Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа
Целью данной работы является определение эффективности операционного и финансового рычагов, определить понятие порога рентабельности. Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение порога рентабельности.
Актуальность данной работы заключается в важности понятий операционного и финансового рычагов для любого коммерческого субъекта.
Введение ……………………………..............………………..…..……...........…2
1 Обзор литературы ……...…………………………………………………..…..3
2 Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение…………………………………………8
2.2 Операционный (производственный) леверидж и его эффект………….…10
2.3 Особенности финансового левериджа ………………….…………………12
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия……….17
3 Выводы и предложения……………………………………...………………..24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Оглавление
Введение ……………………………..........
1 Обзор литературы ……...…………………………………………………..…..3
2 Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение…………………………………………8
2.2 Операционный (производственный) леверидж и его эффект………….…10
2.3 Особенности финансового левериджа ………………….…………………12
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия……….17
3 Выводы и предложения……………………………………...……
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В условиях рыночных отношений, любое коммерческое предприятие, планирует свою деятельность, таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Наиболее действенным фактором, влияющим на результативность предприятия, является – леверидж ( в переводе с англ. – рычаг).
Производственный леверидж
– количественно
Финансовый леверидж – количественно характеризуется соотношением между заемным и собственным капиталом.
Целью данной работы является
определение эффективности
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение
финансового рычага и показать
возможности расчета его
- установить определение
операционного рычага и
- установить определение порога рентабельности.
Актуальность данной работы заключается в важности понятий операционного и финансового рычагов для любого коммерческого субъекта.
1 Обзор литературы
В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами - финансовый менеджмент.
Менеджмент - процесс управления предприятием. Финансовый менеджмент – наука управления финансами. Финансовый менеджмент основывается на инвестировании финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли.
Деятельность любого предприятия, целью которого является получение прибыли, сопряжена с риском. В.В. Ковалев в книге «Финансовый менеджмент: теория и практика» [М. 2007 г., стр. 514], выделяет и дает определение таким рискам как: «Операционный (производственный) риск – это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал.
Риск, обусловленный структурой источников финансирования, называется финансовым. В этом случаи внимание акцентируется на то, из каких источников получены средства и какого их соотношение.»
Взаимосвязь между прибылью и понесенными затратами на получение этой прибыли, в финансах существует определенный показатель – леверидж. Старков В.А. в книге «Финансовый менеджмент» [Рыбинск, 2008г. 68стр.] дает следующее определение « леверидж – определенный фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей».
Таким образом, леверидж является определенным рычагом, способствующем положительно или отрицательно отразиться на получаемой прибыли.
Выделяют такие виды левериджа как, производственный и финансовый. Стоянова Е.С. дает следующие определения : « Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использование кредита, не смотря на платность последнего».
О.Э. Вальтер, Е.Н. Понеделькова, Д.А. Корнилин отмечют: «рентабельность собственного капитала, выражается отношение, чистой прибыли с учетом уплаты процентов за кредит к собственному капиталу, величина которого принимается по данным баланса».
Старков Н.А. в книге, «Финансовый менеджмент» [Рыбинск:2008 г., 72стр.] дает следующее определение финансового левериджа и выделяет, три основных составляющих этого рычага. «Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов». Выделяют две концепции нахождения эффекта финансового рычага: западноевропейская и американские концепции. Различие состоит в том, что западноевропейская концепция эффект финансового левериджа трактуют эффект финансового левериджа как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала.
ЭФРз-е = (1 – ставка налога на прибыль) х (экономическая рентабельность активов – средняя расчётная ставка процента за кредит) х заёмный капитал ⁄ собственный капитал,
где ЭФРз-е – эффект финансового рычага.
Эффект финансового рычага должен быть равен 30 – 50 % от уровня
экономической рентабельности активов.
Приведенная формула расчета эффекта финансового левериджа позволяет выделить в ней три основные составляющие: налоговый корректор финансового левериджа (1 – ставка налога на прибыль), который показывает, в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. Дифференциал финансового левериджа (экономическая рентабельность активов – средняя расчетная ставка процента за кредит), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит. Плечо финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала». Старков Н.А. в книге, «Финансовый менеджмент» [Рыбинск:2008 г., 68стр.]
Таким образом, знание механизма воздействия финансового капитала на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.
Американская концепция расчета финансового левериджа эта концепция рассматривает эффект в виде приращения чистой прибыли на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результат эксплуатации инвестиций, то есть этот эффект выражает прирост чистой прибыли, полученный за счет приращения нетто-результат эксплуатации инвестиций.
ЭФРам= Прибыль до налогооблолжения + процент за кредит/ Прибыль до налогообложения
Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием заемного капитала, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:
а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита;
б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.
Таким образом, первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.
Петросян Н.А. в книге «Финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие» [М. 2008г. Стр.48] «Операционный леверидж - потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Действие операционного рычага связанно с различной природой и поведением текущих затрат на производство и реализацию продукции.
Эффект операционного рычага состоит в наращивании прибыли при росте объемов производства за счет экономии на условно-постоянных расходах. Уровень операционного рычага измеряется соотношением темпа прироста прибыли и темпа прироста объема производства.
Старков Н.А. отмечает, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования.
Эти особенности состоят в следующем.
1. Положительное воздействие
ЭОР начинает проявляться лишь
после того, как предприятие преодолело
точку безубыточной своей
Для того, чтобы положительный ЭОР начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.
2. По мере дальнейшего
увеличения объема продаж и
удаления от точки
Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить ко все меньшему темпу прироста суммы прибыли.
3. Механизм операционного
рычага имеет и обратную
4. Между эффектом операционного рычага и прибылью предприятия
существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже ЭОР и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что операционный рычаг является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
5. Эффект операционного
рычага проявляется только в
коротком периоде. Это
Понимание механизма проявления эффекта операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
Таким образом леверидж - управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли. Буквально - это рычаг для подъема тяжестей, то есть некий фактор, наибольшее изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый левериджный эффект, или эффект рычага.
2 Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение
Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing»[4]. В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе в английском рычагом является «lever», но никак не «1еverege»[4].
В экономике, а точнее в менеджменте под словом леверидж понимают – процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли [1 c.130].
Основным результативным
показателем служит чистая прибыль
компании, которая зависит от многих
факторов, и потому возможны различные
факторные разложения ее изменения.
В частности, ее можно представить
как разницу между выручкой и
расходами двух основных типов: производственного
характера и финансового
C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.
Первый момент находит
отражение в объеме и структуре
основных и оборотных средств
и эффективности их использования.
Основными элементами себестоимости
продукции являются переменные и
постоянные расходы, причем соотношение
между ними может быть различным
и определяется технической и
технологической политикой, выбранной
на предприятии. Изменение структуры
себестоимости может
Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте