Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 02:23, курсовая работа
Цель настоящей работы определяется в выявлении понятия финансовых рисков, оценки финансовых рисков и возможных способах оценки степени финансового риска в компании.
Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- определить понятие и виды рисков;
- обозначить сущность и содержание риск-менеджмента;
- определить методы управления финансовыми рисками;
- разработать способы оценки степени финансового риска.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..3
ГЛАВА 1. РИСКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...………………………..5
1.1. Понятие риска………………………………………………………..……….5
1.2. Классификация видов риска………………………..………………..…..…..8
ГЛАВА 2. ПУТИ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА…...…………..……12
2.1. Анализ среды организации и методы ее оценки…………….…………..12
2.2. Анализ риска и методы его оценки…………………..……………….…...13
2.3. Сущность и понятие риск-менеджмента……………...………………..…15
2.4. Способы снижения риска……………………………………….……….....18
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»….....21
3.1. Характеристика внешней деятельности предприятия….....……………21
3.2. Оценка на основании анализа финансовых показателей…………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………...…………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….26
Для снижения степени
риска применяются различные пр
-диверсификация;
-приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
-лимитирование;
-самострахование;
-страхование;
-страхование от валютных рисков;
-хеджирование;
-приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
-учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах.
Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.
Диверсификация позволяет избеж
Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.
Диверсификация - это рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.
Внешние факторы затрагивают весь финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты.
К внешним факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставки Банка России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.
Таким образом, риск состоит из двух частей: диверсифицируемого и недиверсифицируемого риска.
Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т.е. диверсификацией.
Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.
Причем исследования показывают, что расширение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.
С этой целью зарубежная экономика разработала так называемую «портфельную теорию». Частью этой теории является модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг (Capital Asset Pricing Model – САРМ).
Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.[5]
Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.
Самострахование означает,
что предприниматель
Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.[26]
ГЛАВА 3 РАСЧЕТ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»
3.1. Характеристика внешней деятельности предприятия
Поставка продукции ОАО "АВТОВАЗ" осуществляется по двум направлениям: внутренний и внешние рынки. Основные рынки сбыта продукции ОАО "АВТОВАЗ" в России: г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Самарская, Свердловская, Ростовская, Пермская и Нижегородская области. Основная часть экспортных поставок продукции ОАО "АВТОВАЗ" осуществляется в Украину, Азербайджан, Германию, Казахстан, Молдову, Беларусь, Северную Корею, Египет, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Рынок стран СНГ является важнейшим стратегическим рынком после России. Доля поставок ОАО "АВТОВАЗ" в этот регион в последние годы росла, но в 2009 году, под влиянием сложившейся кризисной ситуации в России, доля экспорта автомобилей и сборочно-кузовных комплектов снизилась до 66% против 89% в 2008 году. Положительная динамика продаж на европейском рынке в первую очередь связана с существенным ростом реализации автомобилей LADA в Германии, вызванным правительственными мерами по стимулированию рынка. Египет. За 2009 год в Египет в общей сложности было экспортировано порядка 9 тыс. автомобилей, включая сборочные комплекты. Объем поставок в Северную Корею по итогам 2009 года составил 530 автомобилей LADA. Потребителями продукции ОАО "АВТОВАЗ" в Республике Корея являются государственные структуры.[30]
3.2. Оценка на основании анализа финансовых показателей
По итогам 2012 года в целом в структуре активов ОАО «АВТОВАЗ» произошли заметные изменения, а именно увеличилась величина внеоборотных активов с 61,95% до 71,86%, то есть примерно на 10% и соответственно на эту же величину уменьшилась доля оборотных активов – до 28% на конец года. Данное изменение в структуре активов является отрицательным, так как понизилась доля мобильных активов.
Наблюдается значительное увеличение объема основных средств с 54 578тыс.руб. в 2010году до 65 356тыс.руб. в 2012году. Такая тенденция в деятельности организации положительна, так как в условиях высокой инфляции основные средства меньше подвержены ее воздействию.
За отчетный период наблюдается спад наиболее ликвидных активов. Краткосрочные финансовые вложения уменьшились в 7 раз, а денежные средства почти вдвое.
Обращает на себя внимание рост долгосрочной дебиторской задолженности почти в 3 раза за анализируемый период. Такое увеличение можно рассматривать как отрицательное, поскольку оно свидетельствует о росте сомнительной задолженности, у предприятия возрастает риск возникновения сумм затруднительных для взыскания (риск неплатежа) и, кроме того, денежные средства имеют временную стоимость, то есть предприятие теряет возможность пустить их в оборот.
В общем итоге величина активов организации за рассматриваемый период увеличилась на 12 834тыс.рублей(на 5,07%).
За анализируемый период произошли также заметные изменения в структуре пассивов организации. Собственный капитал акционерного общества возрос за год на 20 899 тыс. руб.
Также следует отметить рост заемного капитала, даже более значительный, чем увеличение собственного капитала. Это свидетельствует об активном привлечении предприятием заемного капитала, что в принципе могло бы привести в конечном итоге к повышению рентабельности собственного капитала.
При этом отрицательным фактором в деятельности организации является увеличение долгосрочных обязательств в виде займов и кредитов к 2012году на 26 697тыс.руб.
Об устойчивом финансовом положении ОАО «АВТОВАЗ» свидетельствуют многие финансовые показатели, рассчитанные с 2010 по 2012год. Например, коэффициенты абсолютной, срочной и текущей ликвидности находятся в пределах допустимых рекомендуемых значений.
Однако коэффициент финансовой устойчивости, который отражает удельный вес источников финансирования, которые могут быть использованы в течение долгого периода, в общей сумме источников финансирования, был ниже своего нормативного значения в 2010году на 0,3 (и это уже тревожный для организации результат), но в 2012году он вырос до 0,772, что, в принципе, является приемлемым и допустимым значением.
Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.
Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск – это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.
Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.
Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей.
В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания.
Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность предпринимателя. Эти обстоятельства затрудняют принятие решений по оптимизации риска и требуют углубленного анализа состава конкретных рисков, а также причин и факторов их возникновения.
Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. А без знаний о риске предприниматель неполноценен. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще (это практически невозможно), а привидение и снижение его до минимального уровня.
Более того, отсутствие риска,
то есть опасности возникновение
непредсказуемых и нежелательны
Проблема количественной и качественной оценки экономических рисков и управления рисками ввиду возможных больших потерь при реализации финансовой, производственно-хозяйственной, сервисной, инновационной, управленческой и других видов деятельности является актуальной.
Проведенный анализ деятельности
предприятия ОАО «АВТОВАЗ»
Список использованной литературы:
Информация о работе Финансовые риски на микро- и макроэкономическом уровнях