Инновации и инвестиции как фактор деловой активности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – описать факторы успешной инновационной и инвестиционной деятельности предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
4.1 ИНДЕКС ДОХОДНОСТИ
4.2 ДИСКОНТИРОВАНИЕ
5 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач готовыйу по экономике.docx

— 71.25 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

1 Инновации и инвестиции как фактор деловой активности предприятий

2 Инновационная деятельность предприятий

3 Инвестиционная деятельность

4 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО  ПРОЕКТА

4.1 Индекс доходности

4.2 Дисконтирование

5 практическая часть

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций  и инвестиций.

Рыночные  условия развития экономики постоянно  выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразовании.

Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно — исследовательскую базу в целях  обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции. Можно использовать технологические, продукт — инновации, процесс инновации. Используя технологические инновации, предприятие связывает свою деятельность с разработкой и освоением новых технологических процессов. Используя продукт - инновации предприятие разрабатывает и внедряет новые или усовершенствует ранее выпускаемые продукты. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования).

В настоящее время инновационные  процессы в России характеризуются  низкой степенью активности.

Удельный  вес предприятий, разрабатывающих  и внедряющих новые либо усовершенствованные  продукты и технологические процессы, составляет в промышленности России только 10,3%, тогда как в промышленности США, Германии, Японии, Франции он достигает 70-82%, что обеспечивает этим странам прочные конкурентные позиции на мировом рынке. Низкий уровень инновационной активности в промышленности является основной причиной существенного сокращения доли высокотехнологичного   экспорта в общем объеме экспорта промышленной продукции.

 

 


Доля России в общем объеме экспортной торговли гражданской наукоемкой продукции на мировом рынке оценивается величиной 0,3% притом, что на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии - 16%. Поэтому одной из важнейших задач государства является повышение инновационной активности промышленных предприятий.

В современных условиях экономического хозяйствования осуществление стратегически-инновационной  деятельности является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности, укрепления экономической самостоятельности и рыночных позиций промышленных предприятий.

В связи с ужесточением конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках высокотехнологичных товаров, усложнением  изделий и соответствующим ростом затрат времени и средств на их разработку, а также повышенной рискованностью инновационной деятельности особое значение приобретает повышение эффективности управления стратегически - инновационной деятельностью предприятий.

В связи с вышесказанным тема данной работы является актуальной.

Цель  работы – описать факторы успешной инновационной и инвестиционной деятельности предприятий.

Объектом  работы является инновационно-инвестиционная деятельность предприятий, предметом  работы - организационно-экономические  отношения между участниками  инновационно-инвестиционной деятельности.

 

 

1 Инновации и инвестиции как фактор деловой активности предприятий

 

Под деловой активностью понимается совокупность целенаправленных процессов, обеспечивающих экономический рост предприятия на основе согласованного раз вития его составляющих в гармонии с внешней средой.

Повышение деловой активности существующей производственной системы обеспечивает последовательный экономический рост и непрерывное развитие предприятия. На деловую активность предприятия воздействуют факторы внешней и внутренней среды.

Одной из основных составляющих деловой активности предприятия является активность развития, которая включает инновационную и инвестиционную активность.

На  инновационную активность предприятия оказывают влияние:

• факторы развития инновационных  процессов: научно-технических, организационных, финансово-экономических, управленческих, кадровых;

• факторы развития организационно-технического потенциала предприятия, охватывающие основное производство, обеспечивающие структуры, обслуживающие подразделения;

• факторы обновления продукции, обеспечивающие повышение уровня готовности производства, безболезненное снятие с производства промышленной продукции, повышение уровня организации реализации инновационных проектов.

Инвестиционная  активность направлена на привлечение и реализацию ссудных капиталов, прямых и портфельных инвестиций с целью повышения экономического потенциала и перевода предприятия на качественно новый

уровень функционирования.

 


Эффективная инвестиционная деятельность связана  в первую очередь с правильной оценкой и отбором перспективных  объектов инвестирования.

Основным  критерием отбора при формировании инвестиционной программы на отдельном предприятии служат те или иные экономические показатели инвестиционных проектов.

То  есть при построении инвестиционной программы предпочтение отдается наиболее рентабельным, наименее рисковым проектам с соответствующим стратегическому плану сроком окупаемости.

При опенке эффективности инвестиционных и инновационных проектов необходимы:

• моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

• анализ влияния инвестиционного  проекта на результаты хозяйственной  деятельности и изменение финансового  состояния предприятия;

• выявление влияния использования  инвестиционного проекта на окружающую среду;

• учет влияния фактора инфляции;

• учет неопределенности и рисков, связанных  с реализацией проекта;

• сопоставление результатов и  затрате ориентацией на достижение требуемой нормы прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 Инновационная деятельность предприятий

 

Стратегическое  управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.

Главная задача любой стратегии предприятия  – достижение конкурентных преимуществ  и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной  деятельности. Решение этой задачи видится в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке.

К их числу относят:

– производственный потенциал предприятия  – наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;

– экономический потенциал предприятия  – низкие издержки производства и  финансовая устойчивость предприятия;

– маркетинговый потенциал предприятия  – эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть.

Также к числу перечисленных условий  необходимо отнести и инновационный потенциал предприятия – наличие научно-технического задела, наличие квалифицированных научных кадров, способность к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д.

Инновационный потенциал косвенно характеризует  и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия.

Он  также характеризует их способность  к усилению в перспективе.

Следовательно, изначально любое стратегическое решение  имеет инновационный характер и направлено на решение различных проблем:

 

 


производственных, экономических, маркетинговых и  прочих. Поэтому необходимо определить место инновационного менеджмента в процессе стратегического управления.

На  всех этапах стратегического управления одной из основных выступает инновационная  составляющая. Это означает, что  инновационный менеджмент на современном  уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического  управления.

Слово «инновация» является синонимом  нововведения, или новшества, и может  использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари).

В литературе встречается несколько  подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две  точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновации - это результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения  привычных стереотипов деятельности и навыков.

Инновационная деятельность предприятия есть система  мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

В рамках процессного подхода под  инновацией понимается комплексный  процесс, включающий разработку, внедрение  в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей — товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.


Объектно-утилитарный  подход к определению термина  «инновация» характеризуется двумя основными моментами.

Во-первых, в качестве инновации понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники.

Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне  нововведения — способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный  подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

Инновационный процесс предполагает следующие  особенности:

1) представляет собой осуществление  научно-исследовательской, научно-технической,  собственно инновационной, производственной  деятельности и маркетинга;

2) под ним можно понимать временные  этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения;

3) с финансовой точки зрения  его можно рассматривать как  процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

В общем случае инновационный процесс  состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Появление термина инновация продиктовано требованиями жизни.

Сегодня инновационная деятельность становится как никогда важной для предприятий.


Вместо  того чтобы фокусироваться только на снижении затрат для удержания позиций в традиционной ценовой конкуренции, компании должны мыслить категориями роста и дополнительной стоимости и создавать их через использование знаний в инновационных процессах. Те компании, которые оказались первыми на рынке с инновационными продуктами, пользуются преимуществами первопроходцев и собирают повышенный доход до тех пор, пока конкуренты не догонят их.

Инновационным продуктом могут быть как новые  товары, так и новые услуги. При этом процесс инноваций не ограничивается новыми технологиями производства, он также включает организационные системы.

Деятельность  предприятия связана с непрерывным  потоком многообразных изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инновационный характер. Избранная инновационная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим способ управления изменениями инновационного характера.

Другими словами, предприятию необходима модель управления инновационной деятельностью.

Воплощение  инновационных процессов в новых  продуктах является основой экономического роста. Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада.

Целесообразность  выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка,


стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.


Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта – инкрементальная продуктовая инновация – связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Процессная инновация – это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По  степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии.

Информация о работе Инновации и инвестиции как фактор деловой активности предприятий