Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 17:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: ознакомление с функционированием финансового механизма предприятия.
В работе будут решены следующие задачи:
1. Расчет эффекта финансового рычага предприятия.
1.1. Первая концепция ЭФР
1.2. Вторая концепция ЭФР
1.3. Рациональная структура источников средств предприятия
2. Расчет эффекта операционного рычага предприятия.
3. Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупного риска, связанного с предприятием.
Дано:
Nакц = 6000шт.
Номинал = 10р.
%кредит =18%
Эмиссия акций того же номинала на 4000шт. или кредит на ту же сумму.
ЭР = 16%, которая сохраняется после эмиссии и после кредита.
Показатель |
Эмиссия |
Кредит |
10000 |
6000 | |
СС |
100000 |
60000 |
ЗС |
- |
40000 |
Пассив = Актив |
100000 |
100000 |
СРСП |
- |
18% |
ЭР |
16% |
16% |
16000 |
16000 | |
- |
7200 | |
БП=НРЭИ-ФИ |
16000 |
8800 |
5333,33 |
2933,33 | |
ЧП=БП-НП |
10666,67 |
5866,67 |
1,06 |
0,98 | |
10,66% |
9,77% | |
- |
18000 | |
1,2 |
Выводы:
При рассмотрении альтернативных вариантов вложения капитала, куда входит либо осуществление дополнительной эмиссии акций номиналом на сумму 40000 р., либо заём кредита под 18 % годовых, необходимо провести анализ экономической эффективности финансирования различных вариантов.
Так чистая прибыль на 1 акцию при эмиссии будет равна 1,06 , тогда как при кредите 0,98.Следовательно, предприятию будет выгоднее воспользоваться вариантом эмиссии акций. Пороговое значение НРЭИ составило 18000 руб.
Именно в этой точке пересечения для предприятия не важно осуществляет оно эмиссию или берёт кредит. В этой точке чистая прибыль на акцию одинакова как для варианта выполнения эмиссии, так и при привлечении заёмных средств и составляет 1,2 руб.
При эмиссии и при кредите предприятие ещё не преодолело порог рентабельности. Это связано с тем, что в обоих случаях ЭР= 16%, НРЭИ = 1600, то есть предприятие наработало это НРЭИ. А СРСП = 18%. Следовательно, предприятие не сможет погасить кредит. В данной задаче предприятию выгоднее сделать эмиссию акций.
где:
- валовая маржа, руб.,
П- прибыль, руб.
Валовая маржа определяется как разница между выручкой от реализации и переменными затратами (издержками).
Эта формула может быть представлена через физический объем реализации продукции:
где:
К - физический объем реализации продукции.
Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
где:
ПЗ - постоянные затраты
- валовая маржа в относительном выражении к выручке или удельный вес валовой маржи в выручке.
На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности. Это обстоятельство необходимо учитывать для:
При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, т. к. потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Вместе с тем, если вы уверены в долгосрочной перспективе повышения спроса на ваши товары (услуги), то можно себе позволить отказаться от режима жесткой экономии на постоянных затратах, т. к. предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.
Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Зная пороговое значение рентабельности продукции, можно определить пороговое количество товара – это объем производства, в штуках, ниже которого предприятию невыгодно производить продукцию.
где:
- порог рентабельности данного товара,
- цена реализации,
- цена единицы товара,
- переменные затраты на единицу товара.
Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:
где:
- выручка от реализации.
Задание 4.
Используя силу воздействия операционного рычага, определить прибыль предприятия, порог рентабельности, пороговое количество товара и запас финансовой прочности (в руб. и %). Построить графики определения порога рентабельности (2-я способами: когда валовая маржа равна постоянным затратам; когда выручка от реализации равна суммарным затратам). Проанализировать процентное соотношение прибыли и выручки используя СВОР. Составить таблицу, сделать выводы.
Показатель |
1 период |
2 период |
3 период |
4 период |
5 период | |||
А |
Б |
В |
Г |
А |
||||
В |
6000 |
6600 |
7260 |
7986 |
8784,6 | |||
1500 |
1650 |
1815 |
1996,5 |
2196,2 | ||||
ПЗ |
4000 |
4300 |
4500 |
5000 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
5500 |
5800 |
6000 |
6500 |
5650 |
5815 |
5996,5 |
6196,2 | |
500 |
200 |
0 |
-500 |
950 |
1445 |
1989,5 |
2588,4 | |
4500 |
4500 |
4500 |
4500 |
4950 |
5445 |
5989,5 |
6588,4 | |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 | |
5333,33 |
5733,33 |
6000 |
6666,66 |
5333,33 |
5333,33 |
5333,33 |
5333,33 | |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
178 |
192 |
200 |
223 |
178 |
178 |
178 |
178 | |
666,67 |
266,67 |
0 |
-666,66 |
1266,67 |
1926,67 |
2652,67 |
3451,27 | |
ЗФП (%) |
11,11% |
4,44% |
0 |
- |
19,19% |
26,54% |
33,22% |
39,29% |
∆Выручка |
- |
1 |
1 |
- |
↑10% |
↑10% |
↑10% |
↑10% |
∆Прибыль |
- |
- |
- |
- |
1450 (+90% ↑) |
495 (+52,1% ↑) |
544,5 (+37,68% ↑) |
598,9 (+30,1% ↑) |
9 |
22,5 |
0 |
- |
5,21 |
3,77 |
3,01 |
2,54 |
Выводы:
Говоря про 1 период, следует отметить, что товар Г является убыточным, но с производства его снимать нельзя, так как суммарные постоянные затраты придётся покрывать за счёт выручки товаров А,Б и В, которой недостаточно, что приведёт к убыточности этих товаров. 4500 (З. пер А,Б,В) + 17800 (ПЗ А,Б,В,Г) = 22300, а В=18000. Фирме придётся преодолевать новый ПР = 17800/0,75 = 23733. При снятии товара Г с производства товары А, Б,в окажутся убыточными. Товар Г также нельзя снять с производства в следующих периодах, так как выручки не будет хватать на покрытие затрат.
В последующих периодах мы видим, что фирма работает в прибыль, причём эта прибыль с каждым периодом увеличивается.
Рассчитав валовую маржу, мы видим, что во всех периодах кроме 1-го периода (товар Г) валовой маржи хватает на постоянные затраты и на формирование прибыли ( ). Изменение выручки в каждом периоде порождает более сильное изменение прибыли.
Операционный рычаг применим во всех 5-ти .СВОР=2,54% в 5-ом периоде говорит о том, что при изменении выручки в 6-ом периоде на 1% прибыль изменится на 2,54%, т. е. действие операционного рычага сработает в 6-ом периоде.
Валовая маржа удельная равная 0,75, одинакова во всех периодах, потому что переменные затраты изменяются пропорционально выручке. Отсюда и порог рентабельности относительно одинаковый для любого периода работы предприятия, т. е. при выручке, равной 6 тыс.руб. предприятие не имеет убытков, но еще и не имеет прибыли ( ). Если выручка будет ниже порога рентабельности, то предприятие будет работать себе в убыток, валовой маржи не хватит, чтобы покрыть постоянные затраты ( ) как это произошло с товаром Г в 1-ом периоде.
Пороговое количество товара, равное говорит о том, что ниже этого количества предприятию производить нельзя (это будет невыгодно).
Пороговое количество товара растет с увеличением постоянных затрат, т. к. предприятию необходимо их покрыть. Запас финансовой прочности увеличивается, что говорит об улучшении финансового состояния предприятия.