально интегрированные, 6% - конгломераты.
По территории деятельности 14% - транснациональные (межгосударственные), 40% - межрегиональные, 46% - региональные.
В зависимости от размеров 50% - группы малого размера, 40% - среднего размера, 10% - крупного размера.
В зависимости от способа и формы внутригруппового строения и управления деятельностью наиболее привлекательной формой интеграции являются «мягкие» ассоциативные структуры, основанные на развитии внутренних договорных отношений: союз, ассоциация, консорциум (95%), что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока (5%).
В целом ФПГ охватывают более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях народного хозяйства. Большинство ФПГ созданы по отраслевому принципу и специализируются в конкретной отрасли. При этом они включают в свой состав организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы.
Российским ФПГ предстоит большая работа, прежде чем они будут отвечать возложенным на них задачам. Многие из сформированных ФПГ пока носят переходный характер и не могут устойчиво существовать в нынешней форме. Направление их развития главным образом будет зависеть от роли и места финансового института в деятельности группы. Поэтому финансово-промышленные группы трансформируются либо в «истинные» ФПГ, либо в крупные промышленные группы.
В первом случае в среднесрочной перспективе ФПГ будут носить четко выраженную промышленную направленность или стать «высокодиверсифицированным инвестиционным портфелем» крупного коммерческого банка. Во втором – это крупные промышленные группы с промышленно направленной стратегией или региональные конгломераты, направленные на развитие региональных рынков.
Все банковские ФПГ представляют
собой
Все это говорит о
том, что уже сейчас банковским ФПГ
необходимо заняться выработкой стратегии
развития, а, следовательно, выбрать
одно из возможных направлений
- чисто коммерческая банковская деятельность;
- прямые инвестиции
и приобретение контрольных
- портфельные инвестиции
(инвестиционная банковская
Что касается промышленных
ФПГ, можно предположить, что финансово-промышленные группы, сформированные
на базе предприятий нефтегазовой, химической,
металлургической промышленности (ядро
данных групп составляют крупные производственно-
Перерастание ФПГ в холдинговые компании сможет оказать благотворное воздействие на экономическую политику металлургии и связанных с ней отраслей: горнодобывающей, металлопотребляющей. Это в свою очередь приведет к снижению внутренних цен на металлопродукцию и к ускорения развития машиностроения. Ценовая политика металлургической отрасли облегчит продвижение металлообрабатывающей промышленности на мировой рынок, сделает ее конкурентоспособной.
Что же касается ФПГ, у которых кооперационные связи между предприятиями являются долгосрочными и замыкаются главным образом на базовое предприятие, то они будут все более и более эволюционировать по направлению создания высокоинтегрированного концерна.
Из всех типов промышленных ФПГ в наиболее тяжелом положении окажутся ФПГ, включающие в свой состав предприятия одного вида, обладающие уровнем рентабельности недостаточным для самофинансирования и не имеющие в своем составе крупного банка.
Для большинства промышленных групп наиболее важным становится вопрос о государственной поддержке. Некоторые из них уже сейчас активно и эффективно сотрудничают с местными органами исполнительной власти, что позволило им не только выжить, но и начать реструктуризацию.
В результате финансового кризиса большинство банков, составляющих основу российских ФПГ, столкнулись с колоссальными финансовыми проблемами и в ближайшее время будут вынуждены сбросить часть своих активов. Это в свою очередь привело или приведет к усилению внутритерриториальной кооперации предприятий, а, следовательно, послужит новым стимулом к образованию ФПГ в рамках одного или нескольких соседних регионов.
Развитие региональных ФПГ, с одной стороны, можно рассматривать как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой – как средство решения региональных экономических и социальных задач. В настоящее время в работе ФПГ уже наметилась тенденция смещения акцентов с федерального на местный уровень.
Для современной рыночной
экономики характерен переход к
конкуренции олигопольного
ФПГ как «мягкая» ассоциативная структура, основанная на развитии внутренних договорных отношений, становится наиболее привлекательной формой интеграции промышленного и банковского капитала. В первую очередь, это связано с тем, что ФПГ рассматриваются как наиболее быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности, регулируемой специальным законодательством в этой сфере.
Однако процесс формирования и становления ФПГ, являющийся одним из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах, идет в исключительно сложных и противоречивых условиях. Замедленными темпами происходит создание транснациональных ФПГ, которые могли бы способствовать промышленному сотрудничеству России и других стран СНГ. Недостаточно конкурирующих структур на местном уровне. На формировании ФПГ сказываются и проблемы общеэкономического характера, связанные с производственным, инвестиционным и финансовым кризисом в стране. Кроме того, формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера.
Решающим фактором, тормозящим формирование и развитие корпоративных структур, является отсутствие адекватной государственной поддержки ФПГ на фоне общеэкономического кризиса.
Государственная поддержка – основа становления любой ФПГ – особенно необходима после столь глубокого экономического спада, поразившего все без исключения отрасли народного хозяйства. Однако на деле она не реализуется. В рамках Федерального закона о финансово-промышленных группах № 190-ФЗ от 30.11.1995 г. (ст. 15) предусматривается возможность для банков – участников ФПГ, осуществляющих в них инвестиционную деятельность, получения льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанк не только не выполняет этого, но и вводит ограничения, направленные на сворачивание деятельности коммерческих банков в ФПГ.
Закон декларирует готовность властей передать Центральной компании ФПГ в доверительное управление госпакеты акций участников этой ФПГ. Госкомимущества прогнозировал данный пункт. Однако только четырем группам удалось получить их в доверительное управление.
ФПГ реально не участвуют в выработке федеральных программ, не получают в первую очередь заказы по целевым программам правительства.
ФПГ не получили право
самостоятельно определять сроки амортизации
и использования
Более того, анализирую деятельность российских ФПГ за последние годы, среди огромного количества внутренних проблем можно выделить следующие, наиболее присущие всем без исключения группам:
- отсутствие реального
финансирования вследствие
- неадекватность
- отсутствие единой стратегии развития группы и слабый менеджмент.
В целом подводя итог формирования и развития российских ФПГ в последние годы, можно отметить, что это – один из наиболее важных моментов происходящей в России экономической реформы, реально существующий пример удачной трансплантации организационных механизмов рынка в нашем государстве. ФПГ представляют одно из немногих позитивных следствий реформ в стране, являются одним из реальных способов повышения эффективности предпринимательства, преодоления депрессивной фазы конъюнктуры в рыночной экономике. Они создают базу для будущей стабилизации и развития промышленности.
Процесс интеграции финансового
и промышленного капиталов
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
2.1. Учет и отчетность в финансово-промышленных группах
Консолидированный учет является неотъемлемой составной частью бухгалтерского учета в организациях корпоративной группы (которой являются ФПГ), то есть это составная часть упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения и представления определенной учетной информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, их движении путем сплошного, непрерывного и документального всех операций между консолидирующей материнской, дочерними, ассоциированными и совместно контролируемыми организациями.
Система консолидированного учета по национальным и международным стандартам является основной информационной базой для составления и представления организациями корпоративной группы консолидированной финансовой отчетности на основе единой учетной политики.
В свою очередь единая учетная политика базируется на основе единого рабочего плана счетов корпоративной группы. Наличие такого плана является обязательным условием получения обобщенных показателей от организаций корпоративной группы. В нем указываются все синтетические счета, которые могут применяться организациями. Указание в рабочем плане счетов наряду с синтетическими счетами и развивающих их субсчетов имеет большое организующее значение в построении аналитического учета тех или иных объектов учета в корпоративной группе.
Важное значение для формирования единого рабочего плана счетов имеет действующий в нашей стране типовой План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Значение действующего национального плана счетов в российской практике выше, чем в зарубежных странах. За рубежом около 30 государств, входящих в англосаксонскую бухгалтерскую систему, не сформировали единые национальные планы счетов, они используют лишь профессиональные планы счетов.
В нашей стране в условиях
широкого распространения и развития
крупных интегрированных