Леверидж и его роль в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений любое коммерческое предприятие планирует свою деятельность таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

kr1.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Российский экономический университет  имени Г.В. Плеханова

                                                    

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема:  «Леверидж и его  роль в финансовом менеджменте»

Автор:  Колбасов И.В.

Группа: 4В

Преподаватель: Лихачева О.Н.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

ЛЕВЕРИДЖ И  ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

В условиях рыночных отношений  любое коммерческое предприятие  планирует свою деятельность таким  образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому  одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием  прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Наиболее действенным  фактором, влияющим на результативность предприятия, является – леверидж ( в переводе с англ. – рычаг).

Производственный леверидж – количественно характеризуется  соотношением между постоянными  и переменными затратами и  вариабельностью показателей прибыли  до вычета процентов и налогов.

Финансовый леверидж –  количественно характеризуется  соотношением между заемным и  собственным капиталом.

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия  в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами - финансовый менеджмент. Менеджмент - процесс управления предприятием. Финансовый менеджмент – наука управления финансами. Финансовый менеджмент основывается на инвестировании финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли.

Деятельность любого предприятия, целью которого является получение  прибыли, сопряжена с риском. В.В. Ковалев в книге «Финансовый  менеджмент: теория и практика» [М. 2013 г., стр. 546], выделяет и дает определение  таким рискам как: «Операционный (производственный) риск – это риск, в большей  степени обусловленный отраслевыми  особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал.

Риск, обусловленный структурой источников финансирования, называется финансовым. В этом случаи внимание акцентируется на то, из каких источников получены средства и какого их соотношение.»

Взаимосвязь между прибылью и понесенными затратами на получение  этой прибыли, в финансах существует определенный показатель – леверидж. Старков В.А. в книге «Финансовый  менеджмент» [Рыбинск, 2008г. 68стр.] дает следующее определение «леверидж  – определенный фактор, небольшое  изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей».

Таким образом, леверидж является определенным рычагом, способствующим положительно или отрицательно отразиться на получаемой прибыли.

Выделяют такие виды левериджа  как, производственный и финансовый. Стоянова Е.С. дает следующие определения: «Эффект финансового рычага –  это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря  использование кредита, не смотря на платность последнего».

О.Э. Вальтер, Е.Н. Понеделькова, Д.А. Корнилин отмечют: «рентабельность  собственного капитала, выражается отношение, чистой прибыли с учетом уплаты процентов  за кредит к собственному капиталу, величина которого принимается по данным баланса».

Старков Н.А. в книге, «Финансовый  менеджмент» [Рыбинск:2008 г., 72стр.] дает следующее определение финансового  левериджа и выделяет, три основных составляющих этого рычага. «Финансовый  леверидж характеризует взаимосвязь  между изменением чистой прибыли  и изменением прибыли до выплаты  процентов и налогов». Выделяют две  концепции нахождения эффекта финансового  рычага: западноевропейская и американские концепции. Различие состоит в том, что западноевропейская концепция  «эффект финансового левериджа» трактует эффект финансового левериджа  как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря  использованию заемного капитала.

 

ЭФРз-е = (1 – ставка налога на прибыль) Ч (экономическая рентабельность активов – средняя расчётная  ставка процента за кредит) Ч заёмный  капитал ⁄ собственный капитал,

 

где ЭФРз-е – эффект финансового  рычага.

Эффект финансового рычага должен быть равен 30 – 50 % от уровня

экономической рентабельности активов.

Приведенная формула расчета  эффекта финансового левериджа  позволяет выделить в ней три  основные составляющие: налоговый корректор  финансового левериджа (1 – ставка налога на прибыль), который показывает, в какой степени проявляется  эффект финансового левериджа в  связи с различным уровнем  налогообложения прибыли. Дифференциал финансового левериджа (экономическая  рентабельность активов – средняя  расчетная ставка процента за кредит), который характеризует разницу  между коэффициентом валовой  рентабельности активов и средним  размером процента за кредит. Плечо  финансового левериджа (ЗК/СК), который  характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете  на единицу собственного капитала». Старков Н.А. в книге, «Финансовый  менеджмент» [Рыбинск:2008 г., 68стр.]

Таким образом, знание механизма  воздействия финансового капитала на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового  риска позволяет целенаправленно  управлять как стоимостью, так  и структурой капитала предприятия.

Американская концепция  расчета финансового левериджа  эта концепция рассматривает  эффект в виде приращения чистой прибыли  на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результат эксплуатации инвестиций, то есть этот эффект выражает прирост  чистой прибыли, полученный за счет приращения нетто-результат эксплуатации инвестиций.

 

ЭФРам= Прибыль до налогооблолжения + процент за кредит/ Прибыль до налогообложения

 

Эта формула показывает степень  финансового риска, возникающего в  связи с использованием заемного капитала, поэтому, чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный  с данным предприятием:

а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита;

б) для инвестора –  возрастает риск падения дивиденда  и курса акций.

Таким образом, первая концепция  расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и  используется для расчета совокупного  риска предприятия.

Петросян Н.А. в книге  «Финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие» [М. 2008г. Стр.48] «Операционный  леверидж - потенциальная возможность  влиять на балансовую прибыль путем  изменения структуры себестоимости  и объема выпуска продукции. Действие операционного рычага связанно с  различной природой и поведением текущих затрат на производство и  реализацию продукции.

Эффект операционного  рычага состоит в наращивании  прибыли при росте объемов  производства за счет экономии на условно-постоянных расходах. Уровень операционного  рычага измеряется соотношением темпа  прироста прибыли и темпа прироста объема производства.

Старков Н.А. отмечает, что  в конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые  необходимо учитывать в процессе его использования.

Эти особенности состоят  в следующем.

1. Положительное воздействие  ЭОР начинает проявляться лишь  после того, как предприятие преодолело  точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный  ЭОР начал проявляться, предприятие  в начале должно получить достаточной  размер маржинального дохода, чтобы  покрыть свои постоянные затраты. Это  связано с тем, что предприятие  обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного  объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже  при прочих равных условиях оно достигнет  точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие  не обеспечило безубыточность своей  деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки  безубыточности.

2. По мере дальнейшего  увеличения объема продаж и  удаления от точки безубыточности  эффект операционного рычага  начинает снижаться. Каждый последующий  процент прироста объема продаж  будет приводить ко все меньшему  темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм операционного  рычага имеет и обратную направленность  – при любом снижении объема  продаж в еще большей степени  будет уменьшаться размер прибыли  предприятия.

4. Между эффектом операционного  рычага и прибылью предприятия  существует обратная зависимость.  Чем выше прибыль предприятия,  тем ниже ЭОР и наоборот. Это  позволяет сделать вывод о  том, что операционный рычаг  является инструментом, уравнивающим  соотношение уровня доходности  и уровня риска в процессе  осуществления производственной  деятельности.

5. Эффект операционного  рычага проявляется только в  коротком периоде. Это определяется  тем, что постоянные затраты  предприятия остаются неизменными  лишь на протяжении короткого  отрезка времени. Как только  в процессе увеличения объема  продаж происходит очередной  скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать  новую точку безубыточности или  приспосабливать к ней свою  производственную деятельность. Иными  словами, после такого скачка  эффект операционного рычага  проявляется в новых условиях  хозяйствования поновому.

Понимание механизма проявления эффекта операционного рычага позволяет  целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в  целях повышения эффективности  производственно хозяйственной  деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка  и стадии жизненного цикла предприятия.

Таким образом, леверидж –  инструмент управления активами и пассивами  предприятия, направленный на возрастание  прибыли. Буквально - это рычаг для  подъема тяжестей, то есть некий  фактор, наибольшее изменение которого может привести к существенному  изменению результативных показателей, дать так называемый левериджный  эффект, или эффект рычага.

Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование  американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной  литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing». В некоторых монографиях  используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку  в буквальном переводе в английском рычагом является «lever», но никак  не «1еverege».

В экономике, а точнее в  менеджменте, под словом леверидж понимают – процесс управления активами и  пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли.

Основным результативным показателем служит чистая прибыль  компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные  факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить  как разницу между выручкой и  расходами двух основных типов: производственного  характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной  и долей каждого из этих типов  расходов можно управлять. Такое  представление факторной структуры  прибыли является исключительно  важным в условиях рыночной экономики  и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся  по предлагаемым ими процентным ставкам.

C позиции финансового  управления деятельностью коммерческой  организации чистая прибыль зависит;  во-первых, от того, насколько рационально  использованы предоставленные предприятию  финансовые ресурсы, т.е. во  что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

Первый момент находит  отражение в объеме и структуре  основных и оборотных средств  и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости  продукции являются переменные и  постоянные расходы, причем соотношение  между ними может быть различным  и определяется технической и  технологической политикой, выбранной  на предприятии. Изменение структуры  себестоимости может существенно  повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением  переменных расходов. Однако зависимость  носит нелинейный характер, поэтому  найти оптимальное сочетание  постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется  категорией производственного, или  операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного  риска.

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

В финансовом менеджменте  различают следующие виды левериджа:

    • финансовый;
    • производственный (операционный);
    • производственно-финансовый.

Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте