Леверидж и его роль в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение эффективности операционного и финансового рычагов, определить понятие порога рентабельности. Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение порога рентабельности.
Актуальность данной работы заключается в важности понятий операционного и финансового рычагов для любого коммерческого субъекта.

Содержание работы

Введение ……………………………..............………………..…..……...........…2
1 Обзор литературы ……...…………………………………………………..…..3
2 Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение…………………………………………8
2.2 Операционный (производственный) леверидж и его эффект………….…10
2.3 Особенности финансового левериджа ………………….…………………12
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия……….17
3 Выводы и предложения……………………………………...………………..24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Леверидж и его роль в финансовом менеджменте.docx

— 108.60 Кб (Скачать файл)

Порог рентабельности (точка  безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем  продаж фирмы, при котором выручка  от продаж полностью покрывает все  расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой  методики необходимо прежде всего разделить  прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.

Практическая польза от предложенного  разделения затрат на постоянные и  переменные (величиной смешанных  затрат можно пренебречь или пропорционально  отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних  переменных затрат, то она должна прекратить производить).

Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.

В-третьих, такое деление  затрат позволяет определить минимальный  объем производства и реализации продукции, при котором достигается  безубыточность бизнеса (порог рентабельности).

Для расчета порога рентабельности применяются:

- математический метод  (метод уравнения);

- метод маржинального  дохода (валовой прибыли);

- графический метод.[11, с. 215]

Математический метод (метод  уравнения). Для вычисления порога рентабельности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

         П = ВР – Зпост. – Зпер,

         где П – прибыль; ВР – выручка от реализации; Зпост – постоянные затраты;

Зпер – переменные затраты

Или же данная формула может  иметь следующий вид:

         П = Ц.ед х Х – Зпер.ед х Х – Зпост,

          Где:

 Ц.ед – цена за  единицу продукции; 

Зпер.ед – переменные затраты  на единицу продукции;

Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.

Затем в левой части  уравнения за скобку выносится объем  реализации (X), а правая часть - прибыль - приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета - в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

         Х х (Ц.ед – Зпер.ед) – Зпост = 0,

         При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции маржинальный доход - это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

         X = Зпост/МДед,

         Где:

 МДед – маржинальный  доход на единицу продукции.

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать  свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда  получен маржинальный доход, достаточный  для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Альтернативная формула  расчета имеет вид:

         П = МД – Зпост,

         Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:

         МДед х ОР = Зпост,

         Где:

 ОР – объем реализации.

ОР будет являться порогом  рентабельности. Формула для вычисления порога рентабельности в этом случае будет иметь вид:

         ПР = Зпост/МДед,

         Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:

(МД/ВР) х 100%,

Таким образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно  определить размер ожидаемого маржинального  дохода.

Необходимо учитывать, что  приведенные выше формулы и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными. [11, с. 218]

Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.

График состоит из четырех  прямых - прямой, описывающей поведение постоянных затрат, переменных затрат, суммарных затрат и выручки (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 - График безубыточности

         На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат - затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения прямых суммарных затрат и выручки от реализации будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

Необходимо иметь в  виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

- переменные расходы и  выручка от продаж имеют линейную  зависимость от уровня производства;

- производительность труда  не меняется внутри масштабной  базы;

- удельные переменные  затраты и цены остаются неизменны  в течение всего планового  периода;

- структура продукции  не изменяется в течение планируемого  периода;

- поведение постоянных  и переменных расходов может  быть измерено точно;

- на конец анализируемого  периода у предприятия не остается  запасов готовой продукции (или  они несущественны), т.е. объем  продаж соответствует объему  производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к  ошибочным результатам.

Фирма должна обязательно  пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы  прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить  постоянные затраты, следствием чего неизбежно  станет сокращение получаемой в краткосрочном  периоде прибыли. Принимая конкретное решение об объеме производства продукции, предпринимателю следует считаться с этими выводами.

Расчет порога рентабельности рассмотрим на примере:

 

 

 

 

 

 

Исходные данные для определения  порога рентабельности

Показатели

Исходный вариант

Вариант 10 % роста выручки

Выручка от реализации

10 000

11 000

Переменные затраты

8 600

9 460

1. Валовая маржа

1400

1540

2. Коэффициент валовой маржи

1400/10000 = 0,14

1540/11000 = 0,14

3. Постоянные затраты

1200

1200

4. Порог рентабельности

1200/0,14 = 8571,4

1200/0,14 = 8571,4

5.1 Запас финансовой прочности

10000,0

11000,0

5.2 Запас финансовой прочности, %

8571,4/1428,6

1428,6/10000 х 100 = 14

8571,4/2428,6

2428,6/11000 х 100 = 22%

6. Прибыль

1428,6*0.14= 200

2428,6 * 0,14 = 340


 

        Отсюда, порог рентабельности равен 8571,4 тыс., то есть при достижении выручки от реализации в 8571,4 тыс. предприятие достигает, наконец окупаемости постоянных и переменных затрат. Каждая следующая проданная единица товара уже будет приносить прибыль. Зная порог рентабельности, можем определить запас финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуя дефицит ликвидных средств. Запас финансовой прочности = 10 000 тыс. - 8571,4 тыс. = 1428,6 тыс., что соответствует примерно 14 % выручки от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 14 % -ное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.

 

3 Выводы и предложения

         В заключении подведем итоги данной работы.

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря  использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Дифференциал – это  разница между экономической  рентабельностью активов и средней  расчетной ставкой процента по заемным  средствам.

Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия  финансового рычага – это соотношение  между заемными и собственными средствами.

Если новое заимствование  приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое  заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим образом  следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового  рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены кредита.

Риск кредитора выражен  величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем  меньше дифференциал, тем больше риск.

Разумный финансовый менеджер не станет увеличивать любой ценной плечо финансового рычага, а будет  регулировать его в зависимости  от дифференциала.

Дифференциал не должен быть отрицательным.

Эффект финансового рычага оптимально должен быть равен одной  трети – половине уровня экономической  рентабельности активов.

Чем больше проценты и чем  меньше прибыль, тем больше сила финансового  рычага и тем выше финансовый риск, связанный с предприятием:

- возрастает риск не  возмещения кредита с процентами  для банкира;

- возрастает риск падения  дивиденда и курса акций для  инвестора.

Исходя из расчетов в курсовой работе можно сделать вывод: связь  между рентабельностью собственного капитала и суммой заемного капитала – прямая, т.е. чем больше денег  предприятие берет взаем, тем  большую прибыль оно получает с каждого рубля собственного капитала.

Операционный рычаг это прогрессивное нарастание величины чистой прибили при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции. Он состоит в том, что любое изменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Кроме того, сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных затрат.

В условиях рыночной экономики  благополучие предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений  на основе широкого использования экономических  методов, базирующихся на системе показателей, отражающих взаимосвязь существующих отношений в реальной экономической  системе. Рассмотрим операционный рычаг  как инструмент управления и влияния  на прибыль предприятия.

Действие финансового рычага неизбежно создает известный риск (финансовый), связанный с деятельностью фирмы, действие производственного (операционного) рычага также создает риск (производственный), связанный с деятельностью фирмы. Следовательно, закономерным представляется вывод, что при более точном рассмотрении деятельности предприятия происходит суммирование финансового и производственного рисков.

 

Список использованной литературы

 

  1. Александер Г.Д., Бейли Д.В., Шарп У.Ф. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 1028.
  2. Маркина Н.А., Аркин В.Г. Финансовый менеджмент. Учебник издание 2, М.: Юнити-Дана, 2004, с. 416.
  3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. М.: ИНФРА-М., 2005, с. 240.
  4. Бизнес-словарь: www.businessvoc.ru.
  5. Бригхем Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. // Под ред. Пенькова Б.Е. М.: РАГС, 2000, с. 341.
  6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2005, с. 768.
  7. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «ФИС». 1997. – с. 224.
  8. Семенов Н.К. Финансовый менеджмент. Теория и практика. Учебник издание 5, М.: Перспектива, 2002, с. 656.
  9. Уилсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. Перевод с английского. Под редакцией Микрюкова В.А. - М.: Аудит, 1995 (не переиздавалось).
  10. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. Спб.: Питер, 2004, с. 464.

Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте