Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:56, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.
При определении нецелевого использования средств на предприятиях, учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, финансовым органам, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования в пределах, полученных из федерального бюджета сумм финансирования. Данные права предоставлены законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, письмами Министерства финансов РФ.
На предприятиях, учреждениях, организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделяемых из федерального бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации. Данные действия должны оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя предприятия (учреждения, организации) - нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований).
В отечественном финансовом праве за нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, наступает правовая ответственность. Санкция за нецелевое использование, так же как и сама характеристика содержания нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, зависит от метода деятельности государства в области государственных расходов и от субъекта, который допустил нецелевое расходование этих средств.
Органами, уполномоченными на проведение проверок целевого использования выделенных из федерального бюджета средств, являются Минфин России, органы федерального казначейства, контрольно-ревизионные органы Минфина по субъектам РФ, Счетная палата РФ, органы прокуратуры РФ, Главное контрольное управление Президента РФ и иные федеральные органы.
Предприятия, учреждения, организации за нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, могут понести финансовую ответственность в виде:
Штраф в размере двойной учетной ставки Центрального банка применим к случаям использования не по целевому назначению средств, выделенных как на возвратной основе (при кредитовании и передаче средств в управление), так и безвозвратной основе (при финансировании). Однако в последнем случае его применение является оправданным и целесообразным, если у финансируемой организации есть внебюджетные источники поступления денежных средств и его наложение не повлечет прекращения или приостановления деятельности этой организации.
Другими видами финансовой ответственности за нецелевое использование выделенных из федерального бюджета средств являются ограничение и приостановление финансирования из федерального бюджета предприятий, учреждений и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При ограничении финансирования бюджетные ассигнования корректируются в сторону их уменьшения, а при приостановлении — финансирование временно прекращается, хотя обязанность его осуществления в полном объеме остается.
Не может подлежать ограничению (сокращению), а тем более и прекращению финансирование защищенных статей федерального бюджета. К защищенным статьям, подлежащим финансированию в полном объеме, отнесены такие текущие расходы федерального бюджета, как:
Глава 2. Финансовые проблемы функционирования бюджетных учреждений в современных условиях
2.1 Проблемы адаптации бюджетных учреждений в условиях рыночной экономики
Современное развитие общества возможно только при условии повышения роли государства в экономической и социальной сферах. Государство должно рассматривать социальную сферу как системообразующую структуру и фактор воспроизводства. Только здоровый, образованный, материально благополучный человек способен оздоровить экономику. При этом государство должно обеспечить и прирост производительного потенциала человека, который влияет на структуру и объем национального богатства страны.
Именно такова основная цель деятельности службы занятости населения, т.е. помочь любому найти сферу применения его способностей, навыков, квалификации, поддержать, подсказать, направить в «нужное русло».
Департамент службы занятости же является связующим звеном между бюджетным финансированием (т.е. всей бюджетной системы, частью которой сам и является) и городскими, районными службами занятости. Его (Департамента) роль заключается в создании приемлемых условий для поддержания деятельности районных служб.
Основа любой деятельности – финансирование, поэтому ДФГСЗН уделяет особое внимание системе финансирования распределительных лимитов, присылаемых Минтрудом России и распределения их на местах.
Бюджетное финансирование служб занятости населения осуществляется исходя из имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, устанавливаемых законами и другими нормативными актами.
Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распределителя бюджетных ассигнований причитающуюся им сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета федерального Казначейства. С 1 января 2000 г. все средства бюджетных учреждений, в т.ч. и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями, их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные организации инициативы в развитии деятельности.
Представляется необходимым четко определиться в вопросе использования внебюджетных средств:
Под любое решение этой проблемы следует создать нормативную базу, исключающую противоречивое понимание самого вопроса.
Бюджетные учреждения должны самостоятельно распоряжаться заработанными ими средствами в определенных пределах, установленных ведомственными нормативными актами.
Рыночные условия хозяйствования выдвигают на первый план проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных учреждений. Если финансы объективно существуют, то финансовый механизм надо создать, организовать и обеспечить эффективное его использование для реализации экономических и социальных задач соответствующего этапа развития общества.
Финансовый механизм есть совокупность разработанных на научной и законодательной основе многообразных видов и форм финансовых отношений, принципов их организации, методов финансирования, регулирования и управления в целом более полного и эффективного пользования финансов в решении задач экономического и социального развития общества.
Задача финансового механизма бюджетных учреждений состоит в обеспечении комплекса мероприятий социальной политики государства достаточным объемом финансовых ресурсов и использовании все наиболее совершенных финансовых инструментов, методов и рычагов рационального и эффективного использования этих ресурсов.
2.2 Проблемы бюджетного бухгалтерского учета
За последнее десятилетие экономика России претерпела значительные изменения. В результате изменились условия хозяйствования.
В последнее время Министерство Финансов Российской Федерации пересмотрело некоторые составляющие системы бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства Финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, установлен новый порядок учета некоторых видов активов, введен новый план счетов бюджетного бухучета. Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2000 г. № 54н, упорядочено формирование отчетности бюджетными учреждениями.
Тем не менее, на практике ведение бюджетного бухгалтерского учета вызывает трудности. Приходится сталкиваться с проблемами и при учете на таких участках учета, как учет основных средств, материальных запасов, расчетов с дебиторами и кредиторами и других участков.
Проблемы бюджетного бухучета.
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений, подводящая итог учетной деятельности за определенный временной промежуток, является исключительно важным источником информации об их деятельности. На основе анализа различных форм отчетности пользователи информации могут сделать вывод о качественных характеристиках исполнения сметы доходов и расходов соответствующего бюджетного учреждения.
Система учета исполнения сметы расходов сложилась еще во времена СССР и, в отличие от бухгалтерского учета хозрасчетных организаций, в последние годы мало изменилась, хотя условия хозяйствования бюджетных учреждений претерпели серьезные изменения. Так, например, некоторые учреждения стали финансироваться не из одного, а из нескольких бюджетных источников; учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью; появились новые виды активов (нематериальные активы); интеграция экономики России в мировое сообщество привела к необходимости применения тех методов учета, которые используются в международной практике.
Рассмотрим некоторые составляющие системы учета исполнения сметы расходов, которые представляются устаревшими в настоящих экономических условиях и были закреплены в Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3 ноября 1993 г. №122 (основной нормативный акт, регламентировавший ведение бухучета бюджетных учреждений до 31 декабря 2000 года). Рассмотрим также, какие из этих проблем были решены в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 № 107н.
Учет в разрезе источников финансирования.
Следующая проблема, сложившаяся в бюджетном бухгалтерском учете – формирование бухгалтерской отчетности в разрезе источников финансирования. Ранее бухгалтерский учет велся по всем источникам финансирования на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников. Очевидно, что для эффективного контроля над расходованием средств бюджетным учреждением главный распорядитель финансов должен видеть отчетность по расходам только в том объеме, в котором он произвел финансирование. Поэтому вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.