Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа
Целью данной работы является определение эффективности операционного  и финансового рычагов, определить понятие порога рентабельности. Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение  финансового рычага и показать  возможности расчета его эффективности;
- установить определение  операционного рычага и показать  возможности расчета его эффективности;
- установить определение  порога рентабельности.
Актуальность данной работы заключается в важности понятий  операционного и финансового  рычагов для любого коммерческого  субъекта.
Введение ……………………………..............………………..…..……...........…2
1 Обзор литературы ……...…………………………………………………..…..3
2 Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение…………………………………………8
2.2 Операционный (производственный) леверидж и его эффект………….…10
2.3 Особенности финансового левериджа ………………….…………………12
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия……….17
3 Выводы и предложения……………………………………...………………..24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.
Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:
Во-первых, можно определить 
точно условия прекращения 
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности).
Для расчета порога рентабельности применяются:
- математический метод (метод уравнения);
- метод маржинального дохода (валовой прибыли);
- графический метод.[11, с. 215]
Математический метод (метод уравнения). Для вычисления порога рентабельности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
П = ВР – Зпост. – Зпер,
где П – прибыль; ВР – выручка от реализации; Зпост – постоянные затраты;
Зпер – переменные затраты
Или же данная формула может иметь следующий вид:
П = Ц.ед х Х – Зпер.ед х Х – Зпост,
Где:
Ц.ед – цена за единицу продукции;
Зпер.ед – переменные затраты на единицу продукции;
Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть - прибыль - приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета - в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х х (Ц.ед – Зпер.ед) – Зпост = 0,
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции маржинальный доход - это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
X = Зпост/МДед,
Где:
МДед – маржинальный доход на единицу продукции.
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.
Альтернативная формула расчета имеет вид:
П = МД – Зпост,
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
МДед х ОР = Зпост,
Где:
ОР – объем реализации.
ОР будет являться порогом рентабельности. Формула для вычисления порога рентабельности в этом случае будет иметь вид:
ПР = Зпост/МДед,
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
(МД/ВР) х 100%,
Таким образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.
Необходимо учитывать, что приведенные выше формулы и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными. [11, с. 218]
Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.
График состоит из четырех прямых - прямой, описывающей поведение постоянных затрат, переменных затрат, суммарных затрат и выручки (рис. 2.1).
Рис. 2.1 - График безубыточности
На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат - затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения прямых суммарных затрат и выручки от реализации будет свидетельствовать о состоянии равновесия.
Необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:
- переменные расходы и 
выручка от продаж имеют 
- производительность труда не меняется внутри масштабной базы;
- удельные переменные 
затраты и цены остаются 
- структура продукции 
не изменяется в течение 
- поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;
- на конец анализируемого 
периода у предприятия не 
Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.
Фирма должна обязательно 
пройти порог рентабельности и учитывать, 
что за периодом увеличения массы 
прибыли неизбежно наступит период, 
когда для продолжения 
Расчет порога рентабельности рассмотрим на примере:
Исходные данные для определения порога рентабельности
| Показатели | Исходный вариант | Вариант 10 % роста выручки | 
| Выручка от реализации | 10 000 | 11 000 | 
| Переменные затраты | 8 600 | 9 460 | 
| 1. Валовая маржа | 1400 | 1540 | 
| 2. Коэффициент валовой маржи | 1400/10000 = 0,14 | 1540/11000 = 0,14 | 
| 3. Постоянные затраты | 1200 | 1200 | 
| 4. Порог рентабельности | 1200/0,14 = 8571,4 | 1200/0,14 = 8571,4 | 
| 5.1 Запас финансовой прочности | 10000,0 | 11000,0 | 
| 5.2 Запас финансовой прочности, % | 8571,4/1428,6 1428,6/10000 х 100 = 14 | 8571,4/2428,6 2428,6/11000 х 100 = 22% | 
| 6. Прибыль | 1428,6*0.14= 200 | 2428,6 * 0,14 = 340 | 
Отсюда, порог рентабельности равен 8571,4 тыс., то есть при достижении выручки от реализации в 8571,4 тыс. предприятие достигает, наконец окупаемости постоянных и переменных затрат. Каждая следующая проданная единица товара уже будет приносить прибыль. Зная порог рентабельности, можем определить запас финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуя дефицит ликвидных средств. Запас финансовой прочности = 10 000 тыс. - 8571,4 тыс. = 1428,6 тыс., что соответствует примерно 14 % выручки от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 14 % -ное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.
 
3 Выводы и предложения
В заключении подведем итоги данной работы.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Дифференциал – это 
разница между экономической 
рентабельностью активов и 
Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага – это соотношение между заемными и собственными средствами.
Если новое заимствование 
приносит предприятию увеличение уровня 
эффекта финансового рычага, то такое 
заимствование выгодно. Но при этом 
необходимо внимательнейшим образом 
следить за состоянием дифференциала: 
при наращивании плеча 
Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.
Разумный финансовый менеджер не станет увеличивать любой ценной плечо финансового рычага, а будет регулировать его в зависимости от дифференциала.
Дифференциал не должен быть отрицательным.
Эффект финансового рычага оптимально должен быть равен одной трети – половине уровня экономической рентабельности активов.
Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск, связанный с предприятием:
- возрастает риск не 
возмещения кредита с 
- возрастает риск падения дивиденда и курса акций для инвестора.
Исходя из расчетов в курсовой 
работе можно сделать вывод: связь 
между рентабельностью 
Операционный рычаг это прогрессивное нарастание величины чистой прибили при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции. Он состоит в том, что любое изменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Кроме того, сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных затрат.
В условиях рыночной экономики благополучие предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов, базирующихся на системе показателей, отражающих взаимосвязь существующих отношений в реальной экономической системе. Рассмотрим операционный рычаг как инструмент управления и влияния на прибыль предприятия.
Действие финансового рычага неизбежно создает известный риск (финансовый), связанный с деятельностью фирмы, действие производственного (операционного) рычага также создает риск (производственный), связанный с деятельностью фирмы. Следовательно, закономерным представляется вывод, что при более точном рассмотрении деятельности предприятия происходит суммирование финансового и производственного рисков.
 
Список использованной литературы
Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте