Леверидж и его роль в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений любое коммерческое предприятие планирует свою деятельность таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

kr1.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает  на основе факторов производственного  и финансового характера. Эти  факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и  финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной  и структурой затрат производственного  и финансового характера можно  управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных  источников финансирования складывается определенное соотношение между  собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал  является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость  измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры  капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных  издержек в себестоимость оказывают  влияние на уровень чистой прибыли  и чистую рентабельность собственного капитала.

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения  условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому, производственный леверидж характеризует  взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска, и продаж, и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости  от изменения объемов продаж.

Операционный леверидж –  это потенциальная возможность  влиять на балансовую прибыль путем  изменения структуры себестоимости  и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация) .

Понятие операционного левериджа  связано со структурой себестоимости  и, в частности, с соотношением между  условно-постоянными и условно-переменными  затратами. Рассмотрение в этом аспекте  структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет  судить об окупаемости затрат и предоставляет  возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический  объем продаж, покрывающий затраты  и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет  прийти к следующему выводу: если предприятие  создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки  от продаж порождает еще более  сильное изменение прибыли. Это  явление называется эффектом операционного  левериджа.

Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. руб. при совокупных переменных затратах 8.3 млн.руб. и постоянных затратах 1.5 млн.руб. Прибыль = 0.2 млн.руб.

Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки  за счет физического объема продаж на 10%, т.е. 11 млн.руб.

Постоянные расходы = 1.5 млн.руб.

Переменные расходы увеличиваются  на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн.руб.

Прибыль от реализации = 0.37 млн.руб., т.е. 11-9.13-1.5.

Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%.

Темп роста выручки = 110%.

На каждый прирост выручки  мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е.

ЭОЛ = 85%/10% = 8.5%

Т.о. силу (эффект) операционного  левериджа можно рассматривать  как характеристику делового риска  предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи  с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как  процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж:

Финансовый леверидж - это соотношение между облигациями и привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества. С другой стороны – это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.

Другими словами финансовый леверидж характеризует взаимосвязь  между изменением чистой прибыли  и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

В финансовом менеджменте  существуют две концепции расчета  и определения эффекта финансового  левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

Первая концепция: Западноевропейская концепция.

Эффект финансового левериджа  трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря  использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример:

 

Таблица 1

Показатели

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

Активы, тыс. руб.

Пассивы, тыс. руб., в т  ч.

Собственный капитал (СК)

Заемный капитал (ЗК)

Прибыль до выплаты % и налогов

Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100

Издержки по выплате % (25%)

Чистая прибыль, тыс. руб.

ЧП=(БП-S%)*(1-н)

Чистая рентабельность СК

ЧРСК=ЧП/СКср*100

1`000

1`000

1`000

-

 

400

 

40%

 

-

400*(1-0,3) =280

280/1`000*100==28%

1`000

1`000

700

300

 

400

 

40%

 

75

(400-75)*(1-0,3)=227,5

227,5/700*100==32,5%

1`000

1`000

300

700

 

400

 

40%

 

175

(400-175)*(1-0,3)=157,5

157,5/300*100==52,5%


Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его  привлечения. Такую стратегию привлечения  заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.

Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым  показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый  предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат  эксплуатации инвестиций (НРЭИ):

 

НРЭИ=БП-S%,

 

Вторая концепция: Американская концепция расчета финансового  левериджа. Эта концепция рассматривает  эффект в виде приращения чистой прибыли (ЧП) на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ), то есть этот эффект выражает прирост  чистой прибыли, полученный за счет приращения НРЭИ. Чем больше сила воздействия  финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:

б) для инвестора –  возрастает риск падения дивиденда  и курса акций.

Т.о. первая концепция расчета  эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и  используется для расчета совокупного  риска предприятия.

Рассмотрим два варианта финансирования предприятия – из собственных средств и с использованием собственных средств и заемного капитала. Предположим, что уровень  рентабельности активов (РА) составляет 20%. Во втором варианте за счет использования  заемных средств получен эффект финансового левереджа (рычага) –  повысилась рентабельность собственного капитала.

 

Таблица 2 - Расчет рентабельности собственного капитала

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

Валюта баланса

1`000`000 руб.

1`000`000 руб.

Структура пассивов:

Собственный капитал

Заемный капитал

 

1`000`000 руб. – 100%

нет

 

500`000 руб. – 50%

500`000 руб. – 50%

Чистая прибыль за период

200`000 руб.

200`000 руб.

Плата за заемный капитал (I = 15%)

нет

75`000 руб.

Рентабельность активов

РА = 200/1`000 = 20%

РА = 200/1`000 = 20%

Рентабельность собственного капитала

РСК = 200/1`000 = 20%

РСК = (200 – 75)/500 = 25%


 

Решение об использовании  заемных средств в той или  иной пропорции составляет предмет  финансового левериджа. Возможность  управления источниками финансирования для повышения рентабельности собственного капитала измеряется показателем «уровень финансового левериджа».

Уровень финансового левериджа  – это соотношение темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода, характеризует чувствительность, возможность управления чистой прибылью.

Уровень финансового левериджа  возрастает при увеличении доли заемного капитала в структуре активов. Но, с другой стороны, большой финансовый «рычаг» означает высокий риск потери финансовой устойчивости:

С ростом уровня финансового  левериджа возрастает леверажный риск.

Леверажный (финансовый риск) – это возможность попасть  в зависимость от кредитов и займов в случае не достатка средств для  расчетов по кредитам, это риск потери ликвидности/финансовой устойчивости.

Итак, сложившийся в компании уровень производственного левериджа  – это характеристика потенциальной  возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем  управления объемом выпуска и  структурой себестоимости (в частности, величиной ее важнейшего компонента – условно-постоянных расходов производственного  характера).

Финансовый риск находит  отражение в соотношении собственных  и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования  последних. Привлечение заемных  средств связано для коммерческой организации с определенными  издержками. Каково должно быть оптимальное  сочетание между собственными и  привлеченными долгосрочными финансовыми  ресурсами и как это повлияет на прибыль? Вот эта взаимосвязь  и характеризуется категорией финансового  левериджа.

Количественно эта характеристика измеряется соотношением между заемным  и собственным капиталом; уровень  финансового левериджа прямо  пропорционально влияет на финансовый риск компании и требуемую норму  прибыли.

Сложившийся в компании уровень  финансового левериджа – это  характеристика потенциальной возможности  влиять на чистую прибыль организации  путем управления объемом и структурой долгосрочных источников финансирования и, соответственно, уровнем долговременных финансовых расходов.

Исходным в рассмотренной  схеме является производственный леверидж, влияние которого выявляется путем  оценки взаимосвязи между совокупной выручкой организации, ее прибылью и  расходами производственного характера. Влияние финансового левериджа  выявляется путем оценки взаимосвязи  между чистой прибылью и величиной  прибыли до выплаты процентов  и налогов.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. В отличие от двух других видов  левериджа, каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную  интерпретацию и пригодным для  пространственных сопоставлений, он не выражается, а его влияние выявляется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного  и финансового характера и  чистой прибыли.

Подводя итог, сделаем следующие  обобщения. В приложении к хозяйствующему субъекту (в плане себестоимости, ожидаемости и результативности его деятельности его текущей деятельности) можно выделить три ключевых вопроса:

    1. Правильно ли выбраны направления вложения выделенных фирме финансовых ресурсов;
    2. Обоснованно ли выбрана структура источников финансирования;
    3. Эффективно ли использует фирма ее ресурсный потенциал?

Производственный риск и  отражающий его производственный леверидж напрямую связаны с инвестиционным аспектом деятельности фирмы и сопровождают первый из перечисленных вопросов. Выбор некоторой комбинации долговременных активов связан не только с омертвлением финансовых ресурсов, но и через  амортизацию влияет на величину конечного  финансового результата.

Финансовый риск и отражающий его финансовый леверидж напрямуя связаны  с источниковым аспектом деятельности фирмы и сопровождают второй из перечисленных  вопросов. Привлечение любого источника  финансирования предопределяет необходимость  не только его возврата в дальнейшем, но регулярной платы за него некоторых  процентов, т.е., сказывается на финансовом результате.

Бизнес-риск и отражающий его производственно-финансовый леверидж характеризуют по сути все стороны  деятельности фирмы, включая упомянутые выше инвестиционный и источниковый аспекты, а также эффективность  использования ресурсов фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2012.
      2. Ван Хорн Джеймс. Основы финансового менеджмента. М., 2011.
      3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. М.: Проспект, 2013.

 


Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте