Формирование дивидендной политики предприятия ОАО «Решетовское»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Решетовское».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
• рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
• анализ дивидендной политики исследуемой организации;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы формирования дивидендной политики организации 5
1.1 Экономическое содержание дивидендной политики и ее значение в управлении финансами организации 5
1.2 Элементы, формирующие дивидендную политику 10
2. Совершенствование формирования дивидендной политики в ОАО «Решетовское» Кочковского района Новосибирской области 14
2.1. Природно-климатические, почвенные и территориально- -пространственные условия 14
2. 2.Анализ финансового состояния предприятия (аналитический баланс предприятия и вертикально – горизонтальный анализ) 19
2.3.Финансовая устойчивость предприятия в абсолютных и относительных показателях 22
2.4.Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия 23
2.5.Относительные показатели деловой активности предприятия АПК (показатели оборачиваемости) 25
2. 6. Рентабельность активов, собственного капитала, реализации продаж и текущих затрат 26
3. Проектный расчет по формированию дивидендной политики в ОАО «Решетовское» 27
3.1 Разработка проекта дивидендной политики в ОАО «Решетовское» 27
3.2 Методы и приемы финансового менеджмента, используемые в рационализации дивидендной политики 30
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Лотохина - формирование д.п..doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается  в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно-привлекательного объекта. Дивидендная политика должна соответствовать общим целям компании, одной из задач которой является максимизация богатства акционеров. Однако, дивидендная политика существует не только для удовлетворения потребностей определяемых под общим понятием «обогащение акционеров», но как и прибыльное применение дивидендов внутри компании, могущее повлиять на структуру капитала и финансирование компании.

Кроме того, дивидендная политика может оказать существенное влияние на цену акций компании.

С точки зрения потенциальных  инвесторов вложение средств в акции  компаний, имеющих стабильные и высокие  денежные выплаты в виде дивидендов может стать альтернативой банковским депозитам и позволит сохранить капитал в условиях инфляции. Такой способ вложения денег широко используется на западе, где крупные компании и финансовые корпорации имеют стабильное и устойчивое финансовое положение. В России же данный вид вложений находится только на стадии развития в силу различных факторов: здесь и неустойчивое финансовое состояние компаний, постоянно меняющееся законодательство (в частности налоговое) и прошлый опыт нестабильности экономики страны.

Многолетний опыт показывает, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками. Дивидендные выплаты могут быть не только в виде денежных средств, но также могут выплачиваться в форме дополнительных акций (в частности, когда компания имеет проблемы с ликвидностью).

Следует отметить, что  не существует единого алгоритма  определения дивидендной политики предприятия, для ее формирования необходимо учесть множество факторов, присущих непосредственно конкретной отрасли  или компании, поэтому каждая компания формирует свою собственную уникальную дивидендную политику.

Объектом исследования является ОАО «Решетовское», а предметом – экономические отношения, связанные с формированием прибыли и распределением ее на дивиденды.

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Решетовское».

Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:

  • рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
  • анализ дивидендной политики исследуемой организации;
  • разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.

Для решения поставленных задач использованы методы анализа, синтеза, сравнения, моделирования.

Работа состоит из введения, заключения и трех глав.

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы формирования дивидендной  политики организации

1.1 Экономическое  содержание дивидендной политики  и ее значение в управлении  финансами организации

 

Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ.

Получение дивидендов и  их размер зависят от проводимой акционерной  организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной  политики в деятельности организации  и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке.

Дивидендная политика регулируется целым рядом нормативных документов – это Гражданский кодекс и  ФЗ «Об акционерных обществах», Налоговый  кодекс и ФЗ «О бухгалтерском учете», положения ФКЦБ/ФСФР, и, естественно, Кодекс корпоративного поведения (при его соблюдении акционерным обществом), кодексы компаний и иные внутренние нормативные документы.

Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной  политики организаций внесли Ф. Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.

Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Нет единого мнения о том, как влияет капитализация прибыли на рост стоимости компании. Выделяют два теоретических подхода к значимости дивидендной политики для общей оценки стоимости компании: теорию отсутствия значимости и теорию значимости. Первая утверждает, что дивиденды не играют роли при определении стоимости компании, вторая – что дивиденды имеют большое значение для оценки компании.[15]

Суть теории отсутствия значимости заключается в том, что  стоимость компании определяется только ее способностью получать прибыль. Для акционеров нет разницы между получением дивидендов и ростом стоимости акций, который произойдет в результате реинвестирования прибыли. В рамках теории отсутствия значимости выделяют теорию Миллера и Модильяни, сторонники которой считают, что оптимальная стратегия в дивидендной политике, когда дивиденды начисляются после того как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Если целесообразно реинвестировать всю прибыль, дивиденды выплачивать не следует, если нет инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов. Впрочем, определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала все-таки признается, хотя это влияние оказывает на величина дивидендов, а информация об их росте, которая провоцирует рынок на повышение цены акций.

Сторонники теории значимости (в частности, Гордон и Линтер) считают, что дивидендная политика влияет на стоимость компании. Каждая единица  дохода, выплаченная в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше чем доход, который будет получен в будущем. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Кроме того, текущие дивидендные выплаты снижают уровень неопределенности для инвесторов. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность нарастает. Теория значимости является наиболее распространенной. [20]

Различают три подхода  к формированию дивидендной политики компании:

  • Консервативный подход предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость собственного капитала, а следовательно и рыночную стоимость акций. К нему относятся следующие виды политик:

1. Остаточная политика дивидендных выплат

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат

  • Умеренный подход заключается в том, что компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в дивидендных выплатах, и свои потребности в росте и сюда относится:

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

  • Агрессивный подход предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов.

4. Политика стабильного уровня дивидендов

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов

Характеристика видов  дивидендной политики:

1. Остаточная политика  дивидендных выплат предполагает, что

фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность  в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. [18]

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы  на протяжении продолжительного  периода (при высоких темпах  инфляции сумма дивидендных выплат  корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

3. Политика минимального  стабильного размера дивидендов  с надбавкой в отдельные периоды  (или политика «экстра-дивиденда»)

по весьма распространенному  мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. [25]

4. Политика стабильного  уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом – «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена Модель Гордона», определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятии сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании – если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.[22]

1.2 Элементы, формирующие  дивидендную политику

К элементам, формирующим  дивидендную политику организации, относятся: размер и источники выплачиваемых  дивидендов, порядок их выплаты, виды дивидендных выплат и тд.

Размер выплачиваемых  дивидендов зависит от:

  • суммы полученной прибыли;
  • размера неотложных расходов организации и возможности направления на дивиденды части полученной прибыли с учетом этих расходов;
  • доли привилегированных акций организации в общем объеме акций и уровня объявленных по ним выплат;
  • размера уставного капитала организации;
  • размера обязательного резервного капитала организации.

Учитывая эти факторы, администрация организации рассчитывает показатели дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям и выносит эти показатели на утверждение общего собрания акционеров.

Порядок выплаты дивидендов определяется рядом дат:

1. Дата объявления  дивиденда. Это дата, когда совет  директоров акционерной компании  официально объявляет о выплате дивидендов, их размере, датах переписи, регистрации акционеров, имеющих право на получение дивидендов. Многие компании публикуют эту информацию в финансовой прессе. [18]

Информация о работе Формирование дивидендной политики предприятия ОАО «Решетовское»