Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 14:57, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
определение понятия денежно-кредитной политики;
ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;
изучение теоретических подходов к денежно-кредитной политике;
рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ 4
1.1.Формирование двухуровневой банковской системы 4
1.2.Современная банковская система в России 6
2 СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1 Определение и основные цели денежно-кредитной политики 7
2.2 Методы денежно-кредитной политики 8
2.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике 14
2.4.Инструменты денежно-кредитной политики 17
2.5. Основные направления единой государственной 29
денежно-кредитной политики на 2012г. и период 2013-2014г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
1.1.Формирование
1.2.Современная банковская
2 СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Данная тема выбрана, потому что она является в настоящее время наиболее актуальной. Мировой финансовый кризис повлиял на экономику всех стран, в том числе и нашу. Регулирование денежно-кредитной политики является основанием для стабилизации экономики государства после кризиса.
Денежно-кредитная политика – это важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса.
Роль государства в регулировании денежного рынка очень велика, так как именно оно выпускает деньги в обращение и берет на себя ответственность за управление денежным процессом. Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей, таких, как:
Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
Взгляды на вопросы регулирования денежно-кредитной сферы в течение длительного времени неоднократно менялись. Увеличивалось количество и качество мероприятий государства, регулирующих денежное обращение. Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструменты регулирования денежно-кредитной сферы, которые необходимо использовать для достижения главной цели денежно-кредитной политики
1.1. Формирование двухуровневой банковской системы
Современная банковская система создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. В то время государственная кредитная система включала в себя три банка – монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, каждый из которых выполнял строго определенные функции в системе централизованного планового управления экономикой.
Основу денежно-кредитного регулирования в тот период составляло кредитное и кассовое планирование, а также балансирование доходов и расходов населения, включая меры по изменению розничных цен на товары и услуги, размеров заработной платы, пенсий и др. Структура и функции банковской системы, сложившиеся в период построения социализма, полностью соответствовали централизованной плановой, административно управляемой экономики.
Провозглашение новых принципов управления экономикой потребовало пересмотра сложившейся структуры кредитной системы, функций ее отдельных звеньев и форм организации кредитных отношений. Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства.
В 1987 г. на первом этапе реформирования государственной кредитной системы была разработана концепция реорганизации банковской системы, которая включала:
В результате системы банков усилились их связи с хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной системе не произошло (на самом деле они и не предполагались): монопольная структура банковской системы не была ликвидирована, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному типу; условия для свободного перелива капитала и формирования финансового рынка небыли созданы.
Государственный банк СССР, подчиняясь правительству страны, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Он не сумел овладеть присущим центральным банкам инструментарием воздействия на денежно-кредитную систему. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской системе.
1.2 Современная банковская система России
Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков на паевой и акционерных основах. Параллельно с созданием коммерческих банков начался процесс акционирования государственных специализированных банков. Эти банки были полноценными рыночными субъектами: проводили независимую кредитную политику, были ориентированы на получение прибыли, несли всю полноту ответственности за принимаемые ими решения, чем в корне отличались от учреждений специализированных банков.
Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы в стране, в создании инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей путь дальнейшим преобразованиям.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.
Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю.. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенции, изменения уровня учетной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Реализация мер денежно-кредитной политики преследует цели, к которым большинство авторов относят низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая формулировка целей денежно-кредитной политики приводится Макконнеллом К. Р. и Брю Л.С.. По их мнению, основополагающей целью денежно-кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Другие авторы к конечным целям денежно-кредитной политики (кроме перечисленных выше) относят устойчивый платежный баланс.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что обеспечение экономического роста при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежно-кредитной политики. Текущая же денежно-кредитная политика направлена на более доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путем каждодневных операций на отрытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения более важной задачи. Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия или политика дешевых денег), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция или политика дорогих денег). В условиях падения производства, снижения цен и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем:
В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стане возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Для этого Центральный банк должен:
В результате проведения политики дорогих денег банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемый законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. В следствие этого денежное предложение сократиться, вызывая повышение нормы процента, что сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель данной политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижение доступности кредита и увеличения издержек для сдерживания инфляционного давления.