Исследование новых правовых форм бюджетных учреждений и особенности их финансирования (автономные, бюджетные, казенные учреждения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с финансово-правовым регулированием деятельности бюджетных учреждений в бюджетно-налоговой сфере. Данные отношения весьма многогранны и поэтому нуждаются в комплексном изучении.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, в том числе финансового, административного, гражданского, которые регулируют отношения с участием бюджетных учреждений, их права и обязанности, обусловленные общим финансово-правовым статусом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансовой деятельности бюджетных учреждений…………………………………………………………………5
1.1. Понятие и виды учреждений как субъектов финансового права…………………………………………………………………..
1.2. Финансово-правовые основы деятельности государственных, муниципальных учреждений ……………………………..………
1.3. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений……………………………………………
Глава 2. Особенности организации учёта и финансового обеспечения казенных, бюджетных и автономных учреждений …………………….
2.1. Основные изменения правового положения государственных учреждений……………………………………………………………..
2.2. Особенности финансового обеспечения и налогооблажения государственных (муниципальных) учреждений…………………….
2.3. Особенности финансового обеспечения казённых учреждений …
2.4. Особенности финансового обеспечения бюджетных учреждений..
2.5. Особенности финансового обеспечения автономных учреждений.
Глава 3. Итоги изменения правового положения бюджетных учреждений…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Курсач 3 курс.docx

— 90.12 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Дзержинский филиал

Направление подготовки  «Экономика»

Курсовая работа

по дисциплине Государственные и муниципальные финансы

 

Исследование новых правовых форм бюджетных учреждений и особенности их финансирования (автономные, бюджетные, казенные учреждения)

 

Выполнила: студентка 3 курса очной формы обучения (гр. 3-Б13 ЭК(1)/18)

 

Жирнова Владислава Сергеевна

_________________

 

Проверил:

д.э.н., проф. Яшина Н. И.

__________________

Дзержинск

2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы финансовой деятельности бюджетных учреждений…………………………………………………………………5

    1. Понятие и виды учреждений как субъектов финансового права…………………………………………………………………..
    2. Финансово-правовые основы деятельности государственных, муниципальных  учреждений ……………………………..………
    3. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений……………………………………………

Глава 2. Особенности организации учёта и финансового обеспечения казенных, бюджетных и автономных учреждений  …………………….

  1. Основные изменения правового положения государственных учреждений……………………………………………………………..
  2. Особенности финансового обеспечения и налогооблажения государственных (муниципальных) учреждений…………………….
  3. Особенности финансового обеспечения казённых учреждений …
  4. Особенности финансового обеспечения бюджетных учреждений..
  5. Особенности финансового обеспечения автономных учреждений.

Глава 3. Итоги изменения правового положения бюджетных учреждений…………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Просматривая множество тем и статей по дисциплине Государственные и муниципальные финансы для выбора темы курсовой работы, меня заинтересовал вопрос об изменении правовых форм государственных учреждений, а именно о подписанном Федеральном законе от 08.05.2010 года. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно интересный и актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не целесообразности проведенных изменений.

Итак, президентом РФ Д. Медведевым 08.05.2010 года был подписан Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которым были внесены революционные изменения, направленные на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений. Поправки коснулись около 40 законодательных актов, регулирующих правоотношения в бюджетной и банковской сфере, в образовании, деятельность автономных и некоммерческих организаций, вопросы налогообложения и учета.

Основными целями изменений оказались: снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельности.

При этом закон № 83-ФЗ вступил в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, для которых были предусмотрены иные сроки введения в действие.

Для проведения реформы бюджетной системы с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года был установлен переходный период. Порядок применения действующих в настоящее время в бюджетной сфере нормативных документов, а также многочисленные мероприятия, которые планировалось провести в ходе этого периода, обозначены в статье 33 Закона № 83-ФЗ.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с финансово-правовым регулированием деятельности бюджетных учреждений в бюджетно-налоговой сфере. Данные отношения весьма многогранны и поэтому нуждаются в комплексном изучении.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, в том числе финансового, административного, гражданского, которые регулируют отношения с участием бюджетных учреждений, их права и обязанности, обусловленные общим финансово-правовым статусом.

В теории вопроса об изменениях в правовых формах государственных учреждений сохраняется множество дискуссионных вопросов, а также нерешенных проблем, так как процесс революционных изменений в России, как и в любой другой стране, затрагивает все сферы деятельности общества в большей или меньшей степени и выступает как элемент экономической и политической стабильности страны. Поэтому решение этих проблем путем анализа и сопоставления с моральными проблемами, касающимися публичной сферы жизни, её ценностями, помогут определить, а что получит страна и конкретно каждый человек через некий промежуток времени.

В своей работе я попробую обозначить основные черты и подвести итоги процесса преобразования правовых форм государственных (муниципальных) учреждений в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    1. Понятие и виды учреждений как субъектов финансового права

Идея учреждения как юридического лица возникла в период обособления христианского (церковного) имущества с появлением первых христианских общин в Риме, в то время  как  римскому праву еще не было известно понятие юридического лица. Позже не создали такое понятие как «учреждения» и средневековые юристы, которые изучали, пропагандировали и применяли римское право. Лишь немецким цивилистам удалось разработать и впервые использовать понятие «учреждение».

Учреждение - не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций.1

В российском праве (как дореволюционном, так и советском) понятие «учреждение» существовало, хотя обозначало разные юридические конструкции. Рассматривая историю формирования учреждения в качестве разновидности юридического лица, советский и российский юрист, специалист по гражданскому праву С.Н. Братусь писал: «Учреждение выросло из корпорации; в процессе своего развития оно переросло в корпоративную форму». Далее он обращал внимание на то, что «... в условиях буржуазного общества субъектами права собственности могут быть либо физические лица, либо организованные их объединения, либо государство в целом (казна), причем во всех этих случаях речь идет о различных модификациях права частной собственности; необходимо признать собственником имущества, предназначенного для удовлетворения общественно полезной цели, именно учреждение как таковое...». В 1954 году С.Н. Братусь, говоря о советских учреждениях как структурном виде юридического лица, писал, что это, во-первых, государственные органы как бюджетные, так и действующие на основе хозяйственного расчета; во-вторых, это созданные кооперативными и общественными организациями предприятия и учреждения, являющиеся юридическими лицами. При этом союзы лиц, то есть кооперативные и общественные организации, не частные объединения лиц, а социалистические организации.

Учреждение как субъект права является хозяйствующим субъектом и в соответствии с Общероссийским классификатором выступает в качестве самостоятельной организационно-правовой формы. Сам термин «учреждение» в праве имеет общее и специальное значение. В общем значении он используется как родовая характеристика в классификационном делении всех организационно-правовых форм юридических лиц на корпорации и учреждения. Советский и российский учёный-правовед, специалист в области гражданского права Е.А. Суханов понимает под учреждениями - организации, не имеющие членства, которые могут иметь одного или более учредителей.

На сегодняшний день учреждения являются одним из традиционных участников отечественного имущественного оборота. Большинство учреждений, в том числе существующие на данный момент, являются государственными и муниципальными, хотя есть и учреждения, созданные частными собственниками.

 Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.2

Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций учреждение:

      1. Может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами;
      2. Не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество.

Но, правоспособность учреждения, как любой другой некоммерческой организации, ограничена целью реализации функций лишь некоммерческого характера, среди которых могут быть не только управленческие, социально-культурные, но и образовательные, спортивные и иные. Не случайно учреждения широко распространены в сфере образования: в их числе школы и высшие учебные заведения.

Создавая учреждения, собственник преследует, как правило, цель обслуживания собственных потребностей. Так, выполняя функции в сфере образования, государство учреждает и финансирует школы, вузы, а в сфере исполнения наказания – колонии и изоляторы. В сфере обороны – это воинские части.

Стоит отметить, что до вступления в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях» строгой классификации учреждений законодательство не предлагало, но теперь же в статье 123 ГК РФ указывается, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). В свою очередь государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным учреждением. Таким образом, выделяют: виды учреждений:

      1. Частные;
      2. Государственные;
      3. Муниципальные.

Государственные (муниципальные) учреждении делятся на: бюджетные, автономные и казенные.

Также учреждения разделяют по целям деятельности:

      • Органы управления;
      • Благотворительные учреждения;
      • Образовательные учреждения;
      • Учреждения культуры (по видам деятельности подразделяются на музеи, библиотеки, театры и т.п.);
      • Медицинские учреждения;
      • Научные учреждения;
      • Социальные учреждения.

Этот перечень не является исчерпывающим в современном мире, так как могут создаваться учреждения и с иными целями деятельности.

 

    1. Финансово-правовые основы деятельности учреждений и особенности их выбора

Основой нового закона является выделение трех типов учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные.3

При этом все три формы - это государственные учреждения, а значит и форма собственности у них - государственная (федеральная, региональная) или муниципальная.

Данные формы различаются между собой лишь по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности.

Бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".4

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.  
    Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.  

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом. 

Информация о работе Исследование новых правовых форм бюджетных учреждений и особенности их финансирования (автономные, бюджетные, казенные учреждения)