Финансы бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

С вводом в действие Инструкции № 107н, отчетность необходимо стало формировать раздельно по бюджетным и внебюджетным средствам. Но и после этого проблема учета в разрезе источников финансирования осталась.

Пункт 6 Инструкции № 107н гласит: "Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренному настоящей Инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам, и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников". Составление отчетности подобным образом будет логичным для учреждений, финансируемых из одного бюджетного источника и имеющих внебюджетные доходы. Чаще всего, такие организации, как муниципальные телерадиовещательные компании, детские дома, дома престарелых и др. финансируются только из местного бюджета. Телерадиокомпании также обычно имеют доходы от рекламной деятельности; детские дома и дома престарелых зачастую получают благотворительную помощь, имеют прочие доходы. Для подобных организаций составление общего баланса по бюджетному и внебюджетному источникам финансирования и отдельного внебюджетного баланса представляется наиболее оптимальным. В этом случае главный распорядитель финансов может оценить результаты хозяйственной деятельности учреждения в целом, скорректировать объемы бюджетного финансирования исходя из общего финансового положения получателя бюджетных средств. Отдельный же баланс по внебюджетной деятельности позволит оценить коммерческую деятельность учреждения. В любом случае, выделение активов, приобретенных за счет средств внебюджетных источников, в отдельный баланс позволит оставить эти активы в собственности учреждения при возможной реорганизации.

Кроме того, Инструкция № 107н крайне невнятно разъясняет учет хозяйственных операций в разрезе видов деятельности. П.20 Инструкции № 107н предписывает формировать раздельные мемориальные ордера по операциям за счет бюджетных и внебюджетных средств. А вот главная книга (книга "Журнал-главная", ф.308) должна вестись единая: "…Учет в книге "Журнал-главная" ведется по субсчетам, определенным планом счетов настоящей Инструкции для ведения операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и другие), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам – 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 – по предпринимательской деятельности, 3 – по целевым средствам и безвозмездным поступлениям)".

Из этого следует, что в главной книге информация представляется не только в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности, но и в разрезе источника внебюджетных доходов. То есть, на уровне мемориальных ордеров нет разделения на предпринимательскую деятельность и деятельность по безвозмездным поступлениям и специальным средствам. На уровне же главной книги это разделение опять появляется, а на уровне баланса и отчета по исполнению сметы доходов и расходов данного разделения нет. В этом месте инструкции есть некоторое недоразумение. В книгу "Журнал – главная" данные обычно заносятся из мемориальных ордеров (форма 308 как раз и предполагает учет оборотов по счетам в разрезе мемориальных ордеров). Составляя единый мемориальный ордер по субсчету 2 и 3, невозможно будет разбить обороты по этим субсчетам в главной книге.

На практике же часто отчетность составляется в разрезе каждого бюджетного и внебюджетного источника финансирования, что опять же является нарушением инструкции.

Противоречие норм законодательства.

Еще одна проблема, сложившаяся в бюджетном бухучете – противоречие норм, установленных инструкциями, предназначенными для бюджетных учреждений, и законодательными актами, утвержденными для организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Так, например, лимит стоимости основных средств, установленный инструкцией № 122 (500 тыс. руб.), противоречит ограничению стоимости, установленному Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (50 минимальных размеров месячной оплаты труда). Несмотря на то, что положение №34н было принято позднее, инструкция 122 носила более специальный характер. Таким образом, невозможно было точно сказать, какой нормой должен был пользоваться бухгалтер. На практике использовался как тот, так и этот лимит стоимости основных средств.

В Инструкции № 107н законодатели пересмотрели некоторые способы и нормы бухгалтерского учета, в частности размер лимита стоимости основных средств. Но вместе с тем, для бюджетных учреждений было отменено действие всех положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые составляли важную основу нормативной базы бухгалтерского учета бюджетных организаций.

Отличие в способах и методах учета повлечет за собой снижение квалификации бухгалтерских работников, снижение достоверности бухгалтерской информации, внесет дополнительные противоречия в нормативно-правовую основу бухгалтерского учета.

С введением в действие нового Налогового Кодекса РФ система налогового учета стала менее прозрачной, особенно в части налогообложения бюджетных учреждений. Стремление объединить в едином нормативном акте все нормы налогового законодательства не увенчались успехом. В ближайшее время стоит ожидать дополнительных разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов России относительно применения норм налогового законодательства.

 

Глава 3. Направления совершенствования планирования и финансирования бюджетных учреждений

 

3.1 Совершенствование финансового планирования

бюджетных учреждений

 

Существующая организация финансирования сети бюджетных учреждений находится в серьезном противоречии не только с принципами эффективного распределения бюджетных средств, но и с демографическими и экономическими тенденциями в России.

Содержание бюджетных учреждений по факту их существования на основе сметы, а не по результатам деятельности, стимулирует иждивенчество за счет государства, ставит негосударственные организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, в заведомо худшие условия. Как следствие, снижается уровень конкуренции, что, в свою очередь, не позволяет развивать качество услуг, создаются предпосылки для нелегальных и полулегальных соплатежей.

Важной проблемой, которую предстоит решить в ближайшее время, является неурегулированность вопросов полномочий бюджетных учреждений по распоряжению внебюджетными доходами, получаемыми от предоставления платных услуг.

В этой связи требуется осуществить целый ряд мер по изменению принципов функционирования сети бюджетных учреждений, механизмов их финансирования и контроля над качеством и объемами услуг.

Основными целями реформирования сети бюджетных учреждений являются:

  • совершенствование управления действующей сетью получателей бюджетных средств;
  • передача части бюджетных учреждений, находящихся в федеральной собственности, на субфедеральный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;
  • внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг;
  • расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;
  • формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы, предполагающее в случае необходимости предоставление большей экономической самостоятельности при отказе от субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства;
  • изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.

Для достижения данных целей необходимо:

  • произвести переподчинение ряда бюджетных учреждений в соответствии с отраслевой направленностью основного вида деятельности;
  • ликвидировать или объединить бюджетные учреждения, деятельность которых дублируется;
  • передать федеральные бюджетные учреждения на субфедеральный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;
  • сократить количество уровней подчинения в сети бюджетных учреждений;
  • ликвидировать практику выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств организациями, не являющимися органами государственной власти или органами власти местного самоуправления;
  • установить соответствие объемов и качества предоставляемых услуг путем применения принципов нормативно-подушевого финансирования для организаций, предоставляющих услуги за бюджетные средства, внедрения конкурсного социального заказа, устанавливающего виды и объем услуг, контролируемых по результату их оказания;
  • повысить финансовое наполнение оплаты услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств;
  • установить возможность участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в автономных некоммерческих учреждениях;
  • смягчить законодательные ограничения на приватизацию государственных учреждений;
  • обеспечить формирование правовых механизмов, предоставляющих возможность преобразования государственных и муниципальных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, реализацию программ переподготовки управленческих кадров преобразуемых учреждений;
  • наделить государственные и муниципальные учреждения правом принимать на себя только те договорные обязательства, которые прямо предусмотрены утвержденной для них сметой доходов и расходов.

Основное направление реформирования бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В отличие от преобладающего в настоящее время сметного планирования (на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации) программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

Расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем:

  • предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;
  • совершенствования методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ;
  • использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;
  • распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;
  • расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.

Доклады, представляемые субъектами бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации, а также в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, должны содержать:

  • основные цели и задачи субъекта бюджетного планирования, их увязку с приоритетами государственной политики;
  • расходные обязательства в соответствующей сфере деятельности и оценку объема доходов федерального бюджета, которыми управляют соответствующие субъекты бюджетного планирования;
  • достигнутые в отчетном периоде и планируемые на среднесрочную перспективу (на период до 3 лет) измеримые результаты, а также ориентированные на их достижение бюджетные программы;
  • распределение бюджетных расходов по целям, задачам и программам в отчетном и планируемом периоде;
  • оценку результативности бюджетных расходов, обоснование мер по ее повышению.
  • Представление аналогичных докладов следует ввести в практику на региональном и местном уровнях.

Информация о работе Финансы бюджетных учреждений