Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:10, курсовая работа
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с финансово-правовым регулированием деятельности бюджетных учреждений в бюджетно-налоговой сфере. Данные отношения весьма многогранны и поэтому нуждаются в комплексном изучении.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, в том числе финансового, административного, гражданского, которые регулируют отношения с участием бюджетных учреждений, их права и обязанности, обусловленные общим финансово-правовым статусом.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансовой деятельности бюджетных учреждений…………………………………………………………………5
1.1. Понятие и виды учреждений как субъектов финансового права…………………………………………………………………..
1.2. Финансово-правовые основы деятельности государственных, муниципальных учреждений ……………………………..………
1.3. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений……………………………………………
Глава 2. Особенности организации учёта и финансового обеспечения казенных, бюджетных и автономных учреждений …………………….
2.1. Основные изменения правового положения государственных учреждений……………………………………………………………..
2.2. Особенности финансового обеспечения и налогооблажения государственных (муниципальных) учреждений…………………….
2.3. Особенности финансового обеспечения казённых учреждений …
2.4. Особенности финансового обеспечения бюджетных учреждений..
2.5. Особенности финансового обеспечения автономных учреждений.
Глава 3. Итоги изменения правового положения бюджетных учреждений…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…
При этом основным объединяющим признаком для всех бюджетных учреждений является то, что учредителем такого учреждения могут быть только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
Другим общим признаком для бюджетных учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Также сохранились ограничения на распоряжение имуществом бюджетного учреждения в зависимости от типа учреждения.
На данный момент большинство регионов давно приняло решение сохранить основную часть учреждений в статусе бюджетных. Однако существуют регионы, которые предпочли не торопиться с использованием новых возможностей, предоставляемых Федеральным законом № 83-ФЗ, и приняли решение о переводе большей части учреждений в статус казенных.
Утвержденный тип учреждения в итоге влияет на особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности и организации бюджетного и бухгалтерского учета. В связи с этим Минфин РФ принял четыре нормативных акта, регулирующих специфику деятельности государственного (муниципального) учреждения в зависимости от его типа и отражающих особенности ведения бухгалтерского или бюджетного учета (приказ № 157н, приказ № 162н, приказ №174н, приказ №183н).
Появление указанных нормативных актов в первую очередь было связано с проведением бюджетной реформы и с потребностями государства в более чёткой информации о состоянии своих активов и обязательств, обеспечении прозрачности операций с государственными финансами.
Кроме того, бюджетный учёт по ряду позиций был приближен к тем нормам, которые существуют в коммерческом учёте. Например, отсутствие жёстко прописанной формы бухгалтерского учёта, начисление амортизации по основным средства и нематериальным активам, использование метода начисления при отражении доходов и определении финансового результат и многие другие.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что цель реформы государственных бюджетных учреждений – финансировать количество и качество государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов.
По мнению исследователей, данной реформой государство пыталось создать новый правовой и финансовый механизм способный гибко и адекватно обеспечивать стремительно меняющиеся потребности нашего общества, в условиях масштабной модернизации страны.
Иными словами финансовые ресурсы страны направляются на эффективное удовлетворение государственными учреждениями законных потребностей, как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, а не на содержание государственными учреждениями самих себя.
Все мы хорошо знаем и помним изживающий себя «затратный метод» бюджетного финансирования государственных учреждений, когда экономия в расходах государственного учреждения приводила к урезанию на следующий год его бюджетного финансирования.
С точки зрения решаемых задач бюджетные учреждения дифференцированы по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях. Теперь казенные учреждения в основном решают задачи обороноспособности и безопасности страны, поэтому они функционируют в условиях наибольшего контроля со стороны государства. Бюджетные учреждения решают задачи в рамках приоритетных национальных проектов и развития регионов. При этом, наибольшей имущественной и финансовой самостоятельностью обладают автономные бюджетные учреждения, которые решают задачи в сфере социального развития. Прежде всего, это образование, культура и спорт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог своей работы, сопоставляя глубину и продолжительность, проводимых преобразований в деятельности бюджетных учреждений, можно сделать вывод, что нормы, по которым финансирование бюджетных учреждений должно осуществляться на основе заданий с учетом расчетно-нормативных затрат на их выполнение, действовали и раньше. В момент принятия данной реформы и по настоящий момент ее успех во многом зависит лишь от того, насколько грамотно были разработаны региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию Закона № 83-ФЗ, а также от действий руководителей ОУ. Для того чтобы на практике не допустить изменений к худшему, необходимо заранее определить возможные “зоны риска”.
В целом, можно утверждать, что переход на финансирование государственной услуги требует проведения подготовительной работы по созданию нормативной базы, создания перечня услуг, расчету стоимости услуг. От качества этой работы и зависит то, чем станет в будущем реализация Закона №83-ФЗ – основой для развития бюджетной системы и повышения эффективности и качества, или обоснованием сокращения финансирования и развития платности.
Цель реформы государственных бюджетных учреждений – финансировать количество и качество государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов. По мнению многих исследователей, государство создало новый правовой и финансовый механизм способный гибко и адекватно обеспечивать стремительно меняющиеся потребности нашего общества, в условиях масштабной модернизации страны. Иными словами финансовые ресурсы страны теперь направляются на эффективное удовлетворение государственными учреждениями законных потребностей, как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, а не на содержание государственными учреждениями самих себя. Все мы хорошо знаем и помним изживающий себя «затратный метод» бюджетного финансирования государственных учреждений, когда экономия в расходах государственного учреждения приводила к урезанию на следующий год его бюджетного финансирования.
С точки зрения решаемых
задач бюджетные учреждения дифференцированы
по степени имущественной и финансовой
самостоятельности в рыночных условиях,
и соответственно меняются подходы к финансовому
контролю их деятельности.
Казенные учреждения
в основном теперь решают задачи обороноспособности
и безопасности страны, поэтому они стали
функционировать в условиях наибольшего
контроля со стороны государства.
Бюджетные учреждения
теперь решают задачи в рамках приоритетных
национальных проектов и развития регионов.
Поэтому государственный контроль в основном
- последующий по результатам выполнения
государственного задания. Предварительный
контроль осуществляется лишь на стадии
санкционирования бюджетных расходов
по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям.
Наибольшей же имущественной и финансовой самостоятельностью на сегодняшний момент обладают автономные бюджетные учреждения, которые решают задачи в сфере социального развития. Прежде всего, это образование, культура и спорт. Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контрольно-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осуществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Г http://www.grazkodeks.ru РАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015 - 2014
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Сравнительная характеристика автономных, бюджетных, казённых учреждений по некоторым признакам (по организации бюджетного и налогового учёта)
Казенное |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение | |
Цели создания |
Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ) |
Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона РФ от 12 января 1996г. № 7-ФЗ, далее — Закон № 7-ФЗ) |
Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п.1 ст. 1 Закона РФ от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ) |
Учредитель / ГРБС |
РФ, субъект РФ или муниципальное образование |
РФ, субъект РФ или муниципальное образование |
РФ, субъект РФ или муниципальное образование |
Сфера |
Достижение целей |
Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и иных сферах |
Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и иных сферах |
Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами |
Может заниматься приносящей доход деятельностью, если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ) |
Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которого оно создано. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в распоряжение учреждения (п .п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) |
Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которого оно создано. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в распоряжение учреждения (п .п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) |
Имущество |
Закрепляется на праве оперативного управления (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Закрепляется на праве оперативного управления (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Закрепляется на праве оперативного управления (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Распоряжение |
Не вправе отчуждать имущество,
закрепленное за собственником или приобретенное
учреждением за счет средств, выделенных |
Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника |
Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника |
Требования |
Распространяются |
Распространяются |
С 2012г. применяется Закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» |
Заключение |
С согласия |
С согласия |
С предварительного |
Ответственность |
Отвечает |
Отвечает |
Отвечает имуществом |
Органы управления |
Руководитель, назначенный учредителем |
Руководитель, назначенный учредителем |
Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом (п. п. 4 п. 13 ст. 2, п.2 ст. 9 ч. 3 Закона № 174-ФЗ) |
Приложение 2
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение | |
Финансовый документ для организации деятельности |
Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» |
Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (в ред. Приказа Минфина России от 02.10.2012 N 132н) |
Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (в ред. Приказа Минфина России от 02.10.2012 N 132н) |
Финансовое обеспечение |
На основании бюджетной сметы (ст. 6, «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ) |
Субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. (п. 6 ст. 9.2, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»>) |
Субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иные не запрещенные федеральными законами источников. (п. 4 ст. 4, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях») |
Законодательный документ по учету |
Федеральный закон от 06 декабря2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» |
Федеральный закон от 06 декабря2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» |
Федеральный закон от 06 декабря2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» |
Учет (общий для всех государственных (муниципальных) учреждений) |
Приказ Минфина РФ от 01 декабря 2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 12 октября 2012г. № 134н) |
Приказ Минфина РФ от 01 декабря 2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 12 октября 2012г. № 134н) |
Приказ Минфина РФ от 01 декабря 2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 12 октября 2012г. № 134н) |
Первичные и сводные бухгалтерские документы, учетные регистры |
Приказ Минфина РФ от 15 декабря 2010г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственных органов), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (проект изменений — сайт Минфина РФ) |
Приказ Минфина РФ от 15 декабря 2010г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственных органов), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (проект изменений — сайт Минфина РФ) |
Приказ Минфина РФ от 15 декабря 2010г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственных органов), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (проект изменений — сайт Минфина РФ) |
Применение бюджетной классификации |
Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» |
Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» |
Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» |
Конкретные правила применения Единого плана счетов, в том числе по объектам учета |
Приказ Минфина РФ от 06 декабря 2010г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (в редакции приказа Минфина России от 24.12.2012 N 174н «О внесении изменений в приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н») |
Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (проект изменений — сайт Минфина РФ) |
Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (проект изменений — сайт Минфина РФ) |
Основные средства |
Категории: — недвижимое имущество, — иное движимое имущество |
Категории: — недвижимое имущество, — особо ценное движимое имущество — иное движимое имущество (Постановление Правительства |
Категории: — недвижимое имущество, — особо ценное движимое имущество — иное движимое имущество (Постановление Правительства |
Амортизация основных средств |
В общем порядке по видам основных средств и категориям |
В общем порядке по видам основных средств и категориям |
В общем порядке по видам основных средств и категориям |
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг |
Применяется для формирования себестоимости по приносящей доход деятельности |
Применяется для формирования себестоимости выполнения государственного (муниципального) задания и по приносящей доход деятельности |
Применяется для формирования себестоимости выполнения государственного (муниципального) задания и по приносящей доход деятельности |
Денежные средства |
Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета. (п. 4 ст. 161, «Бюджетный Кодекс РФ) с использованием не только счетов: — 020110000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»; — 020120000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации», но и — 121002000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», — 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» |
Осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). (п. 8 ст. 9.2, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») с использованием счетов: — 020110000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»; — 020120000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации». |
Вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. (п. 3 ст. 2, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «Об автономных учреждениях») с использованием счетов: — 020110000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»; — 020120000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации». |
Особенности казначейского обслуживания |
Кассовые выплаты осуществляются на основании контролируемых Заявок на кассовый расход (ф. 0531801) и на получение наличных денег (ф. ф. 0531802, 0531844) Приказ Казначейства России от 29.12.2012 N 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующего бюджета |
Кассовые выплаты осуществляются на основании контролируемых Заявок на кассовый расход (ф. 0531801) и на получение наличных денег (ф. ф. 0531802, 0531844) Приказ Казначейства России от 29.12.2012 N 24н „О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства“ Приказ Федерального казначейства от 29.10.2010г. № 16н „О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений“ |
Кассовые выплаты осуществляются на основании платежных документов и Заявок на получение наличных денег (ф. ф. 0531802, 0531844) Приказ Казначейства России от 29.12.2012 N 24н „О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства“ Приказ Федерального казначейства от 8.12.2011г. № 15н „О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений“ |
Наличные денежные средства |
Приказ Минфина РФ от 31.12.2010 N 199н „Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства“ (с изменениями — приказ Минфина РФ от 28.12.2012г. № 177н) Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) |
Приказ Минфина РФ от 31.12.2010 N 199н „Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства“ (с изменениями — приказ Минфина РФ от 28.12.2012г. № 177н) Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) |
Приказ Минфина РФ от 31.12.2010 N 199н „Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства“ (с изменениями — приказ Минфина РФ от 28.12.2012г. № 177н) Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) |
Финансовые вложения |
Могут осуществляться в соответствии со ст. 104, 79 БК РФ Изменения в счета 204 «Финансовые вложения» (п. 72,73,74) 215 «Вложения в финансовые активы» (п.98) приказа № 162н |
Не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. (п. 14 ст. 9.2, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») |
Вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе). (ст. 4, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях») |