Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:21, лекция
Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен "вывести информацию из долговременной памяти в оперативную", сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Конечное сальдо не может быть отрицательным (это недопустимо), плохо, когда оно очень маленькое (это признак отсутствия у бизнеса запаса финансовой прочности), но оно не должно быть и очень большим (даже если так получается в результате эффективного ведения бизнеса). Большое конечное сальдо – это омертвление денежных средств, ухудшающее финансовую эффективность бизнеса (хотя и в неявном, невидимом до поры до времени виде), особенно его инвестиционную привлекательность. Поэтому в БДДС, как и вообще в управлении финансами, нужно постоянно искать компромисс, чтобы, увеличивая один из параметров финансового плана, не ухудшать все остальные. Одним из проявлений такого подхода является определение руководством компании размера конечного сальдо исходя из специфики данного бизнеса.
В бюджетировании можно применять два подхода в определении целевого значения конечного сальдо БДДС.
Во-первых, установить диапазон конечного сальдо, т.е. его определенное (минимальное и максимальное) для конкретного временного периода и отличное от других периодов значение в соответствии с целями руководства компании в области управления финансами.
Во-вторых, выбрать неснижаемый остаток конечного сальдо (например, минимальный остаток денежных средств на расчетном счете предприятия или фирмы, определенный договором с обслуживающим банком), в соответствии с которым должны быть затем определены размеры поступлений и использования денежных средств, и установить пределы величины конечного сальдо, при превышении которых денежные средства должны быть размещены или инвестированы.
Помимо
указанных категорий
Тема 5. Оценка инвестиционных проектов. Анализ стоимости капитала
5.1. Методы оценки инвестиционных проектов
Инвестиционная привлекательность – сложное и многогранное понятие, которое заключается в целесообразности вложения средств в данную организацию. Выделяют ряд аспектов инвестиционной привлекательности организации: технический; коммерческий; экологический; институциональный; социальный; финансовый. Все рассмотренные аспекты инвестиционной привлекательности организации взаимосвязаны, поэтому в процессе стратегического управления инвестициями предприятия отдельные аспекты должны быть оптимизированы между собой для эффективной реализации его главной цели – обеспечения финансового равновесия предприятия, находящегося в кризисе в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития. Оно является одним из важнейших условий осуществления предприятием эффективной инвестиционной деятельности. Это связано с дефицитом финансовых средств в условиях финансового оздоровления организации. Поэтому осуществляя инвестиционную деятельность во всех ее аспектах, предприятие должно заранее прогнозировать, какое влияние она окажет на уровень финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, а также оптимизировать в этих целях структуру инвестируемого капитала и инвестиционные денежные потоки. С этой целью сформулируем стратегию инвестиционной привлекательности в условиях финансового оздоровления. Стратегическое управление инвестициями предприятия охватывает следующие основные этапы (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Основные этапы стратегии обеспечения инвестиционной привлекательности организации
1. Определение
инвестиционной возможности
2. Исследование
условий внешней
3. Анализ
стратегических целей развития
предприятия, обеспечиваемых
В условиях кризиса предприятия, ограниченности ресурсов особенно важно определить направление главного «удара» – те недорогие, высокоэффективные и быстро окупаемые инвестиционные проекты, которые могут «вытащить» организацию из кризиса. Для этого следует:
– четко сформировать стратегию фирмы и структурировать задачи, стоящие перед ней в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
– провести классификацию проектов по их функциональной направленности и в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием;
– четко определить иерархию критериев отбора проектов, исключить преобладание внешнеэкономических критериев над социально-экономическими и финансовыми;
– разработать алгоритм определения приоритетности проектов для реализации поставленных задач;
– в качестве дополнительного, специфического критерия использовать оценку возможности привлечения финансовых средств под данный конкретный проект.
4. Формирование
инвестиционной политики
5. Реализация
решения и контроль за
6. Непрерывная переоценка предпринятых инвестиционных проектов является жизненно важной частью процесса планирования капиталовложений для предприятий, находящихся в кризисной ситуации. Проекты переоцениваются относительно дефицита средств, связанных с их реализацией.
Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.
Сильная сторона – это то, что компания делает хорошо, или такая характеристика, которая обеспечивает ее главную способность. Сильной стороной могут быть квалификация, важный опыт, разнообразные организационные ресурсы или конкурентные возможности, достижения, создающие компании рыночные преимущества (например, обладание наилучшей продукцией, всеобщее признание торговой марки, совершенные технологии или наилучшее обслуживание потребителей). Сильной стороной может быть также альянс или сотрудничество с партнером, обладающим таким опытом или возможностями, которые повышают конкурентоспособность компании.
Слабая сторона – это либо то, чем компания не обладает или делает недостаточно хорошо (по сравнению с остальными), либо условие, которое ставит компанию в невыгодное положение. Слабость может делать (а может и не делать) компанию уязвимой с точки зрения конкурентоспособности, в зависимости от того, какое значение придает ей рынок.
Оценка
эффективности каждого
– влияние стоимости денег во времени;
– учет альтернативных издержек;
– учет возможных изменений в параметрах проекта;
– проведение расчетов на основе реального потока денежных средств, а не бухгалтерских показателей;
– отражение и учет инфляции;
– учет риска, связанного с осуществлением проекта.
Рассмотрим основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов более подробно и выясним их основные достоинства и недостатки.
Статические методы оценки. Наиболее распространенным статическим показателем оценки инвестиционных проектов является срок окупаемости (Payback Period – РР). Под сроком окупаемости понимается период времени от момента на чала реализации проекта до того момента эксплуатации объекта, в который доходы от эксплуатации становятся равными первоначальным инвестициям (капитальные затраты и эксплуатационные расходы).
Экономический
смысл показателя заключается в
определении срока, за который инвестор
может вернуть вложенный
Для расчета
срока окупаемости элементы платежного
ряда суммируются нарастающим
РР = min n, при котором ? Pk ? I0,
где Pk — величина сальдо накопленного потока; I0 – величина первоначальных инвестиций.
Оценка периода окупаемости приведена в табл. 5.1.
Таблица 5.1 Пример расчета показателя РР
Таким образом, точный расчет периода окупаемости дает значение 4,6 года.
Для проектов, имеющих постоянный доход через равные промежутки времени (например, годовой доход постоянной величины – аннуитет), можно использовать следующую формулу периода окупаемости:
РР = I0 / A,
где РР – срок окупаемости в интервалах планирования; I0 – суммы первоначальных инвестиций; А — размер аннуитета.
Элементы платежного ряда в этом случае должны быть упорядочены по знаку, т.е. сначала подразумевается отток средств (инвестиции), а потом приток. В противном случае срок окупаемости может быть рассчитан неверно, так как при смене знака платежного ряда на противоположный может меняться и знак суммы его элементов.
Другим
показателем статической
ARR = Pr / (1/2)I0ср,
где Pr – среднегодовая величина прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта; I0ср – средняя величина первоначальных вложений, если предполагается, что по истечении срока реализации проекта все капитальные затраты будут списаны.
Иногда показатель рентабельности проекта рассчитывается на основе первоначальной величины инвестиций
ARR = Pr / I0.
Рассчитанный на основе первоначального объема вложений, он может быть использован для проектов, создающих поток равномерных доходов (например, аннуитет) на неопределенный или достаточно длительный срок.
Второй вариант расчета основан на отношении среднегодовой величины прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта за период к средней величине инвестиций с учетом остаточной или ликвидационной стоимости первоначальных инвестиций (например, учет ликвидационной стоимости оборудования при завершении проекта)
ARR = Pr / (1 / 2)(I0 – If ),
где Pr — среднегодовая величина прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта; I0 – средняя величина (величина) первоначальных вложений; If – остаточная, или ликвидационная, стоимость первоначальных инвестиций.