Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:21, лекция

Описание работы

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен "вывести информацию из долговременной памяти в оперативную", сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Файлы: 1 файл

лекции финансовый менеджмент.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Стандарты оценки покупателей. Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа.

Для того чтобы дифференцировать условия  коммерческого кредитования, но избежать при этом злоупотреблений со стороны  менеджеров отдела продаж, необходимо раз работать алгоритм оценки покупателей.

Создание  алгоритма дифференциации условий  предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов.

1. Отбор  показателей, на основании которых  будет проводиться оценка кредитоспособности  контрагента (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т.д.).

2. Определение  принципов присвоения кредитных  рейтингов клиентам компании. Рейтинг  присваивается на определенный  период, по истечении которого должен пересматриваться, например, один раз в месяц.

3. Разработка  кредитных условий для каждого  кредитного рейтинга, т.е. установление:

– цены реализации;

– времени отсрочки платежа;

– максимального размера коммерческого кредита;

– системы скидок и штрафов.

Пример  кредитного рейтинга по таким показателям, как платежная дисциплина и объем  поставок, приведен в табл. 3.3.

Сначала клиенты ранжируются по платежной  дисциплине. Получившие рейтинг D или Е к ранжированию по объему продаж не допускаются. Для компаний, получивших рейтинги А, В и С, рекомендованы следующие условия работы:

– рейтинг С – работа с такой компанией только при условии наличия залога;

– рейтинг В – обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение;

– рейтинг А – предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны компании. На основании рейтинга объема поставок определяются максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию. Например, для компании с рейтингом объема поставок В размер товарного кредита не должен превышать 50 млн руб. в год, а цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой, для рейтинга А кредитный лимит не больше 100 млн руб. в год, а цена – на 10% ниже базовой.

 

Таблица 3.3 Значения кредитных рейтингов[14]

Подобное  ранжирование удобно в повседневной деятельности для принятия оперативных  решений.

При необходимости  принятия стратегического решения, например, выборе из двух покупателей  наиболее перспективного, следует учитывать более широкий набор факторов, чем объем закупок и платежная дисциплина. Могут использоваться такие показатели, как рентабельность продаж и перспективный объем реализации покупателю. Немаловажно также рассмотрение неколичественных характеристик: репутация клиента на рынке и существование гарантов (обеспечителей). Для проведения комплексной оценки стратегической привлекательности того или иного клиента могут использоваться балльные системы оценки перечисленных показателей.

Клиентский  скоринг – следующий способ ранжирования покупателей по критерию финансового результата (маржинальный доход, валовая или чистая прибыль) в зависимости от уровня дохода, который они приносят.

Различные клиенты имеют разную ценность для  компании, поэтому, чтобы выработать оптимальные способы работы с каждым из них, клиентов нужно ранжировать. В основном ранжирование клиентов используется для:

– сегментации клиентов по определенным признакам (например, по статусу, размеру или прибыльности) с дальнейшей разработкой регламентов (правил) работы с каждым сегментом;

– создания различных групп на основе определенных условий (например, группы компаний, которые являются клиентами больше пяти лет, либо группы дебиторов);

– выделения в группы отдельных типов компаний при условии разработки регламентов взаимодействия для каждой такой группы;

– выделения специальных групп компаний (например, группы «черный список»), если взаимодействие с ними требует особого подхода.

Среди наиболее часто встречающихся критериев  для ранжирования можно выделить следующие.

1. По  статусу: потенциальные, действующие,  неохваченные, нереализованные, бывшие  клиенты. Анализ группы бывших  клиентов может дать информацию  о частоте и причинах их  ухода. Информация о нереализованных  или неохваченных клиентах (например, тех, с кем еще не успели связаться после участия в выставке) – также хороший материал для анализа. В первом случае важно определить причины отказа, а во втором – спланировать дальнейшие действия в отношении таких клиентов.

2. По  значимости. Критерии группировки действующих клиентов по степени значимости для компании могут быть различными. Например, рекламные агентства группируют клиентов в зависимости от размера рекламного бюджета, торговые – от объема продаж, а банки – от активности по счетам.

3. По  прибыльности. Чаще всего прибыльность  клиента рассчитывается телекоммуникационными  и финансовыми компаниями.

В основе системы клиентского скоринга лежит  универсальный рейтинг клиента  – агрегированный показатель, характеризующий  экономическую эффективность работы с покупателями. Он базируется на величине маржи по клиенту, определяемой следующим образом:

Маржа = Оборот – Себестоимость  товара для компании – Прямые затраты.

При этом прибыль компании рассчитывается как  разница между маржей и косвенными расходами. В качестве оборота используется месячная величина отгрузки данному клиенту. Рейтинг клиента определяется за период, кратный одному месяцу, и пересматривается с такой же периодичностью.

Себестоимость товара состоит из фактических расходов компании на закупку товара у поставщиков и его продажу конечному покупателю, включая покупную стоимость товара. Себестоимость можно вычислить по следующей формуле:

Себестоимость = Оборот / (1 + Процент  наценки) + Оборот ? Индивидуальная скидка.

К прямым относятся затраты на отвлечение капитала из оборота и прочие переменные затраты (на закупку, рекламу). Расходы на отвлечение капитала из оборота обусловлены возможным кредитованием клиентов путем предоставления им отсрочки платежа (товарного кредита). Величина таких затрат определяется следующим образом:

Затраты на капитал = (Среднемесячная дебиторская задолженность ? Цена капитала) / 12.

Формула среднемесячной дебиторской задолженности (ДЗ) выглядит так:

Среднемесячная ДЗ = (Оборот ? Период инкассации ДЗ) / 30.

В качестве ориентира для определения цены капитала используются процентные ставки по краткосрочным банковским кредитам, по которым компания реально может привлечь денежные средства, либо ожидаемая собственниками доходность на капитал, если фирма самостоятельно финансирует свои оборотные активы. Цена капитала может варьироваться в зависимости от того, ставит компания своей целью расширение коммерческого кредитования покупателей (в этом случае ставка может снижаться вплоть до нуля) либо, наоборот, стимулирует клиентов к предоплате или оплате по факту (ставка растет вплоть до уровня, при котором компания откажется от кредита). За основу расчета цены капитала может быть принята ставка средневзвешенной стоимости капитала (Weight averаge cost of capital – WACC), рассчитываемая ежеквартально.

Таким образом, расчет маржи по клиенту  для целей клиентского скоринга можно представить следующим  образом[15] :

Маржа = Оборот ? [1–1 / (1 + Процент наценки) – Индивидуальная скидка – (Период инкассации ДЗ / 30) ? (Цена капитала / 12) – Доля переменных затрат в обороте].

Приведенная формула увязывает все условия работы с клиентом в единый показатель и позволяет составить рейтинг клиентов в зависимости от его величины. Единица шкалы должна соответствовать существенному, по мнению фирмы, увеличению финансового результата. Один из возможных вариантов шкалы универсального рейтинга приведен в табл. 3.4.

 

Таблица 3.4 Пример шкалы рейтинга

Используя данную формулу, можно рассчитать рейтинг  для всех клиентов, после чего ранжировать  их в зависимости от величины рейтинга на группы, для каждой из которых  применять индивидуальные механизмы финансовой политики. Например, клиент А отгружает товар в среднем на 250 000 руб. в месяц с наценкой 35%. При оплате в течение 14 дней клиент получает скидку от цены в размере 2% (причем клиент действительно придерживается этого срока оплаты и получает эту скидку). Цена капитала фирмы составляет 30%, переменные расходы находятся на уровне 10% оборота. Определим рейтинг клиента по шкале, приведенной в табл. 3.4:

Маржа = 250 000 руб. ? [1–1 / (1 + 0,35) – 0,02–14 / 30 ? 0,3 / 12–0,1] = 31 898 руб.

Соответственно, рейтинг клиента А равен трем (маржа попадает в интервал от 30 000 до 40 000 руб.).

Маржа = 450 000 руб. ? [1–1 / (1 + 0,25) – 0,02–28 / 30 ? 0,3 / 12–0,1] = 25 500 руб.

Таким образом, клиентский рейтинг снизится с 3 до 2, соответственно, фирме такое изменение условий невыгодно, и от него следует отказаться. Аналогичным образом рассчитывается экономическая целесообразность мероприятий по стимулированию сбыта. Предположим, готовится акция, по которой при увеличении товарооборота на 50% клиент награждается ценным призом стоимостью 10 000 руб.

Использование шкалы рейтинга вместо непосредственного  анализа маржинального дохода целесообразно  в силу следующих причин:

– компактная шкала рейтинга удобнее для работы, чем большое количество значений маржинальной прибыли по каждому клиенту;

– зачастую нежелательно давать менеджерам по продажам информацию о том, какую прибыль получает компания от работы с клиентами.

Работа  с рейтингом (особенно когда порядок  его расчета встроен в корпоративную информационную систему) позволяет менеджерам проводить качественный анализ прибыльности клиентов без предоставления им лишней информации. Принципы ранжирования зависят от услуг или товаров, предлагаемых компанией (однородные или нет), рынка, на который ориентировано предложение, размера компании, вида бизнеса, уровня дохода, который может быть получен от того или иного клиента, и перспективности клиентов в плане потребления предлагаемых услуг. С учетом совокупности этих факторов формируются различные тарифные планы, возможные условия оплаты и т.д.

Исходя  из формулы маржи можно выделить две группы параметров, влияющих на ее размер: индивидуальные и общие. Индивидуальные параметры у каждого  клиента свои:

– оборот;

– процент наценки;

– процент индивидуальной скидки;

– период инкассации дебиторской задолженности.

Общие параметры совпадают для всех клиентов – цена капитала и процент  переменных затрат, но их значения со временем могут меняться.

Управление  этими параметрами позволяет  изменять величину маржи по клиенту и, как следствие, его рейтинг. Наиболее интересные возможности клиентский скоринг предоставляет в ситуациях, когда клиент намерен изменить какие-то параметры работы (оборот, уровень наценки, срок кредитования и т.д.), а также при организации различных маркетинговых мероприятий.

Например, клиент А предложил увеличить  товарооборот с 250 000 до 450 000 руб. при  условии одновременного сокращения торговой наценки до 25% и увеличении периода оплаты до 28 дней (скидка в 2% сохраняется). Необходимо принять решение о целесообразности данного шага. Для этого рассчитываем рейтинг клиента при принятии положительного решения.

Для клиента  успешное участие в этом конкурсе будет соответствовать следующему рейтингу[16] :

Маржа = 375 000 руб. ? [1–1 / (1 + 0,35) – 0,02 – 14 / 30 ? 0,3 / 12–0,1] = 47 847 руб.

В этом случае маржа превышает первоначальную маржу на 1594,9 руб.

Результат акции = Рост прибыли –  Затраты на акцию = 5949 руб.

Участие клиента в акции выгодно, поскольку  помимо роста товарооборота компания получит дополнительную прибыль  в размере 5949 руб.

Важным  свойством клиентского рейтинга является присущая ему аддитивность: рейтинги отдельных клиентов можно складывать (так как они привязаны к вполне конкретному экономическому показателю – маржинальному доходу). Это позволяет рассчитывать рейтинги не только для отдельных клиентов, но и для групп взаимосвязанных (аффилированных) клиентов, регионов, отделов продаж фирмы, направлений, продуктовых линеек и т.д.

Рейтинговый подход также можно распространить на сбытовые подразделения компании, рассчитывая маржинальный доход  по каждому менеджеру и увязывая размер оплаты труда со значением  рейтинга. К примеру, каждый пункт рейтинга клиента, обслуживаемого менеджером, можно приравнять к некой фиксированной сумме месячной оплаты труда. Тогда менеджер будет заинтересован в том, чтобы рейтинги его клиентов (и, соответственно, прибыль фирмы) были максимальными.

Расчет рейтингов удобнее всего реализовать непосредственно в корпоративной информационной системе.

Подразделения, задействованные в  управлении дебиторской задолженностью. Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. Например, менеджер по продажам (коммерческий отдел) мотивирован продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) – получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений[17] .

Оправданна  схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд). Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников в регламенте управления дебиторской задолженностью (табл. 3.5).

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"