Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:21, лекция

Описание работы

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен "вывести информацию из долговременной памяти в оперативную", сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Файлы: 1 файл

лекции финансовый менеджмент.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Рд = Пр / З,

где Пр – прибыль от реализации; З –  затраты на производство продукции.

Рентабельность реализованной продукции Рп показывает размер прибыли на 1 руб. реализованной продукции:

Рп = Пч / Вр,

где Вр – выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Этот  показатель свидетельствует об эффективности  не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования.

Модифицированным  показателем рентабельности продукции  является рентабельность объема продаж:

Ро.пр = Пр / Vпр,

где Пр – прибыль от реализации продукции: Vпр – объем продаж.

Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности  используют показатели, приведенные ниже.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности

КДЗ = Vр / Zср.д ,

где Vр – объем реализации; Zср.д — средняя величина дебиторской задолженности.

Этот  коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого  кредита, предоставляемого предприятием. Если при расчете коэффициента выручка от реализации считается по переходу права себестоимости, то увеличение коэффициента означает сокращение продаж в кредит, а его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.

Период погашения дебиторской  задолженности

Тпог = 360 / КДЗ.

Чем продолжительнее  период погашения, тем выше риск ее непогашения. Этот показатель следует  рассматривать по юридическим и  физическим лицам, видам продукции, условиям расчетов, т.е. условиям заключения сделок.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

Коб МПЗ = Д / Zср МПЗ,

где Д  – себестоимость; Zср МПЗ — средняя величина материально-производственных запасов.

Период  оборота МПЗ

Tоб МПЗ =360 / Коб МПЗ.

Этот показатель свидетельствует о рациональном, эффективном или, наоборот, неэффективном использовании оборотных средств, исходя из динамики коэффициента за ряд лет[10] .

3.3. Определение собственных  оборотных средств 

Собственные оборотные средства рассчитываются как разность между оборотными средствами (запасы, дебиторская задолженность, авансы выданные, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения) и краткосрочными обязательствами (краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, авансы полученные, прочие текущие обязательства).

Величина  собственных оборотных средств  отражает долю средств, принадлежащих предприятию, в его текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости. Она показывает не только то, насколько текущие активы превышают текущие обязательства, но и то, насколько внеоборотные активы финансируются за счет собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов[11] .

Оставшуюся же часть оборотных  активов, если она не покрыта денежными  средствами, надо финансировать в  долг – кредиторской задолженностью. Не хватает кредиторской задолженности  – приходится брать краткосрочный  кредит.

Текущие финансовые потребности (ТФП) – это:

1) разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской  задолженностью;

2) разница между средствами, иммобилизованными  в запасах сырья, готовой продукции,  а также в дебиторской задолженности,  и суммой кредиторской задолженности;

3) не покрытая ни собственными  средствами, ни долгосрочными кредитами,  ни кредиторской задолженностью  часть чистых оборотных активов;

4) недостаток собственных оборотных  средств;

5) прореха в бюджете предприятия;

6) потребность в краткосрочном кредите.

Учитывая  остроту проблемы недостатка собственных  оборотных средств, сконцентрируемся на природе ТФП и способах их регулирования[12] .

Для финансового  состояния предприятия благоприятно получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия (если имеет место задолженность по заработной плате), от государства (если в краткосрочном периоде есть задолженность по уплате налогов) и т.д. Отсрочки платежа дают источник финансирования, порождаемый самим эксплуатационным циклом.

На  финансовое состояние неблагоприятно влияют:

1) замораживание  определенной части средств в  запасах (резервных и текущих  запасах сырья, запасах готовой продукции). Это порождает первостепенную потребность предприятия в финансировании;

2) предоставление  отсрочек платежа клиентам. Однако  такие отсрочки соответствуют  коммерческим обычаям. Предприятие  воздерживается при этом от  немедленного возмещения затрат – отсюда вторая важнейшая потребность в финансировании.

Средняя длительность оборота оборотных  средств – это время, необходимое  для превращения средств, вложенных  в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счете.

Период  оборачиваемости оборотных средств

Тоб ОС = Тоб З + Тоб ДЗ – Топ КЗ,

где Тоб З – период оборачиваемости запасов; Тоб ДЗ – период оборачиваемости дебиторской задолженности; Топ КЗ – средний срок оплаты кредиторской задолженности.

Предприятие заинтересовано в сокращении показателей Тоб З и Тоб ДЗ и увеличении показателя Топ КЗ для сокращения периода оборачиваемости оборотных средств.

Текущие финансовые потребности можно исчислять  как в рублях, так и в процентах  к обороту (объему продаж, выручке  от реализации), а также во времени относительно оборота. Текущие финансовые потребности, %

ТФП = ТФП / Bр. дн ? 100,

где Bр. дн – среднедневная выручка от реализации.

Если  результат равен, например, 50%, то это  означает, что нехватка оборотных  средств предприятия эквивалентна половине его годового оборота; 180 дней в году предприятие работает только на то, чтобы покрыть свои ТФП.

Текущая финансовая ответственность неодинакова  для различных отраслей и даже для предприятий одной и той  же отрасли.

На  ТФП оказывают влияние:

1) длительность эксплуатационного и сбытового циклов: чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция – в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции;

2) темпы  роста производства: поскольку ТФП  вытекают непосредственно из величины оборота, постольку и величина их изменяется параллельно динамике оборота; больший объем выпуска требует и больших средств на сырье, материалы, энергоносители и пр. Кроме того, в условиях инфляции предприятия предпочитают создавать солидные запасы сырья, чтобы не переплачивать за него после очередного взлета цен;

3) сезонность  производства и реализации готовой  продукции, а также снабжения  сырьем и материалами. Расхождение  в сроках поступлений и платежей  может довести предприятие до отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств – так называемой технической неплатежеспособности (разрыва ликвидности);

4) состояние  конъюнктуры: при «разогретом»  и высококонкурентном рынке самое  нелепое, что может случиться с продавцом, – это остаться без товара для скорейшей поставки покупателю. Чтобы опередить конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обычно к разбуханию дебиторской задолженности предприятия, так как конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита;

5) величина  и норма добавленной стоимости:  чем меньше норма добавленной  стоимости (отношение добавленной  стоимости и выручки от реализации, умноженное на 100%), тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что при высокой норме добавленной стоимости и небольшой степени зависимости предприятия от закупок сырья фирме приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей.

Наиболее  длительный цикл производства и реализации наблюдается как раз у предприятий  с высокой нормой добавленной  стоимости. У таких предприятий, как правило, значительные запасы готовой продукции, а потребности в сырье относительно скромные. Это заставляет предприятия наращивать дебиторскую задолженность и одновременно снижает роль кредиторской задолженности в удовлетворении ТФП.

3.4. Методы управления дебиторской задолженностью

Все фирмы  стараются производить продажу  товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают  соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская  задолженность.

Проблема  ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности становится ключевой почти в каждой организации. В ней, в свою очередь, выделяют несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из способов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации, стимулирования и контроля.

Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, стратегию организации, политику действий, рациональные процедуры действий.

Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.

Под мотивацией, стимулированием подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.

Действия  по контролю – это подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации.

На  уровень дебиторской задолженности влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам следует отнести профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, влияющую на реализацию.

Средний срок оплаты счетов дебиторов  в днях – один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов (debtor days), или период оборота дебиторской задолженности (collection period), показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.

В основе определения этого соотношения, лежит следующий принцип: средний  срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые устанавливает руководство, т.е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов.

При вычислении берется среднее значение дебиторской  задолженности за расчетный период для сглаживания пиковых значений – их использование может привести к появлению «псевдоэкстреммумов», чреватых возникновением заблуждений относительно тенденций развития фирмы. Тенденцию изменения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности часто используют при определении обоснованности скидки за ранние платежи.

Управление  дебиторской задолженностью предполагает:

– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"