Инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
определение понятия денежно-кредитной политики;
ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;
изучение теоретических подходов к денежно-кредитной политике;
рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ 4
1.1.Формирование двухуровневой банковской системы 4
1.2.Современная банковская система в России 6
2 СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1 Определение и основные цели денежно-кредитной политики 7
2.2 Методы денежно-кредитной политики 8
2.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике 14
2.4.Инструменты денежно-кредитной политики 17
2.5. Основные направления единой государственной 29
денежно-кредитной политики на 2012г. и период 2013-2014г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Инструменты денежно-кредитной политики уф3-12.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Методы денежно-кредитной политики - это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики.1 В то время как инструменты денежно-кредитной политики - это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Все методы денежно-кредитной политики используются в единой системе и, в свою очередь, делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные (выборочные), предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики:

1. Учетная политика. При выдаче  кредитов банки устанавливают  цену за пользование деньгами - она называется учетной ставкой. Учетные ставки коммерческих банков зависят от учетной ставки центрального банка, по которой он предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если центральный банк повышает ставку, то коммерческим банкам также приходиться удорожать кредиты, и волна ограничений прокатывается по всей цепочке взаимосвязей. Эта мера может сковывать инфляционный поток, но при этом угнетающе воздействовать на деловую активность. Удешевление кредита ведет, как правило, к дополнительному притоку денег в сферу обращения. Манипулирование базисной ставкой является давним и традиционным рычагом воздействия ЦБ на предложение денег. Однако зависимость здесь не всегда прямая: расширение и удешевление денежных продаж (кредитов) ЦБ отнюдь не означает, что коммерческие банки будут их незамедлительно использовать, - многое зависит от конъюнктуры и прогнозов. Свои коррективы могут внести изменения в скорости обращения денег.

В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического

развития, и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

2. Процентная ставка. Набеги инфляционных  волн, и соответствующее поведение коммерческих банков победили ученых исследовать взаимосвязи между инфляционным процессом и процентными ставками. Исходный тезис Ирвинга Фишера гласил: предполагаемый рост инфляции приводит к соответствующему росту процентной ставки, так же как и, наоборот, прогноз снижения инфляции сдерживает рост процентной ставки»; исходя из этого, моно прогнозировать изменение валютного курса.

Изменение валютного курса определяется разницей между уровнями номинальных процентных ставок стран-партнеров. Более высокий, чем у партнера темп инфляции, ведет, принимая во внимание фактор ожиданий, к повышению процентной ставки, что, однако, обесценивающе воздействует на стоимость данной национальной валюты при сопоставлении с партнерской. Если также принять во внимание ситуацию на мировом финансовом рынке, то процентная ставка внутри страны, условно говоря, должна равняться процентной ставке за рубежом плюс процент обмена национальной валюты.

3. Операции на открытом рынке. В странах с развитым рынком  ценных бумаг наиболее распространенным  методом денежно-кредитной регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставления ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

Операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности ФРС США. На эти сделки приходиться примерно 4/5 годового оборота ФРС.

4. Установление норм обязательных резервов. Посредством изменения норматива резервных средств банк регулирует объемы выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы к снижению рыночного процента

Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие:

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску, и ликвидности банковских операций Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Применяемые Центральным банком инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

- гибкость, т.е. возможность маневра  в процессе применения данного  инструмента;

- возвратность, т.е. возможность проведения  обратной операции;

- скорость;

- соответствие получаемых результатов  поставленным целям.

Итак, не смотря на то, что использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране, к сожалению, эффективность денежно-кредитной политики не всегда находится в зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в настоящее время не способствует снижению ставок по кредитам. Тем не менее, для достижения определенных целей экономической политики Центральный банк применяет те инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут более способствовать созданию благоприятной ситуации.

Основными методами денежно-кредитной политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную сферу и воздействовать на нее необходимым образом на данном экономическом этапе

 

2.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной.

Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины реального  предложения денег в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

2) изменение процентной ставки  на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику  процентной ставки;

4) изменение объема выпуска в  ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:

1) избыточные резервы, появляющиеся  в результате политики «дешевых  денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;

2) вызванное денежно-кредитной  политикой изменение денежного  предложения может быть частично  компенсировано изменением скорости обращения денег.

В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно-кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно-кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно-кредитная политика стала более прагматической.

Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, для этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремиться к этому, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно-кредитной политики центральным банком являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банка.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики