Коммерческий риск и методы его уменьшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

В основной части работы мы рассмотрим основные виды предпринимательских рынков, проанализируем причины их возникновения, а также обратим внимательность ряд сопутствующих вопросов. Прежде чем воплотить намеченный план в жизнь, дадим определение предпринимательского опасности. Понятие опасности используется в целом ряде наук. Право рассматривает опасность в связи с его правомерностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1.Характеристика коммерческих рисков………………………………………6
1.1 Сущность и виды коммерческих рисков……………………………… .10
1.2 Принципы возникновения рисков………………………………………13
1.3 Методы снижения степени рисков……………………………………...15
2.Организация риск менеджмента в магазине «Купец»…………………….18
2.1 Характеристика деятельности торгового предприятия……………….18
2.2 Виды коммерческих рисков……………………………………………..21
2.3 Способы уменьшения коммерческих рисков ………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсач К-202.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

 

Экономические преобразования, происходящие в России, характеризуются ростом числа предпринимательских  структур, созданием ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от единоличного носителя риска, переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. Однако большое число предпринимателей открывают свое дело при самых неблагоприятных условиях. До конца 80-х годов российская экономика характеризовалась достаточно стабильными темпами развития. Первыми признаками проявления кризиса явились негативные процессы в инвестиционной сфере (снижение ввода основных производственных фондов), результатом чего стало снижение объемов произведенного национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Нарастающий кризис экономики России является одной из причин усиления предпринимательского риска, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий.

 Значительный рост  убыточных предприятий позволяет  сделать вывод о том, что  без учета фактора риска в  предпринимательской деятельности  не обойтись, без этого сложным  является получение адекватных  реальным условиям результатов деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно.


 

 

 

 

 

 

1.2 Причины возникновения коммерческих рисков


Коммерческий риск —  это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Основные причины коммерческого  риска:

снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар,

  • реализуемый предпринимательской фирмой;
  • вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • Непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

повышение издержек обращения  в сравнении с намеченными  в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя риски, связанные с:

  • реализацией товара (услуг) на рынке;
  • транспортировкой товара (транспортный);
  • приемкой товара (услуг) покупателем;
  • платежеспособностью покупателя;
  • форс-мажорными обстоятельствами.

Центральное место в  оценке предпринимательского Риска  занимают анализ и прогнозирование  возможных потерь ресурсов при осуществлении  предпринимательской деятельности.

Здесь речь идет не о расходе  ресурсов, объективно обусловленном  характером и масштабом предпринимательских  действий, а о случайных, непредвиденных, но потенциально возможных потерях, возникающих вследствие отклонения реального хода предпринимательства  от задуманного сценария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы снижения степени риска


Как уже отмечалось, риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в  области риска. Основными направлениями  политики риска являются:

  • политика избежание риска;
  • политика принятия риска;
  • политика снижения степени риска.

Политика избежание  риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.

Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.

Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:

  • страхование (внутреннее и внешнее);
  • диверсификация;
  • лимитирование.

Первый метод  не снижает сам риск, но позволяет  компенсировать его о отрицательные  последствия. Два других метода уменьшают вероятность и величину возможных потерь.

Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование имущества предприятия, грузов при транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и др.

Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия и заключается в создании специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль.


Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой.

Различают несколько способов диверсификации

  • диверсификация видов хозяйственной деятельности предполагает использование различных возможностей для получения дохода и прибыли, т.е. вложение средств одновременно в несколько различных предприятий, создание филиалов в различных регионах и т.п.;
  • диверсификация поставщиков предусматривает разнообразие источников поступления товаров;
  • диверсификация ассортимента предполагает включение в ассортимент предприятия товаров с противоположной направленностью спроса (например, прохладительные напитки и горячий чай в кафе), что позволяет снижать экономический риск в период временного уменьшения спроса на отдельные товары;
  • диверсификация так называемого депозитного портфеля предполагает размещение временно свободных денежных средств в различных банках, что снижает риск их потери при банкротстве банка.

Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.

Любое снижение риска имеет  свою цену. Это так называемая плата  за снижение риска. При внешнем страховании  платой за снижение риска будет величина страховых взносов, при внутреннем страховании — затраты на создание резервных фондов. Использование  диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании. Следовательно, выбирая способ снижения риска, необходимо учитывать его стоимость и целесообразность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация риск менеджмента в магазине «Купец».


2.1 Характеристика деятельности торгового предприятия

Магазин «Купец» (г. Екатеринбург, ул. Викулова,38ВВ), как объект исследования дипломной работы, является структурным подразделением торговой сети «Купец» (г. Екатеринбург). 
Торговая сеть «Купец» - это одна из крупнейших и успешных торговых сетей Свердловской области. История «Купца» началась гораздо раньше, чем открылись первые магазины. Еще в начале 90-х годов ХХ века была учреждена компания, которая специализировалась на оптовых поставках продуктов питания в Свердловскую область. Постепенно этой компании удалось создать одну из лучших систем дистрибьюционных систем по оптовой коммерции в регионе. В 1997г. совет директоров принял стратегически важное решение о переориентации фирмы с оптовых поставок на розничную торговлю. Это был рискованный шаг, в основе которого лежала идея продавать товары в розницу, но по оптовым ценам. «Лучше меньше, да больше» - таков был принцип «Купца», использующего минимальную розничную накидку для обеспечения больших объемов сбыта. В 1998г. компания открыла три первых магазина. Как показали результаты, расчет оказался верным. Минимальная торговая накидка привела покупателей с низким и средним доходом, занимающих большую часть в составе потребительского контингента. В результате вырос объем продаж, что дало возможность компании выжить и удержать максимально допустимые низки цены. Постепенно компания совершенствовала применяемые формы и методы торговли, создавая сеть универсамов. В настоящее время торговая сеть «Купец» насчитывает 35 магазинов, в том числе один магазин в Богдановиче, три в Первоуральске и Каменск-Уральске. 
Стратегия развития торговой сети «Купец», принятая в 2007г., нацелена на увеличение торговых предприятий под брендом «Купец» в г. Екатеринбурге и Свердловской области, а также за ее пределами. В настоящее время дирекция торговой сети изучает предложения в тех городах, где востребованы сети продовольственных магазинов.  
«Перенимать все новое» - это еще один из основополагающих принципов интенсивного развития торговой сети «Купец». Это проявляется в активном внедрении инноваций в различных сферах и аспектах работы торговых предприятий сети. К примеру, на торговых площадях головного предприятия сети – торгового центра «Купец» (ул. 8 Марта, 46) разместились немецкая таверна, китайский чайный домик, французская кондитерская, русская лавка, восточный базар, медовый дом, пивная лавка с дорогим импортным пивом на розлив. Есть «рыбный остров», где можно выбрать и лично поймать живую рыбу или купить самые экзотические морепродукты. Расширение и насыщение ассортимента, который составляет порядка 60 тысяч товарных позиций, сопровождается совершенствованием торговых услуг. Ярким примером тому является информационный киоск, установленный в торговом центре «Купец», который считает штрих-код и выдаст цену и информацию о товаре. 
Создание торговой сети «Купец» стало одним из первых опытов применения новой концепции управления производством и сбытом. За девять лет компания развилась в мощную структуру, работающую на основе научных принципов подхода к рынку, используя новейшие технологии обслуживания покупателей. 
Миссия торговой сети «Купец» формулируется просто - это «Потребитель, завоевание его доверия и долгосрочное сотрудничество с ним».  
Первостепенной задачей в достижении миссии выступает индивидуальный подход к каждому покупателю путем высококлассного удовлетворения его потребностей.  
Объект исследования дипломной работы – универсам «Купец» (ООО «Орион»), расположен в г. Екатеринбурге на ул. Викулова,38В, реализует универсальный ассортимент продовольственных товаров, включающий все основные группы, а также ряд непродовольственных товаров (хозяйственные товары, средства гигиены, парфюмерно-косметические товары, сувениры и т.п.). 
Метод продажи товаров, применяемый в магазине, самообслуживание. 
Режим работы: круглосуточно, без перерыва и выходных. 
Организация деятельности предприятия осуществляется на площадях в 740 кв. метров, в том числе торговые площади магазина составляют 330,3 кв. метров. 
Автоматизированная система управления торговым процессом позволяет более быстро и качественно обслуживать покупателей, предлагать покупателям разнообразные торговые и сопутствующие услуги (оплата за товар по кредитным картам; дисконтных карт с фиксированным и накопительным размером скидок др.). Из многообразия программных продуктов, предназначенных для автоматизации торговых предприятий, в магазинах Торговой сети «Купец» установлено программное обеспечение «Джестори», позволяющее комплексно управлять товародвижением, вести количественно-суммовой учет товароматериальных ценностей в средневзвешенных ценах и др.  
Спрос, предпочтения покупателей в магазинах изучаются, главным образом, на основе данных о фактических продажах по магазину в целом, отдельным группам, подгруппам, видам, маркам, товарным позициям; анализируются и сопоставляются результаты других предприятий, входящих в торговую сеть. Иными словами, спрос изучается на основе информации, которая отражает объемом и структуру реализованного спроса. Кроме того, учитываются пожелания и предпочтения покупателей, в том числе относительно товаров, отсутствующих в ассортименте магазина. 



 

 

2.2 Виды коммерческих рисков


Коммерческий  риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Коммерческие  риски возникают из-за следующих  основных причин :

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий  риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств.

Отдельно следует выделить транспортный риск, его классификация  впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.


Группа E включает одну ситуацию - когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:

Информация о работе Коммерческий риск и методы его уменьшения