Инвестиционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время степень развитости любого государственного образования в социально-экономическом отношении, прежде всего, определяется не только ВВП, приходящемся на каждого жителя России, его объемными характеристиками в масштабе страны и ее регионов, но и инвестициями, аккумулирующимися в рамках огромной ее пространственности сегодня, и теми ее элементами, которые были накоплены в инвестиционном арсенале России на протяжении всей истории ее народного хозяйства. Богатство любой страны сегодня, в том числе и России, прежде всего, заключается в насыщенности ее инвестициями, элементами и компонентами, их определяющими и образующими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…. 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ..……………….…….. 4
1.1. Общая характеристика инвестиций ………………………………………..4
1.2. Внутренние и внешние источники инвестиций ……………..………..….. 6
2. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ …….13
2.1. Особенности формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике ……………………..…………………………………………………13
2.2. Роль банков в инвестировании ………...……………..……………………15
3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ …………..………....….. 19
3.1. Оценка инвестиционного климата ………...………………………………19
3.2. Анализ инвестиционной деятельности в 2009 году………………………24
3.3. Основные направления повышения эффективности инвестиционной деятельности ……………………………...……………………………..………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………..…..……... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика России.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Оценкой инвестиционного климата различных стран занимаются независимые рейтинговые агентства. К общепризнанным в мировом сообществе рейтинговым агентствам относятся Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch. Их основной задачей является  анализ текущей ситуации в различных странах с точки зрения их кредитоспособности и инвестиционной привлекательности, а также присвоение им определенного рейтинга. Присвоенный ими рейтинг служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны для инвесторов. Рассмотрим методику и факторы, влияющие на присвоение суверенного рейтинга (рейтинга страны), на примере ведущего рейтингового агентства Standard & Poor’s.

Рейтинговая шкала Standard & Poor’s варьируются от наивысшей категории — «ААА» до самой низкой — «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС» могут быть дополнены знаком «плюс» или «минус», обозначающим промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям. Рейтинги категорий «ААА», «АА», «А» и «ВВВ» - рейтинги инвестиционного класса. Рейтинги категорий «ВВ», «В», «ССС», «СС» и «С» - рейтинги, обладающие значительными спекулятивными характеристиками.

Для определения суверенного рейтинга Standard & Poor's использует как глобальные системные факторы согласно данным прошлого опыта, так и фундаментальные факторы, влияющие на кредитоспособность каждого конкретного национального правительства. Анализ ведется по восьми основным направлениям, что позволяет принять в расчет все наиболее важные факторы. Согласно методике каждое правительство оценивается по шкале от одного (самый высокий результат) до шести (самый низкий результат) баллов по каждой категории анализа в сравнении со всеми другими правительствами мира (независимо от того, присвоены ли им рейтинги или нет). Затем полученные результаты агрегируются в единый рейтинг.

Каждое направление анализа тесно связано как с экономическими, так и с политическими рисками, которые являются основными детерминантами степени кредитного риска. Экономические риски определяют наличие у правительства возможности своевременно погашать свои долговые обязательства и находятся в функциональной зависимости, как от количественных, так и от качественных факторов. Политические риски отражают степень готовности правительства платить по своим долгам.

К ключевым экономическим и политическим рискам, которые эксперты Standard & Poor's принимают в расчет при определении суверенных рейтингов, относятся следующие:

  • стабильность политических институтов и степень участия широких масс в политическом процессе;
  • структура доходов населения и структурная организация экономики;
  • налогово-бюджетная политика и степень ее гибкости;
  • кредитно-денежная политика и факторы инфляционного давления;
  • долговое бремя государственного и частного секторов и исторические сведения по обслуживанию долга.

Соответственно, определение суверенного рейтинга является комплексной задачей, при решении которой эксперты Standard & Poor's рассматриваются следующие факторы:

1) Политические риски 

  • форма правления и степень адаптируемости политических институтов;
  • степень участия широкого населения в управлении страной;
  • упорядоченность процедуры передачи властных полномочий (преемственность власти);
  • наличие широкого консенсуса относительно целей и задач экономической политики;
  • степень интеграции в глобальную торговую и финансовую систему;
  • внутренние и внешние угрозы национальной безопасности;

2) Структура доходов  населения и структурная организация  экономики 

  • условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства;
  • рыночная - нерыночная экономика;
  • наличие ресурсов и степень их диверсификации;

3) Перспективы экономического  роста 

  • объем и структура сбережений и капиталовложений;
  • темпы и характер экономического роста;

4) Степень гибкости налогово-бюджетной политики

  • итоги фискальной деятельности национального правительства и сбалансированность бюджета;
  • конкурентоспособность системы налогообложения, степень гибкости в сфере повышения ставок налогообложения;
  • факторы, которые могут способствовать росту государственных расходов;

5) Бремя государственного  долга 

  • финансовые активы национального правительства;
  • бремя государственного долга и процентных выплат по государственному долгу;
  • валютная структура государственного долга;
  • обязательства государства по выплате пенсий;
  • условные обязательства банковской системы, корпораций и других юридических лиц;

6) Стабильность цен 

  • тенденции развития ценовой инфляции;
  • темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования государственного бюджета;
  • курсовая политика;
  • степень независимости Центрального банка;

7) Гибкость платежного  баланса 

  • влияние налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики на состояние счетов внешних операций;
  • структура счета текущих операций;
  • структура потоков капитала;

8) Внешний долг и ликвидность 

  • объем и валютная структура внешнего государственного долга;
  • объем условных обязательств, взятых на себя банками и другими государственными и частными субъектами под государственную гарантию;
  • сроки выплат в счет погашения государственного долга и бремя по обслуживанию долга;
  • объем и структура государственных резервов и других внешних активов;
  • исторические сведения по обслуживанию долга.

На основании количественной и качественной оценки этих факторов странам присваиваются суверенные рейтинги. Наиболее высоким рейтингом «ААА» обладают такие страны, как  США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция, Дания и т.д. Это означает, что эти страны отличаются долгосрочной политической стабильностью, взвешенной кредитно-денежной и налогово-бюджетной политикой и, следовательно, относительно низким уровнем инфляции и высокой степенью международной экономической интеграции.

Тот факт, что в странах бывшего СССР политические институты находятся на этапе становления, не позволяет присвоить им достаточно высокие рейтинги, даже несмотря на состояние их экономик. В то же время, в случае успешного завершения рыночных реформ в переходных странах Восточной Европы суверенные кредитные рейтинги, по крайней мере некоторых из них, могут в конечном итоге приблизиться к рейтингами западноевропейских стран, в которых существуют вековые рыночные традиции.

Правительство, которое в недавнем прошлом допустило дефолт, должно стремиться восстановить доверие к своей экономической политике, используя меньшие объемы привлеченных средств, чем правительство с безупречной историей обслуживания государственного долга. Например, Великобритания в течение столетий неизменно выполняла свои обязательства даже во время войн и финансовых кризисов, в то время как Аргентина ("ВВ" по обязательствам в иностранной валюте и "ВВВ-" по обязательствам в национальной валюте) все еще пожинает плоды многолетней бесхозяйственности, в том числе допущенных в прошлом дефолтов. Несмотря на то, что рейтинг Аргентины постепенно повышается, он еще отнюдь не так высок, как рейтинг Великобритании, хотя соотношение государственного долга к национальному доходу в Аргентине сейчас ниже.

 

 

3.2. Анализ инвестиционной деятельности в 2009 году

За последние годы до начала кризиса Россия достигла определенных положительных результатов в проведении социально-экономической политики, о чем свидетельствует макроэкономическая стабилизация и положительная динамика многих макроэкономических показателей.

ВВП России начиная с 1999 г. показывало высокие темпы роста: 2004 г. – 7,2%; 2005 г. – 8,6%, 2006 г. – 10,5%; 2007 г. – 12%; 2008 – 1,7%. Однако по оценке Министерства экономического развития и торговли за период январь- март 2009 г. в связи с кризисом ВВП уменьшился к соответствующему периоду 2008 года на 0,6%. Уровень инфляции за 2001-2006 гг. снизился в 2 раза и составил 9% в 2006 году, против 18,6% в 2001 году. Однако с 2007 г. наблюдается повышение уровня инфляции. На протяжении последних двух лет наблюдался профицит государственного бюджета. В этом году ситуация меняется в худшую сторону. По данным Федеральной службы государственной статистики промышленное производство за первый квартал 2009 г. снизилось на 21,8% к аналогичному периоду прошлого года. Накопленный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за первый квартал оценивается в размере 1297 млрд. рублей, в марте инвестиции в основной капитал составили 502,8 млрд. руб. с небольшим отставанием относительно прошлого года 534,8 млрд. руб.

По состоянию на I квартал 2009 года по данным Министерства экономического развития и торговли накопленный иностранный капитал в экономике России составил 226,7 млрд. долларов США. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 55,6%, доля прямых инвестиций составила 42%, а портфельных – 2,4%.

Основные страны-инвесторы в I квартале 2009 г. – Нидерланды, Люксембург, Германия, Кипр, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 76,2% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 76,3% общего объема накопленных прямых инвестиций.

В I квартале 2009 г. в экономику России поступило 12 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 30,3% меньше, чем в I квартале 2008 г.

Росстат оценивает увеличение темпов годового падения инвестиций в апреле 2009 года новой рекордной цифрой — 23,1%. Учитывая, что в 2008 году в структуре инвестиций до 60% приходилось на вложения в строительство, можно ожидать дальнейшего углубления падения инвестиций, если кредитные рынки не заработают в полную силу до конца 2009 года. Как демонстрируют майские данные, продолжающееся падение внутреннего спроса может поддержать этот процесс. 
          Сокращение инвестиций в основной капитал в апреле 2009 года оказалось гораздо более существенным, чем ожидали экономисты. Росстат оценил его в 23,1% в годовом выражении. Консенсус-прогноз экономистов, опрашиваемых агентством "Интерфакс", составлял 14,6%. Темпы падения капитальных инвестиций ускоряются: в марте 2009 года к марту 2008 года они сократились на 15,4%, а в апреле — на 16,2%. Накопленное за январь—май 2009 года к аналогичному периоду 2008 года падение вложений в основной капитал, по оценкам Росстата, составило 17,7%, тогда как в январе—мае 2008 года был зафиксирован их рост на 22,6%.

В мае по сравнению с апрелем 2009 года инвестиции увеличились на 11,1%. Специалисты отмечают, что такой рост произошел исключительно благодаря сезонности. В мае традиционно происходит подъем жилищного строительства, особенно в северных районах. В то же время, даже несмотря на сезонность, Росстат зафиксировал заметное углубление спада в объемах строительных работ, выполненных в мае, до 21,9% по сравнению с маем 2008 года (в апреле 2009 года сокращение составляло 16,3 %).

Связь динамики инвестиций и строительства в РФ традиционна и более сильна, чем принято считать. Росстат  привел следующее соотношение вложений в основные фонды российской промышленности в 2008 году: 52,4% от всего объема инвестиций составляли инвестиции в нежилые здания и сооружения, 33% — в машины, оборудование и транспортные средства, а 7,5% — в жилье. Доля инвестиций в строительство стабильно росла с 2006 года, а доля инвестиций в машины и оборудование сокращалась. Из данных Росстата вполне следует вывод: на осуществляемый правительством инновационный прорыв промышленники денег не тратили. Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в структуре инвестиций в нефинансовые активы с 2005 по 2008 год стабильно составляли 0,3%.                 .     
           На сегодняшний день большинство крупных инфраструктурных проектов заморожено, а бизнес активно достраивает лишь объекты, основная доля инвестиций в которые произведена еще до кризиса. Впрочем, экономисты считают, что некоторое формальное улучшение инвестиционных показателей в конце 2009 года произойдет в любом случае благодаря эффекту низкой базы. Дело в том, что в 2008 году были отмечены самые низкие темпы роста инвестиций с 2002 года (9,1%), а в декабре 2008 года уже было зафиксировано снижение инвестиций на 2,3% по сравнению с декабрем 2007 года.

Из майских показателей следует и то, что не окажет поддержки инвестициям и внутренний спрос, который последние годы являлся одной из основных движущих сил в росте обрабатывающих секторов. В мае 2009 года сокращение реальных доходов населения в годовом выражении увеличилось до 1,3% по сравнению с 0,1% в апреле, а сокращение оборота розничной торговли соответственно до 5,6% с 5,3%.

 

3.3. Основные направления повышения  эффективности инвестиционной деятельности

 

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным источником модернизации экономики. По оценке экономистов, потребность страны только в иностранных инвестициях составляет не менее 13 млрд. долларов в год. Однако для того, чтобы инвесторы пошли на такие вложения, необходимы значительные положительные изменения в инвестиционном климате страны.

Крайне негативную роль для инвестиционного климата в России сыграл финансовый кризис 1998 года, в результате которого Россия не выполнила обязательства по внутренним государственным ценным бумагам (ГКО-ОФЗ), а также по государственным ценным бумагам, номинированных в долларах США (ОВГВЗ 3 транша). По итогам финансового кризиса России был присвоен рейтинг «SD» – выборочный дефолт, что привело к изъятию уже вложенных средств и оттоку капитала из России. Последствия данного кризиса до сих пор оказывает отрицательное воздействие на иностранных инвесторов, потенциально заинтересованных в инвестициях в Россию. Помимо этого, кредитной истории России был нанесен существенный урон, что учитывается при определении рейтинга и, соответственно, крайне затруднит присвоение ей достаточно высокого рейтинга в ближайшие несколько лет.

Информация о работе Инвестиционная политика РФ