Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить содержание работы финансовой службы на предприятии.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты финансовой работы на предприятии;
- рассмотреть содержание работы финансовой службы на предприятии, в частности финансовое планирование, оперативную и контрольно-аналитическую работу, финансовый контроль;
- рассмотреть пути повышения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой службы предприятия……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность финансовой службы предприятия, ее структура……….5
1.2 Задачи и функции финансовой службы предприятия……………..11
Глава 2. Основные направления работы финансовой службы на предприятии……………………………………………………………………14
2.1 Финансовое планирование на предприятии………………………14
2.2 Оперативная и контрольно-аналитическая работа финансовой службы…………………………………………………………………………..20
2.3 Финансовый контроль как метод управления финансами предприятия……………………………………………………………………..24
Глава 3. Планирование и прогнозирование прибыли…………….31
Глава 4. Повышение эффективности управления на предприятии…………………………………………………………………...38
4.1 Методы управления финансовым риском на предприятии……….38
4.2 Риск-менеджмент как система управления………………………….44
Заключение………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………49
Состав консолидированного (сводного) бюджета доходов и расходов предприятия [6,c.65]
На практике нередки случаи
задержки платежей за отгруженную продукцию
либо взаимозачета встречных платежей.
В такой ситуации фактическую
доходную часть консолидированного
бюджета понижают. Поэтому для
ликвидации дефицита следует оперативно
пересматривать (корректировать) его
доходные и расходные статьи. Корректировка
бюджета находится в
2.2 Оперативная
и контрольно-аналитическая
Оперативная финансовая работа
заключается в обеспечении
- поставщиками материальных ценностей и услуг (оплата закупок, управление производственными запасами и др.);
- покупателями готовой продукции и услуг (получение платежей и управление дебиторской задолженностью);
- бюджетное системой государства;
- персоналом (оплата труда, социальные и дивидендные выплаты);
- банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и др.;
- арбитражным судом в случае возникновении претензий и т д.
Частью оперативной финансовой работы считается также выбор наиболее эффективных способов финансирования предприятия. К таким способам относятся:[7, c. 564]
- самофинансирование (в основном за счет собственных средств)
- умеренная финансовая политика;
- финансирование за счет краткосрочного банковского кредита (агрессивная финансовая политика);
- финансирование преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных кредитов и займов (консервативная политика);
- хеджирование (компенсация активов обязательствами при разном сроке их погашения);
- финансирование за счет отсрочки выплат по обязательствам (например, поставщикам).
Однако следует иметь в виду, что законодательством установленном пределы, до которых предприятие может отсрочить выполнение своих финансовых обязательств.
Комбинированное (смешанное) финансирование, сочетающее предметы приведенных выше способов.
В случае использования кредитного финансирования предприятие в состоянии поддерживать обеспеченность полученных ссуд следующими методами:
- увеличением доли наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных ценных бумаг);
- увеличением сроков, на которые предоставляются банковские кредиты.
Необходимо учитывать, что эти методы приводят к снижению доходности ссудополучателя: в первом случае - из-за вложения средств в низкодоходные активы; во втором - за счет необходимости выплаты процентов по кредитам и займам при наличии собственных средств.
В процессе оперативной финансовой работы осуществляют систематический анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности (по данным квартальной отчетности или Главной книги, а также журналов-ордеров по расчетам с дебиторами и кредиторами) с учетом рекомендуемых значений этих показателей. По результатам такого анализа могут быть приняты следующие решения:
1. Замена не денежной
формы расчетов или
2. Составление плана графика
постепенной ликвидации
3. Возможная реструктуризация задолженности перед бюджетной системой.
4 Полная инвентаризация
задолженности в целях ее
5. Определение штрафных
санкций и обращение в
Финансовой службе необходимо рассмотреть задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по ним как для получения, так и для уплаты. Эту работу выполняют совместно с бухгалтерией.
Наиболее общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью включают следующее:
- контроль состояния расчетов с покупателями, особенно по отсроченной (просроченной) задолженности;
- ориентацию набольшее число покупателей с целью снижения риска неуплаты одним или несколькими крупными контрагентами;
- анализ соотношения между дебиторской н кредиторской задолженностью. Превышение суммы расчетов с дебиторами над величиной расчетов с кредиторами создает угрозу финансовой устойчивости предприятия в будущем и приводит к необходимости привлечения дополнительных (как правило, более дорогих) источников финансирования;
- использование способа предоставления скидок при досрочной оплате товара (например, покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара при его оплате в 10-дневный срок и оплачивает его полную стоимость, начиная с 11-го дня договорного периода);
- понижение суммы дебиторской задолженности на величину безнадежных долгов;
- отслеживание задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации денежной наличности товаров;
- заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты (предоплата, частичная предоплата, передача товара на ответственное хранение до момента оплаты, выставление промежуточного счета на сумму процентов по каждому кредитному договору за период пользования ссудой» а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли).
Целесообразно также учесть
порядок налогообложения
При определении дивидендной
политики необходимо помнить «классическую»
формулу: «Курс акции прямо
Для выработки кредитной
политики финансовая служба осуществляет
анализ структуры пассива баланса
и определяет уровень соотношения
заемных и собственных средств,
т. е. коэффициент задолженности, оптимальное
значение которого 0,67 (40%: 60%). На основе
этих данных предприятие решает вопрос
о достаточности собственных
средств для финансирования текущей
и инвестиционной деятельности, В
отдельных случаях предприятию
выгодно брать кредиты и при
достаточности собственных
Принимая решение о привлечении заемных средств, финансисты предприятия должны разработать план их возврата, определить приемлемую процентную ставку по ним и по альтернативным вложениям капитала. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже без выплаты дивидендов, если имеется достоверная информация о перспективах развития предприятия, причинах снижения выплаты дивидендов или их невыплаты и направлениях реинвестирования чистой прибыли. Западные финансисты полагают, что доля дивидендных выплат в устойчиво работающем предприятии должна составлять не более 30-40%. Остальная доля чистой прибыли (70-60%) должна быть направлена по цели развития предприятия.
Контрольно-аналитическая работа заключается в осуществлении систематического контроля над исполнением консолидированного и локальных бюджетов, над структурой капитала, использованием основных и оборотных средств, платежеспособностью и ликвидностью баланса предприятия. Организует финансовую работу на предприятиях различных форм собственности финансовый директор или главный директор.
2.3 Финансовый контроль как метод управления финансами предприятия
Контроль является одной
из завершающих стадий управления финансами,
выступая в то же время необходимым
условием управления ими. Контроль сопутствует
всем фазам индивидуального
Финансовый контроль - это метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В западной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом.
Под аудитом обычно понимается ежегодная независимая проверка бухгалтерской отчетности компании, проводимая в интересах ее акционеров. Лудит, однако, предусматривает более широкое применение, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Внутренний аудит призвал помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности предприятия.[8, c. 32]
Западные экономисты выделяют следующие принципы внутрифирменного финансового контроля: [9, c.23]
1. Разделение обязанностей.
Ответственность между
2. Разрешение и одобрение.
Этот принцип заключается в
том, что все операции должны
быть одобрены главным
3. Важность свидетельства.
Основной частью системы
4. Ограниченная система
контроля. Теоретические аспекты
финансового контроля не
Система контроля предназначена для помощи руководителям компаний в вопросах:
- выбора между альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть произведены в течение определенного периода;
- выявления ошибок конкретных исполнителей, которые могут заключаться в постановке нереальных целей при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений;
- исправления ошибок и закрепления успеха.
Руководству предприятия
необходимо обеспечить составление
достоверной бухгалтерской
- формирует основу ежегодно публикуемых отчетов;
- предоставляет сведения о ежедневно принимаемых решениях, которые помогают руководству оценить текущее положение компании и детально изучить се деятельность за истекший период;
- помогает при составлении прогнозов;
- позволяет сравнивать фактические результаты с планом и выявлять причины отклонений.
Если у предприятия
есть зарубежные филиалы и отделения,
в которых местное руководство
принимает самостоятельные
Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов компании. Для осуществления контроля исполнения бюджетов можно использовать двухуровневую систему,
Нижний уровень - контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Такой контроль осуществляют их руководители.